Новости – Общество
Общество
Крымский, но не российский
Фото: Рюмин Александр/ТАСС
Почему жители Севастополя почти два года не могут получить паспорта РФ?
29 января, 2016 15:30
5 мин
Прошло почти два года с момента возвращения Крыма и Севастополя в «родную гавань». Подавляющее большинство крымчан и севастопольцев получили российские паспорта буквально в первые месяцы после присоединения — все местные жители помнят тот ажиотаж, то воодушевление, с которым люди выстраивались в длинные очереди к паспортным столам, как открывались выездные паспортные столы, чтобы охватить как можно большее количество новых граждан РФ.
Это, наверное, были единственные в истории очереди, где люди не хмурились, а улыбались, не толкались, а вежливо пропускали вперед, например, пожилых или женщин с детьми. Составляли списки, занимали спозаранку очередь, чтобы поскорее в руках оказался заветный документ, о котором еще несколько месяцев назад не смели и мечтать...
Более терпеливые говорили: зачем спешить, вот спадет ажиотаж, тогда и подадим документы, чтобы в очередях не стоять. А некоторые по разным причинам откладывали эту процедуру вообще на следующий год... И дождались. Правда, совсем не того, на что надеялись.
Местные жители в отделении миграционной службы сдают документы на получение гражданства Российской Федерации. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
В сложном положении оказались жители Севастополя, не имевшие местной прописки на момент проведения референдума. Вопрос: почему у них не было прописки?
Причин тому несколько.
Первая: человек жил на даче, расположенной на территории Севастополя, а не прописывался, потому что это было запрещено украинскими законами, — «дачники» не имели права прописываться на своих сотках. И если раньше люди годами проживали в Севастополе, не имея местной прописки и не испытывая по этому поводу никакого дискомфорта, то после присоединения полуострова к России ситуация изменилась: чтобы доказать факт проживания в Севастополе до референдума, необходимо обращаться в суд и предоставлять множество подтверждающих документов.
Вторая: молодые люди, уехавшие до референдума из родного Севастополя и поступившие в вузы на территории Украины (Киев, Одесса, Харьков и т. д.), согласно законодательству, были обязаны прописаться по месту нового жительства, то есть в общежитиях этих городов, а значит, выписаться из квартиры или дома в Севастополе, где жили до того. На момент референдума они превратились в «иностранцев», вынужденных доказывать через суд свое гражданство. Есть и обратная сторона: студенты, прибывшие на обучение в Севастополь из украинских городов и прописавшиеся в здешних общежитиях, автоматически получили право стать гражданами РФ после референдума. Некоторые воспользовались этим правом, другие вернулись на родину.
Третья: дети на момент проведения референдума проживали в Севастополе, а их родители-пенсионеры — за пределами Крыма. Теперь, когда отношения между государствами усложнились, когда стало трудно и даже порой опасно ездить навещать родителей на Украине, многие решили перевезти их к себе, но прописать их можно опять-таки только через суд, преодолев массу препятствий. Бывает и наоборот: дети, проживающие и работающие на Украине, после «смены власти» решили перебраться на родину в Севастополь к пожилым родителям и столкнулись с серьезными сложностями. Или, к примеру, жена — уроженка другого города — проживала много лет с мужем-севастопольцем, не прописываясь в его квартире. В результате — разделенные семьи, а если еще добавить сюда нередкие сбои с телефонной связью, становится понятно, что проблемы с пропиской стоят многим немалого здоровья: родители, не дозвонившись до детей, беспокоятся, что вполне естественно.
Есть и такая причина: люди долгое время жили в Севастополе, арендуя жилье, но не заключая соответствующих договоров. То есть прописаны они были по-прежнему в других городах, а в Севастополе работали и жили на съемных квартирах.
Наконец, проблемы появились у тех, кто как раз на момент референдума выписался из прежнего жилья (например, продав его), но не успел прописаться в новом.
Всего же таких севастопольцев, оказавшихся сегодня без российского паспорта, около 10% от общего населения города-героя, то есть примерно 40 тысяч человек.
Многие севастопольцы, пока суд да дело, вынуждены были оформить вместо паспорта с пропиской разрешение на временное проживание — РВП. Это было единственным вариантом, позволяющим людям со старым украинским паспортом получить право пользоваться медицинскими услугами, оформлять детей в детсады и школы. А единственным способом трудоустроиться было оформление трудового патента. Теперь они оказались в западне, потому что РВП — как раз тот документ, который перечеркивает получение гражданства РФ.
Так гласит закон, вступивший в силу тогда, когда никто подумать не мог об уникальном историческом прецеденте — вступлении Крыма в состав РФ на основании результатов референдума.
На фоне проблем с получением гражданства начали процветать различные подпольные организации, предлагающие «полную легализацию в Крыму за 2 месяца», фиктивные браки и другие незаконные услуги.
40 тысяч человек, желающих получить российское гражданство, — внушительная цифра, чтобы начать решать проблему в законодательном порядке. Если есть прецедент добровольного вступления региона в состав России, то необходимы и законы, регламентирующие вопросы гражданства для жителей таких территорий.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости