Кто заплатит долги «Трансаэро»?
4 мин чтения
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Кредитовавшие авиаперевозчика банки тянут руки к госбюджету

Российские информагентства сообщают: Банк России весьма озабочен ситуацией на финансовом рынке, сложившейся вокруг предполагаемого банкротства «Трансаэро», и задумывается о различных мерах, которые могли бы помочь прокредитовавшим авиаперевозчика банкам. В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы дать возможность формировать под эти кредиты резервы по специальным графикам, согласованным с ЦБ. С графиками предполагается определиться до конца недели (к 10–12 октября).

В банках, разумеется, обрадовались подобному развитию событий и с удовольствием разъяснили, что кредиторы уже направили письма в ЦБ, в коих подробнейшим образом описаны и показаны суммы кредитов, характер залогов и объем резервов по ним. Предполагается, что график будет единым для всех кредиторов независимо от величины займов и положения заимодателей. Никому никаких особых привилегий. На выручку придут всем — по общей схеме. Выделять банки, которые могут пострадать больше других, никто не собирается.

Впрочем, пресс-служба ЦБ пока не комментирует эту информацию.

Строго по графику

Резервы по ссудам — фундамент стабильной работы финансовых институтов и — шире — всего рынка банковских услуг в стране. Они призваны свести к минимуму риски и формируются для того, чтобы в критической ситуации банк мог выполнять свои обязательства до последнего.

Особый график создания резервов должен позволить банкам избежать болезненных потерь: как минимум он сохраняет для них свободу маневра. Когда речь идет о суммах, на которые кредитовалось ОАО «Трансаэро», это принципиальный момент.

Конечно, в ситуации с авиаперевозчиком бóльшая часть банков представляла себе характер рисков, потому-то и шла такая напряженная борьба за госгарантии. Но нынче, когда надежды растаяли как дым, банки ищут обходные пути.

К фатальной развязке готовы оказались не все. Так, сложности неизбежно должны возникнуть у Московского кредитного банка (МКБ): долг «Трансаэро» здесь — 7 млрд рублей, при этом размер резерва по нему не превышает 20%. В итоге по РСБУ банк в III квартале может оказаться в убытке, хотя по результатам года, как уверяют эксперты, все равно выйдет на прибыль.

В непростом положении оказался и Промсвязьбанк (8,5 млрд рублей кредита): его резерв в 30% на фоне событий выглядит крайне неубедительно. И, разумеется, любые послабления окажутся как нельзя кстати.

У нас любят поступать по завету Ходжи Насреддина, взявшегося за 30 лет обучить осла говорить. Через тридцать лет, рассуждал Ходжа, или я умру, или шах умрет, или, на худой конец, осел. Жалко только, что в случае с «Трансаэро» и его кредиторами нет у людей в распоряжении такого большого срока.

Спасти «Трансаэро» и вернуть деньги

5 октября в Ассоциации российских банков прошла встреча кредиторов «Трансаэро». Согласно официальному сообщению, опубликованному на сайте АРБ, банки договорились продолжать рабочие консультации и подготовить новое обращение к правительству РФ и к ЦБ. Однако перспективы того, что удастся достичь единомыслия банкиров, достаточно туманны. Интересы их расходятся, да и положение разнится.

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Еще на прошлой неделе МКБ, Промсвязьбанк, МТС Банк, Московский индустриальный банк, «Абсолют», БФА, ФК «Открытие», Международный финансовый клуб, Внешпромбанк, «ЮниКредит» и «Еврофинанс Моснарбанк» подготовили коллективное обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву, где изливали душу, сетуя на проблемы. Банкиры уверяли, что крах «Трансаэро» приведет к недофинансированию реального сектора экономики в целом, и заявляли о готовности предоставить синдицированный кредит с целью полного рефинансирования текущего долга авиакомпании (около 90 млрд рублей) под обеспечение акциями и имуществом «Трансаэро». Разумеется, просили и 50-процентных государственных гарантий, куда ж без них.

Доля этих банков в текущем долге авиаперевозчика составляла около 56%, и их позиции выглядели достаточно весомо. Однако за неделю количество банков, радеющих о спасении авиаперевозчика, несколько уменьшилось. Из их числа выпали Промсвязьбанк и ФК «Открытие». При этом крупнейшие кредиторы «Трансаэро» — Сбербанк и Альфа-банк — заявили, что в ближайшее время готовятся подать иск о банкротстве. Так что потери будут неизбежно.

Частные интересы и общие перспективы

Разумеется, финансовая стабильность и инвестиции в реальный сектор экономики — чрезвычайно важные вещи, оказывающие самое серьезное влияние на повседневную жизнь и стратегические перспективы страны. Какие-то шаги для того, чтоб смягчить последствия гибели «Трансаэро», будут сделаны. В игру вовлечены почти все крупнейшие российские банки, и их совокупные потери могут составить, повторимся, 90 млрд рублей. Ощутимая сумма.

Но ко всей этой истории возможен и иной подход. Банки живут в условиях рыночной экономики. У нас в определенных кругах очень любят поговорить о целительной силе рынка, о том, что деньги — лучший регулятор, универсальное мерило и пр. Эти положения можно оспаривать, когда речь заходит о тонких материях, но, кажется, в финансовой области они должны быть положены во главу угла. Вступая в деловые отношения с «Трансаэро», особенно в последние годы, банки не могли не знать о проблемах в менеджменте компании. И все равно кредитовали ее и продолжали кредитовать до самого последнего момента. Что тут играло решающую роль — личные связи, административные рычаги или просто недостаток профессионализма, — так ли это важно? Существенно другое.

Со студенческой скамьи мы знаем, что между экономическим и внеэкономическим принуждением лежит пропасть. Рынок работает тогда, когда государство его только регулирует. Наша беда, что мы пытаемся решить чисто рыночные проблемы нерыночными методами в том случае, когда это нам выгодно, а когда невыгодно, кричим во весь голос о вмешательстве государства в дела вечно страдающего частного бизнеса. И почему-то обычно помощь приходит к тем, кто работает с финансовыми потоками, реже — к тем, кто занят конкретным производством, и еще реже — к потребителям.

«Все куплю, — сказало злато. Все возьму, — сказал булат». Надо выбирать: сила и возможности власти или все-таки рынок. Рынок или все-таки административное вмешательство.

Конечно, сейчас банкам надо помочь — в той части их просьб, где не требуется бюджетных трат, а нужно лишь административное снисхождение в части формирования резервов. В противном случае пострадает хозяйство страны в целом. Но приведет ли это к тому, что в следующий раз банкиры воздержатся от того, чтобы кредитовать на ощутимые суммы компанию с сомнительным менеджментом, даже если во главе этой компании стоят добрые приятели и очень влиятельные люди?

Имеются обоснованные сомнения на сей счет. Банки будут рисковать до тех пор, пока их не покинет необъяснимая уверенность в добросердечной поддержке Центробанка.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Газпром» может повторить судьбу РАО «ЕЭС России» Далее в рубрике «Газпром» может повторить судьбу РАО «ЕЭС России»Для начала чиновники предлагают разделить монополию по видам деятельности Читайте в рубрике «Общество» Конец истерии храмоборцевПротестное движение вокруг строительства храмов идет на спад Конец истерии храмоборцев
Комментарии
08 октября 2015, 15:55
Если компания неэффективная то безусловно надо ее банкротить, только не за неделю как это делается сейчас, Трансаэро между прочим входит в десятку крупнейших перевозчиков Европы, сотни тысяч людей, огромный парк, и например кнкретно сейчас есть целая проблема у людей вылететь с Дальнего или на Дельний Восток, Аэрофлот в одиночку не вытягивает, плюс сотни чартеров в Турцию, Египет и Тайланд, сейчас например сидят туристы в гостиницах и думают улетят они с забугорья или нет
07 октября 2015, 23:36
Если б наше государство так о благополучии граждан заботилось, как о выполнении обязательств этой авиакомпании перед банками. Банки не могли не догадываться об истинном положении дел у заемщика, так что и ответственность тоже должны разделить !
09 октября 2015, 08:26
правильно, пускай себе в убыток запишут, а потом отчитаются на совете директоров, а еще лучше публично расскажет в думе кому и на каких условиях выдавали кредиты, в прямом эфире. а министр транспорта предложит конкретную программу действий или подаст в отставку
а то все сильно озаботились?)))
16 октября 2015, 23:21
И все же они добиваются своего через наемных лоббистов , которые имеют большие связи и материальные возможности, естественно за счет заказчика.
07 октября 2015, 22:57
Когда рушились туроператоры, только " Трансаэро" пришло на помощь туристам и вывозили за свой счет. А сейчас компанию дербанят. За что??? Наверное, кому то мешает?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!