Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Кто последует за «Тангейзером»

Сцена из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» в Большом театре. Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
Эксперты вынесли свои заключения о провокационных спектаклях «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и «Руслан и Людмила»
Елена Сердечнова
1 апреля, 2015 16:40
9 мин
Похоже, что в сферу театрального искусства возвращается здравый смысл. На смену многолетней вседозволенности, которая выливается в скандальные интерпретации классики за государственный счет, постепенно приходит понимание того, что театр, в котором ставятся классические произведения — не место для продвижения личности режиссера и сомнительных экспериментов.
На семинаре «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях» в Институте культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева эксперты поделились своими мыслями о постановках по сочинениям А.С. Пушкина, идущих в российских театрах. Как и скандальный новосибирский «Тангейзер», некоторые из них вольно и с грубыми искажениями трактуют произведения классика.
Креативный и антинародный
Показательный пример — постановка «Борис Годунов» из репертуара Московского театра имени Ленинского комсомола (ЛЕНКОМ) режиссера Константина Богомолова.
По словам доктора филологических наук, профессора МГГУ им. М.А. Шолохова Ирины Калус, «Борис Годунов» в интерпретации Богомолова — радикальный театр, «разрывающий с текстом Пушкина, нарушающий равновесие между словесным и изобразительным элементами спектакля».
Режиссер выбросил из повествования целый ряд сцен, финал трагедии «искажен и осовременен». Из спектакля исключены и многие герои, он стал «малонаселенным», что принципиально изменило концепцию пушкинской трагедии. Наконец, народ как сила истории (в определенные моменты истории — созидательная сила, в определенные — разрушительная) исключен из концепции спектакля в принципе. «Мнение народное» режиссеру неважно, как неважно и то, почему «народ безмолвствует», говорит Ирина Калус.
Философские вопросы в постановке, продолжает  Калус, поднимаются в рамках некоего перформанса. Написанные на экранах фразы о «народе, который ждет, что ему скажут, что делать дальше», и «народ — это быдло» — принципиально искажают сложную пушкинскую концепцию истории: Александр Сергеевич в своей трагедии полагал под субъектом истории именно народ.
Отрицание народа в последние 25 лет дежурный театральный тренд. «Начиная с перестройки, на категории «народ» театральное сообщество поставило жирный крест. Эту категорию отнесли к советской идеологии, — комментирует руководитель центра государственной и культурной политики Института культурного и природного наследия Капитолина Кокшенева. — Получается, что в 1917 году мы пережили один разрыв истории, а в 1991 — другой, и сейчас, вместо народа у нас бесконечные индивидуумы».
Капитолина Кокшенева
Капитолина Кокшенева. Фото: Олег Грицаенко/«Русская планета»
Пушкин и «панк-молебен»
Жанр спектакля Богомолова, по оценке Ирины — это не трагедия, а «капустник, в котором используется попса, спектакль с элементами ток-шоу, в котором Сталин и кортеж президента, Березовский и документальная хроника сваливаются в общую кучу, что совершенно невозможно в жанре трагедии». Общая же эмоциональная атмосфера спектакля, по словам эксперта — это своеобразный тотальный цинизм.
«Актуализация героев происходит за счет травестирования (сын Бориса Годунова — никчемен, примитивен, напоминает наркомана), снижения смысла (ключевой монолог Бориса «Достиг я высшей власти…» произносится на пикнике под поедание шашлыков), опошления (сцены с патриархом нарочито примитивны — в его образе нет никакой значимости, кроме административной)», — констатирует филолог.
Режиссер Богомолов вообще не ставит задачу понимания авторского замысла, и использует пушкинский текст, скорее, как способ привлечь зрителя, а не как самоценное литературное произведение.
«Режиссер руководствуется не принципом «новизна через понимание», а принципом наложения (навязывания) ультра-современных штампов на пушкинский текст. Отсюда — современные костюмы, «часы патриарха», балаклава, отсылающая к скандалу с Pussy Riot (и переделанный под «панк-молебен» текст пушкинского юродивого). Из всей этой постмодернистской мешанины ясно одно: режиссер не любит власть, не любит ближний к власти круг, не любит патриарха, государство и народ. Только при чем тут Пушкин?», — рассуждает критик, резюмируя, что такую постановку «Бориса Годунова» трудно назвать пушкинским произведением.
Псевдотворческие поиски
Помимо «Бориса Годунова» подобному анализу в рамках семинара подверглись и несколько других спектаклей. В частности, кандидат филологических наук, глава клуба молодых прозаиков Анастасия Чернова высказала свое мнение о «Евгении Онегине» — постановке Тимофея Кулябина. В 2012 году Кулябин представил этот спектакль в новосибирском театре «Красный факел», и сегодня является главным режиссером театра, а его отец, Александр Кулябин, директором театра.
««Евгений Онегин» начинается с полового акта, — рассказывает Чернова. — Действие разворачивается в сером пространстве, напоминающем больницу, все актеры одеты в серые халаты. Герои скачут через стулья, выше всех почему-то прыгает Ленский. И с этого момента начинает казаться, что действие происходит в психиатрической лечебнице. Вряд ли такой изобразительный ряд соответствует замыслу Пушкина».
Пушкинисты сходятся в том, что поэт раскрывал в «Евгении Онегине» три темы: судьба, жизнь, идеал. У Пушкина нет однозначных оценок героев, у них сложные характеры, присутствует широкая палитра их переживаний. В данной же постановке, как и в современном театральном сообществе в целом, по мнению собравшихся экспертов, вытравлено понятие об идеале, о высоких чувствах.
Александр Збруев в роли Бориса Годунова
Александр Збруев в роли Бориса Годунова Фото: Ленком
«Персонажи Кулябина — плоские и одномерные. Главная героиня — Татьяна Ларина — и вовсе изображена фурией, женщиной легкого поведения. Несмотря на это, Тимофей Кулябин, адресовавший своего «Онегина» молодым людям, даже получил за него специальный приз национальной театральной премии «Золотая Маска»», — говорит Анастасия Чернова.
Нелестных отзывов удостоился и еще один «Евгений Онегин» — в постановке режиссера Римаса Туминаса, который идет в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. По мнению доктора филологических наук, профессора, теоретика и историка русской литературы Ивана Есаулова, вольная трактовка классика привела к тому, что даже слова «Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!», — представляются в спектакле по-шутовски, вероятно, из-за неполиткорректного «сердца русского».
«Эти слова произносятся специально изобретенным пробегающим персонажем так, чтобы их высмеять. Вместо народных песен девушки показывают какое-то непотребство. Право Туминаса взять роман «Евгений Онегин» и показать, как он его видит, но мне не понятно, при чем тут Пушкин. Режиссер так видит Россию, не власть, а именно Россию, ее историю. Пушкиным же Россия подается с любовью. Разве мы можем заставить режиссера относиться с любовью к России?», — говорит Есаулов.
И, наконец, еще одной постановкой, которую обсудили эксперты, стала опера «Руслан и Людмила» режиссера Дмитрия Чернякова в Большом театре. «Современные костюмы, главные герои в бесформенных небрежных одеждах, охранники с камерами, мимика нетрезвых людей. Герои показывают вульгарные и неприличные жесты. Людмила поет свою арию, сидя на коленях у мужчины, во время знаменитой арии на поле боя Руслан сидит в подвале, — описывает действо доктор филологических наук Елена Коломийцева. — Конечно, человек, не знакомый с классикой, не получит никакого представления о Пушкине и о нашей культурной традиции. Даже наоборот: если это Пушкин и наше все, «сливки», то какое же «молоко»? У меня эта постановка вызвала чувство омерзения».
Что с этим делать?
Дискуссия в Институте культурного и природного наследия завершилась сбором предложений о выстраивании государственной, пророссийской политики в театральной сфере.
Представитель Министирства культуры озвучил позицию Владимира Мединского. По мнению министра, свобода — это не вседозволенность, а свобода творца не должна ущемлять свободу зрителя, его право на классику, на знакомство с первоначальным авторским замыслом.
По словам Ирины Калус, нет юридических механизмов, позволяющих публике, которая считает себя обманутой, обратиться в суд. «У нас не разработаны такие сложные понятия, как культурные права человека. Это — дело будущего», — считает она.
Очевидно, что театральные постановки классических произведений, превратно толкующие авторский замысел, должны потерять «безусловную государственную поддержку». «Это самоубийственная политика, разрушающая культурную идентичность. Невозможно заставить любить Россию, ее жителей, комплиментарно относиться к православию. Все что угодно может делать человек, но не за счет налогоплательщиков этой страны. Для этого существует частный театр», — убежден профессор Иван Есаулов.
«Мы должны помочь государству в выработке культурной политики», — резюмировала руководитель Пушкинской программы Российского фонда культуры Ирина Юрьева. А кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания Елена Стрельцова предложила воссоздать художественные комиссии, которые бы оценивали постановки, идущие на сценах государственных театров.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ