Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Кто поддаст России газу

Автомобильная газонаполнительная станция. Фото: Сергей Авдуевский/ ИДР-ФОРМАТ/ ТАСС
Автомобилисты не хотят ездить на газе, опасаясь, что газовые компании будут «ездить» на них
Леонид Михеев
30 июля, 2015 13:30
12 мин
Законодатели уже довольно давно ведут медленную, но уверенную подготовительную работу по созданию в нашей стране необходимых предпосылок для перевода автотранспорта на газ. В чьих интересах это делается — потребителей или нефтегазовых компаний — вопрос открытый.
Голубая мечта «Газпрома»
Тема развития газомоторного топлива в России регулярно звучит на уровне администрации президента и кабинета министров. И это не удивительно, ведь ее лоббируют прежде всего нефтегазовые компании.
В последнее время вопрос стал еще более актуальным из-за роста конкуренции на российском топливном рынке. В частности, «Новатэк» и «Роснефть» стали «уводить» у «Газпрома» крупных клиентов в лице промышленных компаний. «Поэтому тут логика простая: если на рынке возникает сильная конкуренция и ты не можешь удержать свои позиции, то нужно создать по сути новый рынок. Сегмент газомоторного топлива этим рынком и является. А так как "Газпром" проигрывает конкуренцию на внутреннем рынке, то он инициирует развитие газомоторного транспорта, чтобы увеличить число потенциальных покупателей», — поясняет аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Этим объясняется то обилие законов и программ о газомоторном топливе, которые «внезапно» нарисовались (или почти нарисовались) в России всего за какие-то полтора года. А их было немало. Судите сами: первой ласточкой стал проект правил предоставления субсидий на закупку газомоторной техники, разработанный в 2014-м Минпромторгом совместно с Минтрансом и Минэнерго. Он предусматривает субсидирование до 30% стоимости газобаллонного оборудования. Затем эти же и другие ведомства подготовили проект подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». В нем предусмотрены мероприятия по расширению использования газомоторного топлива на всех видах транспорта. А сегодня Минпромторг и Минэнерго заняты формированием проекта программы по стимулированию отечественного производства оборудования для выработки, хранения и использования природного газа в качестве моторного топлива.
Кроме того, существенным шагом в направлении будущего перевода наших автомобилей на газ стал принятый Госдумой закон, исключающий газозаправочные станции из категории опасных производственных объектов. В будущем запланирован запуск пилотных проектов по переводу транспорта на газ в 23 регионах страны.
Установка газового оборудования на автомобиль
Установка газового оборудования на автомобиль. Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ
Газ газу рознь
К категории газомоторного, как правило, относятся всего три типа топлива. Первый тип — сжиженные углеводородные газы, смесь пропана и бутана, или СУГ. К плюсам СУГ относится то, что они хранятся в баллоне под небольшим давлением — 5–6 атмосфер, а их стоимость в России закреплена законодательно. Она должна составлять 50% от цены на АИ-86, а значит, СУГ довольно дешевы и в любом случае всегда будут дешевле, чем бензин. Еще одно преимущество заключается в том, что их легко транспортировать: приезжает газовоз, встает около дороги и уже может заправлять — как машины, так и просто бытовые баллоны.
Минусы СУГ: этот газ не выветривается, он тяжелее воздуха и стелется по земле и полу. Другими словами, если в помещении произойдет утечка, то просто открыть форточку не вариант, нужно будет устраивать принудительную вентиляцию. Еще минус — газобаллонное оборудование много весит и занимает много места. К примеру, в легковушке типа седан баллон будет занимать добрую половину багажника.
Тем не менее «Газпром» и «Лукойл», например, выбрали именно это направление для активного развития. Главная причина в том, что установка необходимого оборудования на автотранспорт значительно дешевле, чем для других видов газомоторного топлива. Да и в использовании оно удобнее для автовладельцев и автопарков. Найти АЗС, на которых можно заправиться СУГ, довольно несложно, а на Северном Кавказе их вообще можно встретить на каждом шагу. Впрочем, это не означает, что нецелесообразно развивать все остальные типы газомоторного топлива.
Не своруешь, не продашь
Второй тип — сжатый, или компримированный метан. Это именно тот газ, который непосредственно добывают газовые компании. В качестве топлива он обычно используется на грузовом транспорте и в автобусах.
Сложность его применения состоит в том, что его нужно закачивать в баллон под большим давлением — около 250 атмосфер. Иначе в баллоне будет просто мало газа, и его надолго не хватит. Соответственно, это более опасно. Да и заправку из газовоза уже не осуществишь. Чтобы заправить автотранспорт метаном, его сначала надо перегнать по газопроводу к компрессорной станции; там он сжимается и уже после подается (опять же по трубам) на станцию для закачки в автомобильный бак.
Но на самом деле намного больше, чем все вышеперечисленное, широкому использованию метана мешает пресловутый «человеческий фактор». Да, с одной стороны, это экологически чистое топливо и стоит оно заметно дешевле бензина или дизеля. «Использование газомоторного топлива в парках коммерческих перевозчиков несет ощутимый экономический эффект в виде снижения затрат на топливо и в конечном итоге к снижению себестоимости услуг, — справедливо отметили в службе корпоративных коммуникаций ОАО «Газпром газэнергосеть». По данным компании, за счет перевода транспортных средств на газ предприятия могут сэкономить на горюче-смазочных материалах до 40%. А в целом, по словам аналитика «Инвесткафе» Григория Бирга, при переходе на газ такие предприятия повышают свою рентабельность примерно на 15%.
Но, с другой стороны, именно ввиду дешевизны метана попытки внедрить практику его применения на общественном транспорте нередко заканчиваются тем, что водители специально портят газомоторное оборудование, чтобы вернуться обратно на дизель. Ведь дизель-то можно сливать и продавать «налево», а метан — ну никак.
Специально для тяжеловесов
Наконец, третий вид газового топлива — СПГ, или сжиженный природный газ. Это тот же метан, только не сжатый, а охлажденный до –162ºС. Переохлажденный газ в жидком состоянии занимает небольшой объем, но в баллонах он рано или поздно начинает нагреваться, соответственно, расширяться и создавать избыточное давление. И хотя конструкция транспорта, работающего на СПГ, предусматривает специальный клапан, это помогает не сильно. Поэтому такое топливо выгодно там, где у машин минимальное время простоя и они практически всегда находятся в движении, например в сфере дальнобойных перевозок.
К тому же газобаллонное оборудование для СПГ достаточно дорогое и тяжелое. Ставить его целесообразно только на грузовики и прочую тяжелую технику, зато одной заправки хватает очень надолго.
СПГ в России практически не используется. Это делает его популяризацию чуть ли не самым перспективным направлением для развития сферы применения газового топлива. И некоторые автопроизводители поняли это намного раньше своих конкурентов: например, линейку машин с двигателями на СПГ уже разработали на КамАЗе.
Но общая проблема метановых видов топлива — это отсутствие заправок. А нет заправок — нет и спроса на машины на СПГ; нет спроса на машины — нет спроса и на заправки. Поэтому их и не строят. Замкнутый круг.
Пока не мировой лидер
В 2012 году количество автотранспорта в мире, работающего на природном газе, составило 17 млн автомобилей, на СУГ — 18 млн. Мировыми лидерами по использованию газа в качестве моторного топлива являются Пакистан — 3,1 млн машин, Иран — 2,9 млн, Аргентина — 2,1 млн, Бразилия — 1,7 млн, Индия — 1,5 млн, Китай — 1,2 млн.
Меж тем, по данным «Автостата», в России общее количество автомобилей с газобаллонным оборудованием составляет около 1,4 млн, или примерно 3,5% от всего автомобильного парка страны. Абсолютное большинство (3,3%) используют СУГ, и только 0,2% — компримированный природный газ, он же метан.
В общем, от лидерства в мировом рейтинге использования газа в качестве моторного топлива Россия еще очень далека. Например, парк машин, работающих на метане, в России оценивается всего в 90 тысяч единиц. При этом в Европе на метане работают около 1,5 млн автомобилей. Соответственно, и по количеству газозаправочных станций наша страна отстает — по этому критерию мы занимаем лишь четвертое место.
Однако Россия является вторым после США крупнейшим производителем природного газа в мире. Имея такие возможности, не попытаться их использовать и не перевести коммерческий и частный автопарк на газ как минимум расточительно, а как максимум — непростительно глупо.
Газовые компании в помощь
Как утверждают производители, газомоторная отрасль не сможет развиваться без поддержки государства. Например, существенной помощью было бы смягчение нормативных требований к объектам газомоторной инфраструктуры. «В нынешних условиях разместить автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию или автомобильную газозаправочную станцию в городской черте в условиях плотной застройки территории практически нереально», — отметили в ОАО «Газпром газэнергосеть». Выполнение действующих нормативных требований в большинстве случаев не представляется возможным или же затраты на их соблюдение становятся несоразмерными с доходной частью проекта.
Действующие сегодня нормативы были установлены десятки лет назад и с тех пор не менялись. Соответственно, они изначально не были рассчитаны на такой уровень развития технологий, которого отрасль достигла сейчас. Например, современное оборудование позволяет обеспечивать гораздо более высокую степень пожарной и промышленной безопасности, чем в те же 90-е, поэтому можно было бы без какой-либо угрозы снизить требования, например, к так называемым противопожарным разрывам. То же самое касается и требований к автотранспортным предприятиям, эксплуатирующим газобаллонные транспортные средства.
Кроме этого, как говорят в «Газпром газэнергосеть», необходимо существенно удешевить переоборудование транспортных средств, чтобы сделать выгоду от перевода автомобиля на газ более ощутимой. И это не так уж и сложно. Коммерческим организациям установка газобаллонного оборудования вообще могла бы обойтись бесплатно — при условии, например, что они соглашаются оплачивать поставки газомоторного топлива конкретной компанией на определенный срок. Тогда поставщик и сам будет заинтересован в том, чтобы обеспечить клиента оборудованием за свой счет.
Эту практику можно распространить и на розничный рынок, то есть на обычных автолюбителей. Тогда они явно быстрее осознают, насколько выгодно переходить на газ, и процесс строительства заправок и развития инфраструктуры пойдет нарастающими темпами.
На низком старте
Идея взаимовыгодного сотрудничества между потребителями и поставщиками топлива давно не дает покоя самим газовикам. «Роснефть» уже даже заявила о намерении оснастить все свои имеющиеся заправки газовыми модулями, а также построить 1000 новых газовых заправок к 2020 году. «Газпром» также планирует расширить свою сеть газовых АЗС, которая, к слову, сейчас крайне низко загружена. «Другой возможный вариант развития событий — это оснащение существующей сети АЗС "Газпром нефти" модулями для заправки газа, что создаст колоссальное предложение газомоторного топлива», — полагает Бирг. А как мы уже знаем, спрос без предложения не появится. 
Газовая автозаправка за пределами города
Газовая автозаправка за пределами города. Фото: Наталья Селиверстова/ РИА Новости
В любом случае процесс постепенного перехода на газ должен происходить при непосредственном участии и надзоре государства. Конечно, управлять спросом на газомоторное топливо оно может лишь отчасти (например, в бюджетном секторе), но все равно без доброй воли бизнеса и граждан дело «газификации» транспорта далеко не продвинется. А ведь из-за замедления экономического роста, проседания большинства видов бизнеса, а также бюджетного дефицита вопрос о повышении эффективности и снижении затрат стал более чем актуальным. Быть может, теперь-то и пора переходить на более дешевое топливо ускоренными темпами? 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ