Ларь-батюшка
4 мин чтения
Фото: sobranie.info

Фото: sobranie.info

Как русский сундук был тайником, шкафом, роскошным аксессуаром и походной ванной

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков — от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины — дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию — не только цветные, но и черные — привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, — рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. — Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях — ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, — рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. — До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

  • Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
  • Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
  • Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
  • Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
  • Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
  • Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
  • Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
  • Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
  • Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
  • Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
  • Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
  • Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
1 / 6
Крупнее
подсказка закрыть листать
Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
Сундук, подаренный последним владельцам Царского Села. Фото: http://tsarselo.ru/
Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
Подголовник и ларец-сундук, окованные резным железом (XVIII в.). Фото: Минкевич/РИА Новости
Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
Народный сундук. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости
Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
Сундук с изображением тритонов и нереид работы мастера XVI века. Рим. Государственный Эрмитаж. Фото: Б. Манушин/РИА Новости
Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
Сундук расписной (архангельская область, начало ХХ века). Фото:  Валерий Левитин/РИА Новости
Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
Дорожный сундук, с которым Н.В. Гоголь ездил в многочисленные путешествия. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
1 / 6

Терема и подголовники

Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.

«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, — говорит Игорь Тимаков. — Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера — терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».

Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.

«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, — поясняет Татьяна Дромашко. — Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».

Фото: sobranie.info

Лубяная альтернатива

Простые же семьи использовали коробьи — сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.

«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. — РП.), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, — рассказывает Игорь Тимаков. — У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую — сорочки, в третью — посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».

Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.

«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, — продолжает рассказ Татьяна Дромашко. — Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».

И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней — множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Главный день весны Далее в рубрике Главный день весныРедакция РП поздравляет всех женщин с 8 марта! Читайте в рубрике «Ребенок учится ходить заново через боль»Директор Социально-реабилитационного центра рассказала РП, как в Магнитогорске помогают детям с ограниченными возможностями преодолеть болезнь и стать счастливее «Ребенок учится ходить заново через боль»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Само слово "сундук" - явно тюрксое, прижилось после монгольского ига. А правильное славянское слово - "ларь"!
Я тут на антикварном вернисаже посмотрел сколько такие сундучки стоят.. от десяти тысячи и выше...
21 марта 2016, 11:37
Жить на своем добре - пережиток средневековья. Сейчас другие вещи создают уют в доме, такие как айфон, макОС,айпад айпод, айтюнс и так далее и тому подобное. Не до сундуков)
10 марта 2016, 12:03
И все же это хорошо, что эти громоздкие деревянные коробки вышли из моды, а вместо них появились более элегантные и удобные кожаные чемоданы. Хотя в повседневном обиходе русские лари и сундуки очень даже можно использовать и по сей день. Эдакий своеобразный "фолк-эпатаж"
14 марта 2016, 15:48
Самоварчик еще на углях к сундуку со сказками.
09 марта 2016, 10:41
Сундук - это как тотем. У моих стариков в деревне обязательно в каждом доме добротный такой сундук стоял, с петлями и с навесным замком. В таком сундуке всей семьей можно было спрятаться при желании.
09 марта 2016, 15:16
Да-да, помнится и я в детстве видал такие у своих дедули и бабули. Говорят, что свадебное приданое в них изначально хранилось, а потом уже использовали в кладовках под различные нужды.
Но одежда и крупы в них плохо хранилась - много моли и прочих жучков заводилось... В итоге такие сундуки стали рудиментами и практически вышли из обихода. Хотя штука безусловно очень солидная и раритетная...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!