Новости – Общество
Общество
Крым. Перезагрузка
В окрестностях поселка Утес. Фото: Алексей Павлишак / ТАСС
Туриндустрия полуострова готовится к новому сезону
11 мая, 2015 15:44
10 мин
Крым в советские времена пользовался заслуженной репутацией всесоюзной здравницы. Не утратил популярности курорт у россиян и после обретения Украиной независимости. Однако с начала 2000-х годов поток туристов из России стал медленно, но верно спадать. Во-первых, появились сравнимые по цене и несравнимые по сервису туры в Египет и Турцию, расширил свои возможности Сочи. Во-вторых, в Крыму заметно ухудшилось качество обслуживания. За годы независимости на полуострове ничего нового так и не построили, а старое только ветшало. Кроме того, стало видно, что у крымских воротил турбизнеса появились другие приоритеты — жители самой Украины. Однако десятки тысяч россиян, влюбленных в красоты полуострова, продолжали отдыхать именно в Крыму.
Местное население при всех киевских властях подвергалось самой настоящей трудовой дискриминации. Сергей Аксенов еще пять лет назад, будучи председателем партии «Русское единство», говорил: «В Крыму более миллиона трудоспособного населения, а в сфере туризма занято только 40 тысяч».
Руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов утверждает, что коренные жители могли хоть как-то заработать на туризме, только сдавая собственное жилье в аренду. Общепит, сфера развлечений, обслуживание экскурсионных и туристических маршрутов — все отдавалось на откуп украинским олигархам, которые привозили обслуживающий персонал с Западной Украины. Олигархи строили бизнес на полуострове, «как сезонную дойку»: летом заработали, а зимой их след простыл.
Надо отдать должное правительству Сергея Аксенова, потому что уже в 2014 году произошло главное — поток российский туристов увеличился. Министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко утверждает, что в 2014 году в регионе отдохнули более 4 млн человек — на целый миллион больше, чем прогнозировалось. В основном за счет удлинившегося сезона, и главное — за счет россиян. Если сравнивать с 2013-м «украинским годом», то число курортников из России увеличилось на целых 80%. Это успех не только для Крыма. Это оживило весь внутренний российский летний туризм.
Самое отрадное, что российский турист привез и потратил гораздо более внушительный бюджет, чем могли позволить себе украинцы. Поэтому и планы на сезон 2015 года вполне впечатляют. Глава Крыма Сергей Аксенов в интервью ТАСС заявил об ожидаемых 5 млн отдыхающих. Уже сейчас период начиная с майских праздников до середины июня обеспечен туристами, хотя раньше, «в украинское время», это была самая «провальная» пора.
Решены и многие проблемы. Вместо необходимых шести-восьми паромов на переправе будет действовать 11. Причем они будут новые, и их не будет сносить боковым ветром в сторону, что тоже создавало пробки. Запланировано около 250 ежедневных авиарейсов до Симферополя. Заканчиваются организационное работы по образованию местной авиакомпании «Крымавиа».
Туристы на горе Ай-Петри. Фото: Михаил Почуев / ТАСС
По данным ВЦИОМа, на 30% увеличился запрос россиян на отдых в Крыму по сравнению с прошлым годом. Количество соотечественников, желающих посетить Крым в течение ближайших пяти лет, уже достигло 40 млн человек. Многие туристы, впервые приезжающие в Крым, хотят сами увидеть, каково это, когда Крым наш.
Значительное количество крымчан планируют посетить другие города России, просто отдохнуть или съездить на экскурсии. Образовался прямой туристический вектор Россия – Крым, и это означает, что интеграция, политическое значение которой трудно переоценить, идет и становится все сильнее.
Местные туроператоры делают многое по собственной инициативе, без подсказки и даже без помощи республиканского правительства. Собственными силами представители туриндустрии организовали съезд «Хочу в Крым!», где удалось решить многие проблемы в области саморегулирования частных предпринимателей. Порой у властей в силу огромных забот не хватает стратегического взгляда на развитие туристической отрасли.
Предприниматели, работающие с отдыхающими каждый день, знают, что времена изменились. Российские туристы, даже глубоко любящие Крым, уже успели побывать в разных странах и знают, что такое полноценный туристский продукт. Да и бюджет у россиян таков, что даже в кризис они могут себе позволить путешествовать гораздо дальше Крымского полуострова. Но у многих местных чиновников сознание осталось еще в «украинском периоде».
Информации для потребителей очень мало, причем любой и особенно достоверной. Из интернета скорее и полнее можно узнать, что ждет туриста в Хакасии или на Алтае, чем на полуострове. В Сети практически отсутствует перечень туристических маршрутов по Крыму в «упакованном», понятном виде, с описанием красот природы, мест отдыха, технике безопасности, условиях проезда, прохода и оплаты. Через интернет официально продается только один (!) лицензированный маршрут по Крыму. «Пляжные» сайты предлагают туры порой на 20–30% дороже, чем в Египет и Турцию. Словом, турист должен приехать в Крым и разбираться во всем на месте сам, чтобы понять, что не так страшны цены, как их представляют посредники.
Происходит это оттого, что все ресурсы находятся в руках небольшой группы операторов. Координация между республиканскими ведомствами, местными властями и предпринимателями отсутствует. В последнее время предпринята экстренная попытка создать единый портал крымских туристических услуг. Именно в переходный период для туристов и для туроператоров очень нужна работоспособная «горячая линия» с обратной связью. Сегодня же не хватает даже доступных интернет-точек.
Огромная проблема Крыма, и об этом говорили уже не раз на самых разных площадках, — «украинское наследие» в виде теневой экономики. Многие участники туристического рынка работают по разным расценкам: одним для населения и другим для подотчетных органов. Эксперты убеждены, что здесь свою роль должны сыграть органы финансового контроля.
Винодельческий завод «Массандра» в Крыму. Фото: Сергей Ильнитский / ТАСС
По словам руководителя экспертной группы «Крымский проект» Игоря Рябова, туристические законы, которые принимает Госсовет республики, вообще не обсуждаются не только с общественностью и представителями туристического бизнеса, но даже с совмином. По закону о прибрежной зоне даже пришлось вмешаться крымской прокуратуре, и это накануне сезона. В результате скандала пострадала профильный крымский министр Елена Юрченко. Идут разговоры, даже на уровне официальных заявлений, о ее отставке.
В декабре прошлого года принята стратегия развития туристической отрасли Республики Крым, но, по отзывам экспертов, она не учитывает изменившуюся структуру запроса и все еще ориентирована на украинские реалии. Самое главное, отмечает Игорь Рябов, там, может быть, и рассказано, как заманить туриста, но как его удержать, понимания нет. Необходимы новые виды услуг, турпредложения как готовый продукт, сервисы. Все должно быть адаптировано под нужды российского туриста.
Транспортная структура в Крыму организована не совсем понятно. Например, после 20.00 маршрутные такси перестают ходить. Иногда всего-то нескольких километров дороги не хватает, чтобы добраться до какого-нибудь ландшафтного памятника. Единственный рабочий порт расположен в Керчи. Грузы из порта направляют по полуострову, но не по железной дороге, а фурами, по неприспособленной для такой нагрузки автомобильной трассе. И из Севастополя в Евпаторию попасть по железной дороге почему-то невозможно.
Как ни странно, сложно обстоят дела и с организацией досуга, во всех проявлениях, в любое время суток. Владельцы или арендаторы различных турбаз или домов отдыха в степном и горном Крыму порой не знают, чем еще можно занять гостей, кроме как вдыханием свежего воздуха. Должность «аниматор», например, кажется многим ненужной блажью. Профессиональных гидов и экскурсоводов очень мало, иногда, если повезет, какой-нибудь местный житель может взять на себя эту роль. Например, находясь в Севастополе, без знающего Крым местного «проводника» на мыс Фиолент не добраться.
Кроме Южного берега Крыма и Евпатории, на полуострове практически нет развитой инфраструктуры, не хватает стационарных баз отдыха. Даже для «диких» непритязательных туристов сложно найти пристанище. Кемпинги, палаточные городки — все это в большей степени фикция, говорит Игорь Рябов, хотя тут и особых инвестиций не надо.
Мало кто знает о том, что зимой на горе Ай-Петри существует горнолыжный курорт. Но он не способен принять более или менее большой турпоток, опять же потому, что нет той самой инфраструктуры. Такая же ситуация во многих «непляжных» природных достопримечательностях Крыма. Ситуация со спасателями и организацией медицинской помощи тоже складывается по-разному.
Если Госсовет, аппарат правительства, минтуризм занимаются стратегией туристического развития региона, то, как говорят многие эксперты, другие ведомства республики — минтранс, минэкономразвития, минздрав — вообще этой темой практически не интересуются.
Вопросов остается очень много, и все они требуют срочных ответов. Хотя бы потому, что доходы от малого бизнеса на полуострове, по данным профессора МГУ Натальи Зубаревич, составили в прошлом году 800 млн рублей, и ведь именно малый бизнес работает в сфере туризма. Эти крохи в бюджете Республики Крым (159 млрд рублей, дотационность региона самая большая в России 85%. — РП.), говорят о теневом или, по крайней мере, «сером» характере туристического бизнеса. А Крыму надо просто зарабатывать.
Туризм пока самая перспективная отрасль в регионе. Как говорят эксперты, Крым способен при грамотном маркетинге аккумулировать силу для развития, опираясь только на туризм. Потенциальная емкость крымского туристического рынка гораздо больше сочинского региона. Крым может стать драйвером не только туристического, но и инновационного развития страны. Сегодня же туризм по-прежнему остается в руках местных отраслевых игроков, имеющих сильное влияние в Госсовете Крыма. Фактически это команда, которая участвовала в разделе отрасли при украинских олигархах.
«Региональная власть в России должна быть сильной, — говорит Игорь Рябов. — Россия — не Украина. Жить как раньше, навязывая власти свои правила игры, у крымских олигархов от турбизнеса не получится. Такая ключевая отрасль для полуострова, как туризм, должна жить по понятным и цивилизованным правилам».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости