Новости – Общество
Общество
Лекции с шампанским и классики с социальными сетями
«Русская Планета» поговорила с создателем самых нескучных лекций
22 ноября, 2017 08:00
6 мин
Говорят, гений не отделим от своего времени. Чтобы лучше понять творчество писателя, художника или композитора надо начать с изучения его эпохи, биографии и людей, которые его окружали.
Такого мнения придерживается интеллектуальный проект «Buro 29/02» в лице его создателя и руководителя Анастасии Новиковой и лектор музыковед и культуролог Анастасия Четверикова создатель курса "Музыка XX века. Если бы у композиторов были социальные сети".
«Учеба это сложно, а лекции — скучно» — довольно часто эти слова мы слышим от знакомых, а может и от самих себя (припоминая какую-нибудь нудную лекцию или урок).
Именно это вдохновляет творческих людей на коллаборация с лекторами и интеллектуалами на проекты, способные разрушить устоявшиеся стереотипы и показать всем, что процесс обучения может быть увлекательным и интересным.
«Русская Планета» (РП): Как вы пришли к идее подобных лекций?
Анастасия Четверикова (АЧ): Помните того профессора - зануду из фильма «Новогодняя ночь»? Который расхаживал и говорил: «Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?». Так вот: у многих людей сохранился в голове именно такой образ лектора. И, что лекторий — это скучно. Когда я разрабатывала курс лекций «Музыка XX. Если бы у композиторов были социальные сети», то я исходила из того, что нас неправильно учат в музыкальной, общеобразовательной школе и даже в институте. Мы изучали отдельно русскую музыку, отдельно немецкую, французскую и т.д. И у нас в голове никак не сходится, что люди, представители разных школ, направлений, могут быть знакомы между собой. Что они пересекаются, что их могут связывать не только дружеские отношения, что они могут влиять друг на друга и т.д. Такой подход может полностью изменить наше восприятие музыкальной культуры.
Поэтому, я представила себе, будто-бы у композиторов XX века есть соц. сети, и они связаны все некой френдлентой. И если ты меня спросишь, я могу сказать тебе, как Стравинский и Шенберг, в этой лекции связаны со всеми людьми представленными на экране.
Поэтому, я представила себе, будто-бы у композиторов XX века есть соц. сети, и они связаны все некой френдлентой. И если ты меня спросишь, я могу сказать тебе, как Стравинский и Шенберг, в этой лекции связаны со всеми людьми представленными на экране.
РП: Например, Аль Капоне.
АЧ: Дело в том, что Игорь Стравинский и Арнольд Шенберг были знакомы со Львом Терменом, который изобрел терменвокс (первый инструмент, считающийся электромузыкальным). И когда однажды Лев Термен приехал в Америку (а тогда в Лос-Анджелесе жили и Стравинский и Шенберг), он продемонстрировал им и всей музыкальной публике работу своего изобретения, что привело публику в полный восторг. К слову, на терменвоксе даже Ленин играл. Примерно в то же время Лев Термен создал, на основе своего изобретения, первую звуковую сигнализацию. Премьера которой и состоялась в камере Аль Капоне.
АЧ: Дело в том, что Игорь Стравинский и Арнольд Шенберг были знакомы со Львом Терменом, который изобрел терменвокс (первый инструмент, считающийся электромузыкальным). И когда однажды Лев Термен приехал в Америку (а тогда в Лос-Анджелесе жили и Стравинский и Шенберг), он продемонстрировал им и всей музыкальной публике работу своего изобретения, что привело публику в полный восторг. К слову, на терменвоксе даже Ленин играл. Примерно в то же время Лев Термен создал, на основе своего изобретения, первую звуковую сигнализацию. Премьера которой и состоялась в камере Аль Капоне.
Вот такие соц.сети. Мне показалось это интересным. И в последствии, я начала использовать этот метод и на других лекциях.
(РП) Многие говорят, что преподавание - это не только призвание. А в первую очередь еще одно отдельное образование. Как это было у вас?
Лично со мной это произошло совсем по-другому. Проработав 10 лет на радио, в частности на музыкально-развлекательных станциях, я поняла, что как интеллектуала меня это совершенно не развивает, напротив. Понимаете, у меня музыковедческое, два высших образования и аспирантура за плечами. А я людям какую-то ерунду рассказываю изо дня в день. И я ушла. Но решила, что такой опыт не должен пропадать даром, ведь в «радийной» манере можно рассказывать что-то по-настоящему интересное и важное. Простым человеческим языком о сложном.
Вопрос к Анастасии Новиковой, создателю и руководителю «Buro 29/02»:
РП: Как я понимаю, вы приверженец маленьких, камерных тусовок?
АН: Мы стремимся к интеллектуальному клубу. И мы решили делать такие камерные вечера, как лекции с шампанским, чтобы людям было комфортно. Чтобы создавались некие доверительные отношения между аудиторией и лектором.
Но на будущее у нас, конечно, поставлена задача глобальнее. Пока, наша аудитория — это «прокаченные» люди. Но мы хотим привлекать разную аудиторию. Так сказать, совершать «популяризацию популяризации». Мы хотим знакомить людей с «интеллектуальным бытом». Например «московский модерн» — все говорят о нем, но никто не знает что это за стиль, почему именно московский.
Никто не говорит, что вокзалы или метро — это некое произведение искусства, со своей интересной историей, архитектором и т.д. Вот ездим мы на метро каждый день, и никто ведь не понимает, что вокруг — настоящее произведение искусства. Роскошь.
Никто не говорит, что вокзалы или метро — это некое произведение искусства, со своей интересной историей, архитектором и т.д. Вот ездим мы на метро каждый день, и никто ведь не понимает, что вокруг — настоящее произведение искусства. Роскошь.
РП: Как вы считаете, сейчас много людей интересуются историей, культурой?
АН: Да, сейчас пошла тенденция, что интеллектуальное развитие — это модно. Подобно К. Бальмонту (который предпочитал учебе самообразование), наши современники сейчас тоже стремятся именно к самообразованию, к разностороннему развитию. Ведь люди учились на технические профессии, но им тоже хочется прикоснуться, понять искусство. Приходят люди в возрасте, которые, с горящими глазами, интересуются, спрашивают, что почитать и т.д.
На сегодняшний день, на самом деле, куча лекториев, и каждый лекционный и экскурсионный проект занимает свою нишу, придумывая свои фишки. У нас вот лекции с шампанским и экскурсии в «закрытые» места и интеллектуальные вечеринки, например готовим новый год в стиле джаз, где о джазе и об этой эпохе узнаем по-больше.
РП: Спасибо за интересную беседу.
На сегодняшний день, на самом деле, куча лекториев, и каждый лекционный и экскурсионный проект занимает свою нишу, придумывая свои фишки. У нас вот лекции с шампанским и экскурсии в «закрытые» места и интеллектуальные вечеринки, например готовим новый год в стиле джаз, где о джазе и об этой эпохе узнаем по-больше.
РП: Спасибо за интересную беседу.
Все, теперь можно начинать лекцию!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости