Новости – Люди












Люди
«Где все москвичи? Под землей»

Вид на трехполосную эстакаду в районе делового центра «Москва-Сити».Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
Датский урбанист Ян Гейл рассказал, как обуздать автомобилизацию Москвы и сделать город пешеходным
16 июля, 2013 10:40
4 мин
15 июля в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла встреча с датским архитектором и консультантом по городскому дизайну Яном Гейлом. Он прочитал лекцию о «живых городах XXI века» и представил результаты своего исследования «Москва. На пути к лучшему городу для людей», проведенного в 2013 году по заказу правительства Москвы. В работе Гейл рассмотрел основные проблемы города и разработал рекомендации по их устранению.
По мнению Гейла, в 1960-е годы произошла смена парадигмы городского планирования. Это было продиктовано различными факторами: повышающимся уровнем автомобилизации и расширением застройки, а также изменением требований горожан к качеству жизни.
Для устойчивого развития города необходимо снижение числа автомобилей в нем. Для этого надо создавать развитую сеть наземного общественного транспорта, чтобы люди могли добираться на нем с не меньшим комфортом по сравнению с личным автомобилем.
Недостаток движения приводит к болезням, убивающим ежегодно больше людей, чем курение — поэтому город должен быть здоровым. Архитектор привел в пример фитнес-центр, в который люди поднимаются на эскалаторе. «В ходьбе заключается намного больше смысла, чем просто ходьба», — утверждает Гейл. Ежедневные получасовые прогулки могут продлить жизнь на семь лет. Пешеходная жизнь — это ключ к успеху, она может дать не только здоровье, но и богатую социальную жизнь: мы можем за всем наблюдать, изучать, заводить новые знакомства.
На основе этих базовых принципов и строятся лучшие города. Гейл озвучил рейтинг, подведенный изданием Monocle, согласно которому в 2013 году самым удобным для жизни городом мира стал Копенгаген. В тройке также находятся Мельбурн и Хельсинки, далее идут Токио, Вена, Цюрих, Стокгольм, Мюнхен, Сидней и Окленд.
Гейл впервые приехал в Россию в декабре 2011 года на Московский урбанистический форум. Позже мэр Сергей Собянин и столичное правительство заказали ему и его агентству Gehl Architecs исследование по анализу общественных пространств и общественной жизни Москвы. Ученые выбрали для изучения несколько типичных районов и улиц. Краткие итоги этой работы архитектор представил на выступлении.

Ян Гейл. Фото: Александр Кожохин / РИА Новости, архив,
Среди достоинств Москвы он отметил кольцевую структуру города, развитую сеть метро, большие водные пространства, широкие бульвары, красивую архитектуру и малоэтажность города. Москва — крупный город, только ее центр размером с типичный мегаполис.
Основная же проблема, по мнению специалиста, заключается в том, что в городе все пространство отдано автомобилям. «Я видел не так много городов, где столь наплевательски относятся к пешеходам», — подчеркнул Гейл. Он отметил, что улицы Москвы постоянно перегружены автомобилями, слишком много пространства отдано под парковку. К примеру, на улице Мясницкой 78% пространства отдано автомобилям, на Пятницкой — 74%, на Неглинной — 81%, а на Садовом кольце 87%.
Даже в центре города наблюдается недостаток мест для отдыха и явная нехватка зелени.
— отметил архитектор, говоря о ключевых вещах для городской атмосферы.
Еще одной чертой, поразившей специалиста, стало то, что в Москве люди совсем не гуляют. Пешеходов на улицах города меньше, чем в других мегаполисах — на Тверской улице их в два раза меньше, чем в пешеходной зоне Стрёгет в Копенгагене, и почти в четыре раза меньше, чем на нью-йоркской Таймс-Сквер и лондонской Оксфорд-стрит. Даже на Невском проспекте Санкт-Петербурга проходят в 4,3 раза больше пешеходов, чем на Тверской. На вопрос: «А где же люди?» возникает ответ: «Под землей». Люди слишком много времени проводят в метро, которое вот-вот будет окончательно переполнено. «Мы не будем звать людей в метро, нам нужно вывести их на улицу, даже несмотря на всю красоту московской подземки», — утверждал Гейл. Архитектора также поразило то, что даже на земле люди проводят почти все время около станций метрополитена, они не проходят и 200 метров. Около станций слишком много людей, они не гуляют просто так, они идут из-за того, что вынуждены куда-то идти. Доказательством служит то, что в Москве одинаковое количество пешеходов летом и зимой, тогда как в других городах в плохую погоду их число значительно снижается.

Карта московского метро. Фото: Сергей Бобылев / ИТАР-ТАСС
Проблемой становятся и переходы. В Москве очень много подземных переходов, хотя в европейских городах это стало пережитком 1960-70-х годов.
— отметил специалист. Он привел в пример станцию Маяковская, где при выходе из метро людям приходится идти около 100 метров до пешеходного перехода, чтобы пересечь улицу.
Гейл отметил и то, что в Москве очень мало уличных кафе и веранд. К примеру, в центре Мельбурна их 15 тысяч, у нас же таких кафе меньше в разы. Уличные кафе и веранды украшают город, а в российской столице все заставлено разного вида наружной рекламой. Но и реклама становится не единственным препятствием на улице для пешехода — к примеру, на некоторых участках Тверской на каждые 100 метров людям встречается 30 препятствий (киоски, фонарные столбы и т.д.).
Еще одной проблемой российской столицы, по мнению архитектора, становится то, что набережные используются в качестве магистралей для автотранспорта. В Москве лишь 7% пространства на набережных отданы людям, тогда как в Нью-Йорке этот показатель составляет 45%, в Париже — 52%, а в Лондоне — 76%. Многие московские достопримечательности находятся недалеко от набережных, но связь с рекой практически отсутствует, необходимо дать людям возможность спуститься к воде. (После выступления Гейла главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что уже создан проект «Москва-река», который изменит эту ситуацию).
Теперь к рекомендациям специалиста. Первое, на чем он остановился — использование уникальных качеств Москвы. Особенно Гейл подчеркнул необходимость развития речного флота. Надо также существенно озеленить город, по максимуму использовать бульвары. Также специалист посоветовал сделать акцент на трех главных кольцах города — Бульварном, Садовом и Третьем транспортном. Архитектор поддержал и идею о сохранении малоэтажности Москвы.
Но все же ключевая задача, по мнению Гейла, — это решение проблемы автомобилей и внимания к пешеходам. Необходимо исправить нынешнюю ситуацию, в которой «автомобиль - король города», и отдать корону пешеходам. Нужно развивать наземный общественный транспорт, в частности, оснастить Москву новыми скоростными трамваями, и велосипедную инфраструктуру — построить велодорожки и обезопасить их от автомобилей. В своеобразной пирамиде должен сначала стоять человек, после него общественный (особенно наземный) транспорт, далее такси и лишь в конце личные автомобили. Сейчас же ситуация в городе такова, что главными являются автомобили, потом снова автомобили, после них метро и лишь в конце человек. К примеру, в Копенгагене 37% жителей передвигаются на велосипеде, 33% — на общественном транспорте, 27% — на личном автомобиле и 3% пешком. 70% людей, передвигающихся на велосипеде, продолжают ездить на нем и зимой.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости