Новости – Общество
Общество
Лифты продолжат убивать
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Каждый третий лифт в России угрожает жизни пассажиров
12 февраля, 2016 18:30
5 мин
В среднем по России 30% лифтов старше 25 лет, своего предельного срока эксплуатации, — таковы данные Национального лифтового союза (НЛС). Но главная проблема даже не в возрасте оборудования, а в отсутствии контроля за его эксплуатацией. До сих пор нет закона, который бы разрешал их обслуживание только специализированным организациям. Более того, два года назад лифтовые системы убрали из Реестра особо опасных производственных объектов. Получается, что их обслуживание осталось без должного контроля и от новых трагедий никто не застрахован.
Двери закрываются
В январе этого года начались масштабные проверки подъемного оборудования, и поводов для этого было предостаточно. Жуткий случай произошел в столице 19 декабря — тогда аварийный лифт убил 10-месячного младенца в многоэтажке на улице Островитянова. Мать пыталась завезти коляску в кабину, вдруг дверь неожиданно захлопнулась, трос оборвался, а кабина рухнул вниз вместе с коляской. 2 января чудом удалось выжить женщине, которая оказалась в лифте пятиэтажки на Дубосековской улице, когда у него оборвался трос. 14 января рухнула кабина в элитном жилом комплексе «Алые паруса». В нем погибла Ирина Володина — дочь телевизионного диктора Евгения Кочергина. 6 февраля житель Тюмени упал вместе с лифтом с третьего этажа и, к счастью, отделался только испугом.
Самое интересное, что и чиновники, и специалисты знают ответ на вопрос, почему падают лифты. Одна из причин — устарело оборудование. «Массовая застройка городов приходилась на 70-е годы. При этом максимальный срок эксплуатации механизмов 25 лет, после этого его надо заменять. Сейчас в разных регионах ситуация разная — в Белгороде, например, всего 18% износа, а вот в Ярославской области заменить нужно 63% механизмов. Получилось, что к началу 2000-х годов пришло время их замены в домах массовой застройки, а денег на это не хватало. Сейчас проблемы нарастают как снежный ком: подъемников, требующих замены, все больше, а денег выделяется недостаточно», — пояснил РП начальник отдела по связям с общественностью НЛС Константин Голин.
Куда уходят деньги?
Впрочем, даже те средства, что выделяются, часто расходуются не по назначению. Например, в начале февраля стали известны результаты проверки прокуратуры Москвы. Были обнаружены многочисленные нарушения, связанные с обслуживанием оборудования, в том числе хищение на сумму 3 млн рублей — эти деньги были выделены на содержание 81 лифта. Поэтому не удивительно, что жалобы жильцов на состояние подъемников часто остаются без ответа. Например, в доме, где погиб младенец, люди неоднократно сообщали в управляющую компанию о неисправности лифта. Но выходит, что проверками коммунальщики начинают заниматься только после того, как дело дойдет до трагедии.
И здесь все упирается во вторую проблему — на законодательном уровне нет должного контроля за работой организаций, обслуживающих лифты. «Лифт — собственность жильцов многоквартирного дома, — поясняет Константин Голин. — Обслуживание дома они передают управляющей компании, а уже та, в свою очередь, ищет организацию, которая будет заниматься обслуживанием подъемного оборудования. Разумеется, все хотят сэкономить. Если услуги специализированных организаций по обслуживанию одного лифта будут стоить 5 тыс. рублей в месяц, то можно найти компанию и подешевле — за тысячу. Только в таких сомнительных организациях нагрузка на электромехаников раз в десять больше, чем по нормативу, — доходит до того, что на одного человека приходится по 150 механизмов. Он чисто физически не успевает осмотреть все, тем более внимательно».
Дело ответственное
Итак, чтобы повысить безопасность лифтов, нужно в корне пересмотреть систему контроля за их обслуживанием. В первую очередь, вернуть их в Реестр особо опасных производственных объектов Ростехнадзора — к ним относится оборудование, которое представляет угрозу для здоровья и жизни людей. Например, в их числе эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры. И непонятно, зачем в 2013 году из этого реестра исключили лифты в многоквартирных домах. Поскольку тогда же был принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов», функции по учету, регистрации и проектированию этого оборудования с Ростехнадзора сняли. У него осталось лишь право проводить проверки, которых, как сейчас очевидно, недостаточно.
Но самое главное — сейчас установкой и эксплуатацией лифтов могут заниматься любые компании. «В этом главная проблема всей отрасли, — поясняет представитель НЛС. — Нужен закон, который бы регламентировал работу организаций, занимающихся обслуживанием кабин. Это должны быть только специализированные компании. И к ним должны применяться жесткие требования в том числе и по квалификации работников. Например, нужно вспомнить нормативы — в зависимости от разряда один электромеханик должен обслуживать 16–18 лифтов, но никак не 100–150. Тогда специалист сможет выделить от трех до шести часов на осмотр оборудования, а именно столько нужно для того, чтобы провести полноценную проверку механизмов. А по нормам безопасности осматривать лифт механик должен один раз в три дня».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости