Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Латыши переходят в православие

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: pareizticiba.lv
Латвийская Православная церковь стремительно пополняется за счет бывших католиков и лютеран
Григорий Шугаев
10 мая, 2016 19:00
9 мин
Европейские христиане жалуются на оскудение храмов. Старое поколение уходит, а его место занимают единицы верующих. Казалось бы, в такой католической стране, как Франция, на Пасхальное богослужение, да не куда-нибудь, а в центральный кафедральный собор Парижа и всей страны Нотр-Дам де Пари, попасть невозможно. Тем более что именно там находится величайшая общехристианская святыня — Терновый Венец Спасителя. Ничего подобного — колыбель французского католицизма наполнена чуть более чем наполовину в сам Праздник Праздников. Такие же жалобы мы слышим и от католических и протестантских прелатов других стран Европы. Но в Латвии все складывается по-другому. И связано это с возрождением православия в этой стране.
Православие в Латвии имеет долгую и интересную историю. Редко где можно наблюдать такое удивительное, по-настоящему христианское мирное соединение судеб двух во многом разных народов, тем более когда на межгосударственном уровне ныне наблюдаются очень прохладные отношения, и это еще мягко сказано. Вот уж поистине «Дух дышит, где хочет» (Ин 3:8), и никакие политики, националисты и всякие другие инфернальные деятели не могут ничего поделать с латышами, уже в массовом порядке принимающими православие и молящимися бок о бок с русскими на… латышском языке.
Говорят, что Петр I решил устроить этнический эксперимент. В Лифляндию были отправлены сотни русских семей с целью ассимиляции латышей. Но пути Божии неисповедимы, и случилось ровно наоборот — латышами стали русские. Правда, сохранив не только русские фамилии: Петровс, Марковс, Николаевс, но и православную веру отцов. Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1779 году на окраине Риги по инициативе Видземского генерал-губернатора графа Брауна. Она ведет свою историю от небольшой деревянной часовни (1777), которая находилась за Рогульскими воротами на военном кладбище.
Русские переселенцы практически забыли литературный русский язык, хотя продолжали молиться по-церковнославянски. Постепенно к русским в православные общины стали приходить их соседи — простые латышские крестьяне. И тут произошло одно маленькое чудо. Дело в том, что, как известно, Латвия — страна многоконфессиональная. Латышские территории в течение Средневековья были разделены на земли Тевтонского и Ливонского орденов. Рижского архиепископства и Литвы. Когда грянула Реформация, латыши оказались разделенными по религиозному принципу. Там, где утвердились лютеране, и население стало лютеранским, а там, где властвовали католики, их подданные остались в католической вере. Служба у католиков шла по-латыни, а у лютеран — по-немецки. Латыши ничего не понимали ни там, ни там. А русские крестьяне религиозно были на голову выше своих соседей — ведь все священные книги и молитвословы были написаны на понятном церковнославянском языке, сказывалась и разница в крещении народов. Латыши крестились примерно лет на 300 позже русских, и у них не было вообще никакого своего религиозного мыслителя и никакой литературы на национальном языке. Так что русские и открыли латышам благую весть Евангелия.
Но все дело в том, что в Латвии никогда не было национальных феодалов и дворянства. Все сколько-нибудь важные чиновники, как и землевладельцы, были сплошь немцами, иногда литовцами. К латышам вообще относились, как к каким-нибудь туземцам, людям второго сорта. Например, находиться в Риге круглые сутки латышам разрешил только Петр I. Почему-то эти факты не хотят вспоминать нынешние политики, зато с прилежностью учеников первого класса высчитывают «ущерб», понесенный страной от «советской оккупации». Ну да Бог с ними! Есть и другие латыши, которых, судя по всему, немало.
14 апреля 1845 года Покровская церковь была передана первому Рижскому латышскому православному приходу — в этом была необходимость, так как в этот период очень много латышей перешли в православие. 22 апреля 1845 года архипастырь Филарет укомплектовал латышский причт Покровской церкви, священником был назначен Яков Михайлов. Первая служба на латышском языке состоялась в Покровской церкви 29 апреля 1845 года. Желающих участвовать в богослужении было так много, что в храм не вместилась и десятая часть православных латышей и верующих со всей округи. Православные обступили церковь со всех сторон и молились на улице.
Со временем был основан еще один более просторный православный латышский храм. Интересно, что довольно длительное время по разным техническим причинам, связанным то с пожарами, то с недостроенными храмами, существовала смешанная латышско-русская община. Объединение латышского и русского приходов в единый приход произошло 1 июля 1858 года. После организации латышско-русского прихода численность прихожан достигла 1200 человек. С этого момента службы совершались на смешанном славянско-латышском языке. Но уже 9 сентября 1879 года начинают вестись богослужения на латышском в новом Воскресенском храме. Однако духовные и личные связи не были прерваны. И постепенно при русских приходах образовывались небольшие латышские общины, часть служб в них проходила на национальном языке.
В ноябре 1892 года в селе Колке Лиепайского благочиния был освящен новый латышский православный храм в честь Рождества Христова. Этот храм необычайно интересен тем, что в годы между мировыми войнами здесь служили и на языке ливов, коренного населения края, генетически более близкого эстонцам и финнам. Причем все это делалось полуподпольно — вопреки политике тогдашнего президента Латвии Карлиса Улманиса, прямо запрещавшего письменность ливов. Приходу в издательском деле помогали православные эстонцы и финны. На несколько десятилетий только одно это оттянуло смерть языка, позволив специалистам как следует его изучить при помощи живых носителей редчайшей речи. Последний полностью этнический лив умер в 2009 году. По самым оптимистичным оценкам, более или менее языком древних ливов владеют сейчас около 210 человек.
Есть у Латышской Православной церкви и свой святой, свщмч. Иоанн (Янис Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский, умученный 12 октября 1934 года. Его удивительное житие требует отдельного рассказа. Видимо, и его молитвами число православных латышей значительно прибавляется в последнее время. В православный храм пришел и бывший депутат Юрмальской городской думы, а ныне главный редактор радио «Юрмала» Янис Кузин. Основной мотив — самый благожелательный: поиск истины. Однажды он вел радиопередачу с бывшим католиком, перешедшим в исламскую общину и ставшим там пресс-секретарем. Собеседник огорошил Яниса признанием, которого, видимо, долго ждала его душа: «Только тот может именовать себя католиком или лютеранином, кто полностью живет по изначальным законам, данным Католической или Лютеранской церковью, а если люди отходят от своих истоков ради политических выгод и становятся либералами, то они уже не являются католиками и лютеранами. Реформация не привела ни к чему хорошему, поэтому из-за постоянных изменений догм лютеран и католиков становится все меньше и меньше. Церковь состоит из людей, а если в храме нет прихожан, то нет и самой конфессии».
Янис Кузин
Янис Кузин. Фото: ruskline.ru
И тогда Янис Кузин обратился к православию — вере, не претерпевшей никаких изменений в течение двух тысячелетий: «В Католической и Лютеранской церквях не чувствуется Божиего дыхания. Поэтому отрадно, что латыши ищут себя не в сектах, а в православии. Хотя, к сожалению, для Латвии сектантство является насущной проблемой. Лютеранство — светская религия, связанная с государством, и все официальные мероприятия Латвии происходят в Лютеранской церкви. Но даже когда председатель правительства и президент Латвии участвуют в этих мероприятиях, то Лютеранская церковь остается полупустой. Напротив, когда они прибывают в православные храмы, то яблоку негде упасть». И это несмотря на то, что националисты контролируют Министерство юстиции и частенько проводят необоснованные проверки, граничащие со святотатством: например, женщины-инспекторы пытаются прорваться в алтарь, что, как известно, для Православной церкви невозможно.
«Я вижу по своим знакомым, как много латышей переходят в православие и становятся прихожанами православных храмов в Юрмале и Риге, — продолжает Янис Кузин. — В столице Латвии православные храмы переполнены прихожанами-латышами. Каждую среду латвийские лютеране и католики беседуют с православным священником о том, как им перейти в православие. В Латвии целыми семьями принимают православную веру».
Никого сейчас не обманешь. Ни спортивные секции, ни хоровые общества, ни другие кружки по интересам, которые столь распространены в практически государственной латышской церкви, не могут удержать прихожан. Если нет духа, благодати Божьей, нет связи времен, то устраивай хоть сто секций — никто не придет. Тем более мест, где можно заняться спортом или музыкой, сейчас полным-полно. И наоборот — сколько ни хули православие и его иерархов — народ только прибывает. И борьба против православия — вещь отнюдь не придуманная. Православие — это сила. Прежде всего потому, что она развивает свободную от греха личность — и в этом его «вина» для тех, кто хотел бы, чтобы все люди на земле делали то, что велит кучка воротил финансового капитала. И, конечно, православный человек свободен: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.; 3:17). Он не затуманен строгими юридическими догмами католицизма и примитивизмом лютеранства, до сих пор считающего, что если человек богат, то он и благодатен. Чем отличаются православные? «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». (2 Кор.; 3:6).
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ