Новости – Общество
Общество
Кризис доверия
РП поговорила о цинизме как болезни современного общества с ученой Ангелиной Гуковой, получившей медаль РАН за исследование этого феномена
6 февраля, 2016 19:00
9 мин
Философская работа о повсеместном распространении цинизма, выполненная аспиранткой ТГУ Ангелиной Гуковой, удостоена медали Российской академии наук. Исследовательница рассказала «Русской планете», почему цинизм, глубоко укоренившийся в современном обществе, ставит под угрозу все наши традиции и ценности.
— Ангелина, давайте для начала определимся с терминами. Что же это такое — цинизм?
— Принято считать, что цинизм — это качество, присущее лишь отдельным людям, как правило, маргинальным, не принимающим активного участия в жизни общества, исключенным из него. Большинство людей думает, что, встретив циника, они моментально его узнают: это такой злой, негативно настроенный субъект, который сразу выделяется из толпы. Но мало кто осознает, что современный циник больше не похож на гротескную маску из античной комедии.
В своей работе я исхожу из другого посыла: что циничное отношение сейчас характерно для каждого члена общества. Присуще всем нам. Немногие назовут себя циниками, прямо заявят, что их отношение к жизни цинично, разве что в качестве бравады. Но фактически цинизм стал одной из основ нашего мировоззрения, перестал быть исключением и стал явлением обыденным. На все, что происходит вокруг, мы смотрим через призму цинизма, сами об этом не подозревая. Поскольку цинизм стал присущ не отдельным людям, а всем нам, мы перестали его замечать.
– И в чем же состоит циничное отношение к жизни?
– Современный цинизм — это феномен, благодаря которому каждый из нас склонен оценивать все происходящие вокруг негативно. Что бы вокруг не происходило, мы пытаемся отстраниться от этого, не хотим ни в чем принимать участия, поскольку не верим, что в итоге получится хоть что-то хорошее. А сами не пытаемся ничего делать, так как убеждены, что это не имеет смысла — все равно все закончится крахом. Считаем бесполезным любое начинание. Начинаем отрицать все ценности и моральные нормы.
Прямым следствием глобального распространения цинизма в обществе становится потребительское отношение к жизни, радикальный прагматизм. К любым знаниям, умениям, ко всему, что не касается наших бытовых интересов, мы относимся либо как к чему-то ненужному, либо к тому, что нам мешает. Оцениваем все с точки зрения того, насколько это нам самим выгодно и полезно. Для нас перестает быть важным все, что не приносит выгоды. И это происходит на всех уровнях — мы относимся цинично и к бытовым событиям, и к общественной жизни, и ко всем социальным институтам.
— Что же превратило цинизм в правило из исключения?
— Причину глобального распространения цинизма следует искать в исторических событиях. В XX веке российское общество видело слишком много примеров крушения идеалов, моральных ценностей. Люди стремились к ним, верили в них, и раз за разом они себя не оправдывали. Закономерно, что это привело к отрицанию и критике любых начинаний.
Аспирантка Ангелина Гукова
Аспирантка ТГУ Ангелина Гукова. Фото из личного архива
— Многие нации бравируют своим цинизмом, например, англичане. Как вы полагаете, есть ли разница между русским цинизмом и цинизмом других народов?
— Я бы назвала англичан скорее не циниками, а скептиками. Скептицизм — это более здоровое явление, в его основе лежит сомнение. Он позволяет здраво относиться к предметам или явлениям, мешая погрязнуть в идеализме. Скептик сомневается в результате, поэтому хочет все проверить и убедиться лично, но не ставит под вопрос саму возможность чего-то достичь. Если у него не получается добиться желаемого результата, он не перестанет пытаться, а повторит попытку еще раз. Попробует что-то изменить, чтобы все же достичь цели. А цинизм приводит к тому, что, потерпев неудачу в чем-либо, человек больше не предпринимает новые попытки, и поэтому он имеет более разрушительные последствия.
— Исторически в цинизме всегда присутствовал элемент иронии, юмора, попытка увидеть ситуацию под другим углом, в иной, неожиданной плоскости. В современном цинизме сохранилась эта особенность?
— Сейчас она исчезает. То, о чем вы говорите, было справедливо скорее в отношении цинизма в античном понимании. Тогда он воспринимался как овод, который кусает ленивого вола. С помощью юмора, иронии, цинизм помогал развиваться тому, что застоялось. А современный цинизм этого качества лишен, и в этом его основная беда. Теперь он превращается не в то, что нас подстегивает к развитию, а в фактор, способствующий застою. Ведь если мы считаем, что любые начинания все равно потерпят неудачу, то и делать ничего не хотим.
— Но ведь многие создают, к примеру, благотворительные фонды, помогают другим людям, не имея от этого никаких бонусов, даже репутационных?
— Действительно, таких примеров можно привести достаточно много. Но беда в том, что даже на самые позитивные явления мы все равно смотрим через призму цинизма. Про людей, которые пытаются сделать что-то хорошее, мы думаем, что таким образом они стремятся получить какие-то барыши. К самым бескорыстным поступкам относимся с подозрением, считая, что за ними все-таки кроется нечто негативное.
Про тот же благотворительный фонд мы думаем, что, возможно, его создали мошенники. Я перечислю им деньги — и они положат их себе в карман. Глобальное недоверие мешает разглядеть альтруизм в других людях, понять, что все не так плохо, как нам кажется.
— Как думаете, а кто сейчас циничнее — взрослые или дети?
— Думаю, цинизмом все заражены в равной степени, но у детей он проявляется ярче. Подходить ко всему с точки зрения прагматизма среди школьников сегодня очень модно — ведь все негативное всегда выглядит притягательнее. Более того: ситуация, сложившаяся в школьном образовании, это поощряет. Многие школьники оправдывают свое нежелание изучать те или иные предметы тем, что по ним не нужно сдавать ЕГЭ. А раз они не нужны для поступления в вуз, то и усилия на них можно не тратить.
— Так или иначе, но государству придется противостоять цинизму, отрицающему какие-либо моральные ценности или нравственные устои. Может ли в этом помочь религия?
— Полагаю, что да, и растущий в обществе интерес к религии об этом свидетельствует. У людей всегда есть потребность в идеале, в устойчивом основании, на которое можно опереться. Самому циничному человеку все-таки хочется думать, что есть непоколебимая истина, от которой он может оттолкнуться. Ему необходимо почувствовать под собой твердую почву. Ведь жить в ситуации постоянного отрицания и недоверия ко всему очень тяжело.
— А какие еще пути преодолеть глобальный цинизм, помимо религии, вы видите?
– Мне кажется, что в этом может помочь популяризация науки, литературы, искусства. Если у людей станет больше путей для получения знаний, образования, то сфера их интересов начнет расширяться. У них появится больше возможностей реализовать себя, а значит, соблазн скатиться к цинизму уменьшится. Если учителя сумеют показать школьникам, сколько всего хорошего и интересного существует в мире, помимо прагматичных вещей, это будет здорово. Дети увидят, что если даже какие-то начинания не слишком удались, то в их основе лежало стремление к добру, к прогрессу. Но для этого учителя должны не натаскивать детей на сдачу ЕГЭ, а вдохновлять их, пробуждать интерес к знаниям. Объяснять, что мы изучаем и для чего, какая в этом ценность. Пока же школьники получают представление о мире не на школьных уроках, а из Интернета, что и делает их прагматичными и циничными.
— Экономический кризис поможет излечиться от цинизма или усугубит ситуацию?
— Изначально усугубит, поскольку мы начнем еще более негативно относиться ко всему происходящему. Но с другой стороны, возможен и другой сценарий, когда кризис подвигнет нас на поиск ориентира, который поможет не допустить повторения кризисной ситуации, на поиск чего-то лучшего, что приведет к прогрессу. Ведь очевидно, что на одном негативе далеко не уедешь.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости