Новости – Люди












Люди
Ледяная война

Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
Ждать решения комиссии ООН по российской заявке на расширение континентального шельфа в Арктике бессмысленно
30 декабря, 2015 10:00
9 мин
Глава Минприроды РФ Сергей Донской сообщил, что рассмотрение заявки на расширение континентального шельфа России в Арктике специальной комиссией ООН намечено на февраль 2016 года. Россия претендует на богатый запасами углеводородов район хребта Ломоносова, протянувшегося через Северный полюс от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском арктическом архипелаге.
Москва опирается в данном вопросе на конвенцию ООН по морскому праву, принятую в 1982 году, согласно которой государство имеет право продлить площадь исключительной экономической зоны далее установленных 200 миль от базовых линий, если докажет, что морское дно в данном районе является продолжением берега и частью единой континентальной платформы. В том случае, если заявка Москвы будет удовлетворена, Россия получит контроль над 60% залегающих в арктическом регионе углеводородов.
Это не первое обращение России в ООН по данному поводу — заявка, поданная в 2001 году, была отклонена, так как в ООН сочли недостаточности информации, представленную в документе. Учитывая обострение межгосударственной борьбы за арктические ресурсы, возлагать большие надежды на то, что внушительный участок Арктики отойдет к России без «боя», в результате положительного решения комиссии ООН, было бы слишком оптимистично.
Правовой хаос
Прежде всего, следует отметить, что единой правовой базы, регламентирующей деятельность государств на территории Арктики, просто не существует. На протяжении долгого времени регион воспринимался как малоценная ледяная пустыня, в качестве иллюстрации в данном случае можно привести то, как легко Российская империя рассталась с Аляской, продав ее США в 1867 году, а СССР — с архипелагом Шпицберген, на закрепление которого за Норвегией Москва согласилась в обмен на признание суверенитета молодого советского государства со стороны Осло в 1924 году. Настоящий интерес к Арктике пробудился позднее, после открытия в ней месторождений углеводородов (30-е годы), а также на фоне ядерного противостояния США и СССР.
Сегодня Арктика, с ее богатыми запасами углеводородов (около 30% мировых запасов газа и 13% нефти) превратилась в объект соперничества для целого ряда стран. Интерес к арктическим территориям проявляют даже государства, расположенные на значительном удалении от Арктики, например, Китай, Южная Корея и Италия — к примеру, итальянский посол в Норвегии Джорджио Новелло заявил, что «удаленность Италии от арктической проблематики — это только поверхностное впечатление».
При этом все заинтересованные страны апеллируют к наиболее выгодным для них правовым нормам, принятым в различные эпохи, вплоть до актов полуторавековой давности. В отношении Арктики действует ряд универсальных конвенций (касающихся, в частности, вопросов экологии) и двусторонних договоров арктических государств, однако, единого международно-правового акта, определяющего статус региона, до сих пор не создано. Разрешение спорных вопросов происходит ситуативно, как, например, спор России и Норвегии относительно акватории Баренцева моря, разрешившийся в 2010 году. Тогда на уступки пошел Дмитрий Медведев, занимавший пост главы государства, он согласился на раздел спорной территории по срединной линии, проведенной между архипелагом Шпицберген и Землей Франца-Иосифа, на этом варианте раздела настаивала норвежская сторона, хотя он противоречил отстаиваемому Москвой принципу секторального деления Арктики.
Правовая неопределённость статуса арктических территорий выводит на первый план фактор наличия у арктических государств материальной базы для освоения и закрепления за собой спорных участков. Сложно претендовать на Арктику, не имея реальных ресурсов для ведения работы в ее суровых условиях.

Морская нефтедобывающая платформа
Морская нефтедобывающая платформа. Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
Технические возможности России в Арктике
Запад не преминул воспользоваться обострением отношений с Россией для того, чтобы попытаться заблокировать российскую деятельность в Арктике. Оборудование и комплектующие для шельфового бурения значатся в первых строках санкционного списка, введенного против России в 2014 году.
В последние десятилетия российские компании импортировали практически все оборудование, необходимое для разведки и добычи углеводородов в арктических условиях. В советское время бурение шельфа производились предприятием «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), сегодня оно находится в упадке и владеет лишь двумя буровыми установками. Дочерняя компания «Газпрома» «Газфлот» имеет пять морских ледостойких буровых установок, три из которых были построены в последние годы.
Этого явно недостаточно для полноценной работы на российском арктическом шельфе, даже если его территория не расширится в ближайшие годы. Впрочем, по мнению экспертов, Россия может быстро восстановить собственное производство необходимого оборудования, к примеру, уже в 2014 году на «Уралмаше» начали работу над новой буровой установкой «Арктическая», она пригодна для эксплуатации как на сухопутных, так и на морских участках. В Крыловском научном центре ведется разработка нового бурового судна для разведочного бурения в арктических условиях.
Неоспоримым преимуществом России является крупнейший в мире ледокольный флот, в этом с нами не может соперничать ни одно государство. В эксплуатации сейчас находятся 38 ледоколов, часть из которых — атомные. Еще несколько атомных ледоколов находятся сейчас на стадии строительства и будут введены в строй в ближайшее время. Это позволит России спокойно обеспечивать функционирование Северного морского пути, на который возлагают большие надежды Китай и Япония.
США (как и другие арктические государства) не могут конкурировать с Россией в области строительства ледоколов. По признанию губернатора Аляски Билла Уокера, американцы сегодня «даже не в одной лиге с Россией», так как последний тяжелый ледокол сошел с верфей США примерно 40 лет назад.
Военное присутствие
Экономические интересы, как правило, поддерживаются военным потенциалом страны, и в особенности это касается арктических территорий, государственная принадлежность которых до сих пор остается неопределенной. Кроме того, не следует забывать и о, собственно, военном значении Арктики — самый короткий путь для возможного нанесения ракетных ударов по России со стороны США проходит именно через Северный полюс.
Тут Россия тоже опережает многих своих конкурентов. В 2014 году Минобороны РФ объявило о создании Арктических войск России, фактически — еще одного военного округа. Основой Арктических войск был заявлен Северный морской флот ВМФ России, в них также войдут 200-я мотострелковая бригада в Печенге, 40-я бригада морской пехоты Тихоокеанского флота на Камчатке и вновь созданные «арктические» бригады. Россия возводит военные базы на Новой земле и Земле Франца-Иосифа.
По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, формирование арктической группировки завершится к 2018 году. Кроме того, главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков озвучил планы по наращиванию группировки стратегического ядерного и неядерного сдерживания в Арктике.
За последнее время российские военные провели ряд арктических учений, в которых приняли участие представители различных родов войск.
Военная активность России в Арктике беспокоит наших конкурентов. Командующий ВС Норвегии адмирал Хаакон Бруун-Ханссен заявил, в частности, что Осло должно незамедлительно выделить около 21 млрд долларов на модернизацию своей армии в целях противостояния растущему российскому влиянию в Арктике. Норвегия призывает страны скандинавского полуострова создать «особую зону безопасности» для усиления позиций союзников на арктических территориях.
Эту инициативу поддерживает и Великобритания, которая провела Североевропейский саммит, где обсуждались возможные меры по ограничению действий Москвы в Северном Ледовитом океане. Разумеется, интерес к Арктике проявляет и Вашингтон: в 2014 году командование ВМФ США создало «Арктическую дорожную карту ВМС 2014-2030», в документе изложены планы Пентагона по обеспечению своего превосходства в регионе и созданию арктической инфраструктуры.
Россия обладает значительными преимуществами, которые могут обеспечить ей лидерство в Арктике. У нас есть давние традиции освоения северных территорий, широкая научная база, сильная военная группировка, способная обеспечить безопасность российских объектов в Арктике, функционирует ледокольный флот, не имеющий аналогов в мире. Слабым местом пока является неразвитое производство оборудования для исследования и бурения морского шельфа, вопрос импортозамещения в этой области должен стать приоритетным. Рассчитывать на справедливость в международных инстанциях не стоит— обладание Арктикой можно обеспечить, в первую очередь не правовыми, а волевыми усилиями.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости