«Где все москвичи? Под землей»
4 мин чтения
Вид на трехполосную эстакаду в районе делового центра «Москва-Сити».Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Вид на трехполосную эстакаду в районе делового центра «Москва-Сити».Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Датский урбанист Ян Гейл рассказал, как обуздать автомобилизацию Москвы и сделать город пешеходным

15 июля в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла встреча с датским архитектором и консультантом по городскому дизайну Яном Гейлом. Он прочитал лекцию о «живых городах XXI века» и представил результаты своего исследования «Москва. На пути к лучшему городу для людей», проведенного в 2013 году по заказу правительства Москвы. В работе Гейл рассмотрел основные проблемы города и разработал рекомендации по их устранению.

Живые города XXI века

По мнению Гейла, в 1960-е годы произошла смена парадигмы городского планирования. Это было продиктовано различными факторами: повышающимся уровнем автомобилизации и расширением застройки, а также изменением требований горожан к качеству жизни.

Ян Гейл — архитектор и консультант по городскому дизайну, обладатель премии имени сэра Патрика Аберкромби — награды Международного союза архитекторов за выдающиеся достижения в области городского планирования. Гейл является почетным профессором городского проектирования в Школе архитектуры Копенгагена, почетным доктором Университета Хериота-Уотта, почетным членом Королевского института британских архитекторов, Американского института архитектуры, Королевского архитектурного института Канады и Института планирования Австралии. Гейл участвовал во многих проектах городского дизайна по всему миру: в 2004 году он провёл исследования по качеству общественной сферы в Лондоне, в 2007 году его нанял Департамент транспорта Нью-Йорка для изменения улиц города. Гейл также проводил исследования для ряда городов Австралии и Новой Зеландии.

Для устойчивого развития города необходимо снижение числа автомобилей в нем. Для этого надо создавать развитую сеть наземного общественного транспорта, чтобы люди могли добираться на нем с не меньшим комфортом по сравнению с личным автомобилем.

Недостаток движения приводит к болезням, убивающим ежегодно больше людей, чем курение — поэтому город должен быть здоровым. Архитектор привел в пример фитнес-центр, в который люди поднимаются на эскалаторе. «В ходьбе заключается намного больше смысла, чем просто ходьба», — утверждает Гейл. Ежедневные получасовые прогулки могут продлить жизнь на семь лет. Пешеходная жизнь — это ключ к успеху, она может дать не только здоровье, но и богатую социальную жизнь: мы можем за всем наблюдать, изучать, заводить новые знакомства.

На основе этих базовых принципов и строятся лучшие города. Гейл озвучил рейтинг, подведенный изданием Monocle, согласно которому в 2013 году самым удобным для жизни городом мира стал Копенгаген. В тройке также находятся Мельбурн и Хельсинки, далее идут Токио, Вена, Цюрих, Стокгольм, Мюнхен, Сидней и Окленд.

Москва. На пути к лучшему городу для людей

Гейл впервые приехал в Россию в декабре 2011 года на Московский урбанистический форум. Позже мэр Сергей Собянин и столичное правительство заказали ему и его агентству Gehl Architecs исследование по анализу общественных пространств и общественной жизни Москвы. Ученые выбрали для изучения несколько типичных районов и улиц. Краткие итоги этой работы архитектор представил на выступлении.

Ян Гейл. Фото: Александр Кожохин / РИА Новости, архив,

Среди достоинств Москвы он отметил кольцевую структуру города, развитую сеть метро, большие водные пространства, широкие бульвары, красивую архитектуру и малоэтажность города. Москва — крупный город, только ее центр размером с типичный мегаполис.

Основная же проблема, по мнению специалиста, заключается в том, что в городе все пространство отдано автомобилям. «Я видел не так много городов, где столь наплевательски относятся к пешеходам», — подчеркнул Гейл. Он отметил, что улицы Москвы постоянно перегружены автомобилями, слишком много пространства отдано под парковку. К примеру, на улице Мясницкой 78% пространства отдано автомобилям, на Пятницкой — 74%, на Неглинной — 81%, а на Садовом кольце 87%.

Даже в центре города наблюдается недостаток мест для отдыха и явная нехватка зелени.

«Люди должны гулять, слушать и говорить, переходить дорогу, заниматься спортом, иметь места для отдыха днем и быть в безопасности ночью. Город должен быть доступен для всех, включая инвалидов»,

— отметил архитектор, говоря о ключевых вещах для городской атмосферы.

Еще одной чертой, поразившей специалиста, стало то, что в Москве люди совсем не гуляют. Пешеходов на улицах города меньше, чем в других мегаполисах — на Тверской улице их в два раза меньше, чем в пешеходной зоне Стрёгет в Копенгагене, и почти в четыре раза меньше, чем на нью-йоркской Таймс-Сквер и лондонской Оксфорд-стрит. Даже на Невском проспекте Санкт-Петербурга проходят в 4,3 раза больше пешеходов, чем на Тверской. На вопрос: «А где же люди?» возникает ответ: «Под землей». Люди слишком много времени проводят в метро, которое вот-вот будет окончательно переполнено. «Мы не будем звать людей в метро, нам нужно вывести их на улицу, даже несмотря на всю красоту московской подземки», — утверждал Гейл. Архитектора также поразило то, что даже на земле люди проводят почти все время около станций метрополитена, они не проходят и 200 метров. Около станций слишком много людей, они не гуляют просто так, они идут из-за того, что вынуждены куда-то идти. Доказательством служит то, что в Москве одинаковое количество пешеходов летом и зимой, тогда как в других городах в плохую погоду их число значительно снижается.

Карта московского метро. Фото: Сергей Бобылев / ИТАР-ТАСС

Проблемой становятся и переходы. В Москве очень много подземных переходов, хотя в европейских городах это стало пережитком 1960-70-х годов.

«На самом деле горожане ненавидят подъемы, спуски, подземные тоннели и ступеньки»,

— отметил специалист. Он привел в пример станцию Маяковская, где при выходе из метро людям приходится идти около 100 метров до пешеходного перехода, чтобы пересечь улицу.

Гейл отметил и то, что в Москве очень мало уличных кафе и веранд. К примеру, в центре Мельбурна их 15 тысяч, у нас же таких кафе меньше в разы. Уличные кафе и веранды украшают город, а в российской столице все заставлено разного вида наружной рекламой. Но и реклама становится не единственным препятствием на улице для пешехода — к примеру, на некоторых участках Тверской на каждые 100 метров людям встречается 30 препятствий (киоски, фонарные столбы и т.д.).

Еще одной проблемой российской столицы, по мнению архитектора, становится то, что набережные используются в качестве магистралей для автотранспорта. В Москве лишь 7% пространства на набережных отданы людям, тогда как в Нью-Йорке этот показатель составляет 45%, в Париже — 52%, а в Лондоне — 76%. Многие московские достопримечательности находятся недалеко от набережных, но связь с рекой практически отсутствует, необходимо дать людям возможность спуститься к воде. (После выступления Гейла главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что уже создан проект «Москва-река», который изменит эту ситуацию).

Теперь к рекомендациям специалиста. Первое, на чем он остановился — использование уникальных качеств Москвы. Особенно Гейл подчеркнул необходимость развития речного флота. Надо также существенно озеленить город, по максимуму использовать бульвары. Также специалист посоветовал сделать акцент на трех главных кольцах города — Бульварном, Садовом и Третьем транспортном. Архитектор поддержал и идею о сохранении малоэтажности Москвы.

Но все же ключевая задача, по мнению Гейла, — это решение проблемы автомобилей и внимания к пешеходам. Необходимо исправить нынешнюю ситуацию, в которой «автомобиль - король города», и отдать корону пешеходам. Нужно развивать наземный общественный транспорт, в частности, оснастить Москву новыми скоростными трамваями, и велосипедную инфраструктуру — построить велодорожки и обезопасить их от автомобилей. В своеобразной пирамиде должен сначала стоять человек, после него общественный (особенно наземный) транспорт, далее такси и лишь в конце личные автомобили. Сейчас же ситуация в городе такова, что главными являются автомобили, потом снова автомобили, после них метро и лишь в конце человек. К примеру, в Копенгагене 37% жителей передвигаются на велосипеде, 33% — на общественном транспорте, 27% — на личном автомобиле и 3% пешком. 70% людей, передвигающихся на велосипеде, продолжают ездить на нем и зимой.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Читайте в рубрике «Общество» Восемь детей. Нищета и собакиТрехлетняя Настя нуждается в поддержке. «Русская планета» помогает детям. ПОМОЖЕМ ВМЕСТЕ Восемь детей. Нищета и собаки
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
17 июля 2013, 19:56
Все москвичи на машинах по городу ездят и в пробках радио слушают, в метро одни студенты и мигранты
17 июля 2013, 15:01
Во-первых надо запретить В СТОЛИЦЕ все мелкие полу-легальные шайтан-такси и жестко штрафовать за это, вплоть до лишения прав и конфискации автомобиля, во-вторых повысить транспортный налог для частников и владельцев индивидуального авто, а в третьих организовать систему на принципиально ином уровне - новый, удобный и скоростной общественный транспорт, который был бы кроме прочего выгоден горожанам по чисто финансовым соображениям. Так или почти так можно будет оптимизировать транспортный поток и разгрузить улицы от постоянно растущего скопления автомобилей.
17 июля 2013, 10:44
Выйдет новоизбранный мэр на главную площадь и скажет - "Москвичи, бросайте вы свои машины и ходите пешком!". И все сразу станут ходить пешком))
У нас автомобиль - это прежде всего престиж и марка. Нужно менять идеологию людей, что в принципе невозможно. По крайней мере не в наше время.
17 июля 2013, 09:59
Да уж. Типичный пример европейской идеологии. Это у них там человек превыше автомобилей, а у нас как раз наоборот. Железный конь ценится намного дороже человеческой жизни. И каким бы комфортным не был общественный транспорт, но комфорта автомобиля он не заменит. Наши лучше будут часами стоять в пробках, но в уютном автомобильном кресле под любимые ритмы)
17 июля 2013, 19:57
И безопасней согласитесь. В метро давка и неадекватная молодежь битком, и кошельки воруют
17 июля 2013, 09:24
Вчера шел по набережной в самом центре москвы - на якиманке. Ни одной урны !!! Ни одной лавочки!! Молодежь сидит прямо на ограждении (периодически падая в воду наверное) и кидает бычки на асфальт, где носятся мерседесы. Вот и все((
16 июля 2013, 20:43
Как Кузнецов на самом деле заботится о набережных можно понять, попробовав пройти по правому берегу Москва-реки от Строгино хотя бы до Филёвского парка.
16 июля 2013, 20:29
И сколько же московская мэрия заплатила Гейлу за подобные исследования, которое и яйца выеденного не стоят, ибо их результаты и так лежат на поверхности? И какой от них толк, если все равно нет конкретным предложений, самих механизмов выхода из этой тупиковой ситуации, да и целесообразны ли они, если таковые все же появятся? На мой взгляд проще построить рядом еще одну Москву, чем воплотить гротескные идеи её реконструкции в жизнь...
16 июля 2013, 20:14
Что уж тут говорить, современная Москва превратилась в отстой, спасибо мэрии и власти в целом!
16 июля 2013, 18:42
Единственный выход для Москвы - это сравнять её с землей и отстроить заново, и ни какие мега-архитекторы тут не помогут. Хватит урбанизировать столицу, пора выводить активы, а в месте с ними и популяцию в другие города!
16 июля 2013, 20:44
Хватит автомобилизировать Москву.
А жителей оставьте в покое, это наш город.
16 июля 2013, 15:51
Ничего нового не узнал, хорошо быть богатым и здоровым, плохо быть бедным и больным. Естественно в городе, если работа сидячая, ходиь нужно, а лучше на велосипеде по парку гонять
16 июля 2013, 15:43
Велосипеды - это хорошая тема, но у нас северная страна, и если та же Дания или Голландия страны маленькие и там все чиститься, поэтому даже зимой на велике кататься можно, у нас это маловероятно. Так что зимой все-равно измучаемся в давках и пробках. А вот летом - все на великиЮ, еще бы власти стоянки велосипедные делали
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!