Красные и белые еврейские погромы
4 мин чтения
Участники еврейской самообороны.

Участники еврейской самообороны.

Авторы статей в сборнике «Большая война России» рассказывают, почему «еврейский навет» в Гражданскую был присущ всем ее участникам

В 2014 году человечество отмечает столетний юбилей с начала Первой мировой войны, которая для современников стала зримым разделом между старой и новой эпохой. Анна Ахматова писала про 1914 год: «Приближался не календарный, Настоящий двадцатый век». Но позже для русского общества эти события оказались заслонены революцией 1917 года и дальнейшими большевистскими преобразованиями. Однако на Западе за Первой мировой войной закрепился статус точки отсчета современной эпохи, для объяснения которой необходимо обращаться к процессам, происходившим в 1914–1918 годах.

Сборник «Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох» создан российскими и западными учеными. Его целью является включение российского материала в существующие на Западе концепции объяснения перемен, вызванных Первой мировой. Общая для всех авторов мысль — Первая мировая, 1917 год и Гражданская война были единым процессом, события которого нельзя объяснить в отрыве друг от друга.

«Русская планета» с разрешения издательства «Новое литературное обозрение» публикует фрагмент статьи Олега Будницкого «Происхождение еврейских погромов периода Гражданской войны в России», опубликованной в сборнике «Большая война России».

«Еврейские выстрелы» продолжали слышаться участникам различных вооруженных формирований и в период Гражданской войны. Отступавшие в панике весной 1918 года под натиском германских войск красноармейцы, учинившие в северных уездах Черниговской губернии несколько погромов, утверждали, что «жиды расстреливают красную армию», что они «все контрреволюционеры» и встречают немцев с хлебом-солью.

Тогда же инструктор военного комиссариата в Курске Фомин сообщил в Москву, что бойцы еврейской самообороны стреляли в отступающих красноармейцев. 5 апреля 1919 года в Пинске польскими легионерами были арестованы участники собрания местных сионистов, обсуждавших вопрос о распределении полученной из США помощи. Почти все собравшиеся (37, по другим данным — 35 человек) были отведены на рынок и расстреляны из пулемета. По официальной версии, распространенной польским телеграфным агентством, еще «при оккупации города в разных частях его из окон еврейских домов, в сумерки, сыпались выстрелы на вступавших улан».

Обложка сборника «Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох».

Обложка сборника «Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох»

Собрание было якобы сборищем большевиков, и поляки обнаружили «громадные склады оружия». Петлюровские солдаты в начале 1919 года, напротив, уверяли, что евреи «создали свои особые полки, что они стоят за старый режим и дерутся за панов, что они стреляли из окон по восставшему народу и даже обливали кипятком восставший народ из окон».

В октябре 1919 года во время боев добровольцев с красными за Киев в стане белых — как будто более цивилизованных, чем украинские крестьяне, составлявшие основу петлюровского воинства, — стали распространяться слухи о евреях, обливающих серной кислотой и кипятком «наших сестер милосердия». Офицер «с университетским значком на груди» говорил: «Жиды режут наших солдат, обливают кипятком и горящей (так!) смолой сестер милосердия и помогают большевикам». В киевской газете «Вечерние огни» сразу после возвращения белых в город был напечатан список домов и квартир, откуда евреи стреляли в отступавших добровольцев и обливали их серной кислотой и кипятком. Специально созданной комиссией были проверены указанные адреса и сведения газеты опровергнуты.

Для любого трезвомыслящего человека вздорность информации должна была, казалось, быть ясна и без всякой проверки: дело все-таки происходило не в средневековой крепости и не в эпоху монголо-татарского нашествия. Выстрелы из окон собственных квартир по регулярным войскам могли свидетельствовать разве что о психической неадекватности стрелков. Среди прочего выяснилось, что дымки, якобы от выстрелов из окон квартир евреев в Киеве, были вызваны рикошетами от пуль, попадавших в стены домов, то есть ситуация интерпретировалась «с точностью до наоборот»; аналогичного происхождения были рассказы о выстрелах в спину добровольцам и в других городах и местечках.

Начальник одной из дивизий Красной армии, пробивавшейся через занятый польскими войсками Белосток, в конце августа 1920 года докладывал, что ему «пришлось вести бой больше с населением Белостока, чем с польскими войсками, причем во враждебных действиях деятельное участие принимало также еврейское население». Скорее всего дал себя знать стереотип, прочно утвердившийся в сознании значительной части российских военных, какую бы форму они ни носили, о еврейских «выстрелах в спину». Ибо во всех политических сводках периода советско-польской войны отмечалось, что лишь еврейское население поддерживает красных. Говоря о «выстрелах в спину», Деникин признавал:

«Наряду с действительными фактами имела место не раз и симуляция — в оправдание содеянных насилий; что выстрелы в тыл иной раз носили происхождение «христианское», а то и вовсе мифическое. Но взаимная ненависть туманила головы, всякое враждебное выступление со стороны евреев было объективно возможно, и все обвинения их — правдивые и ложные — воспринимались массой с непреложной верой».

Жертвы погрома в Киевской губернии, 1919 год.

Жертвы погрома в Киевской губернии, 1919 год

Возможное, если дело касалось евреев, часто трактовалось встретившимися им в недобрый час военными как действительное. Петлюровцам встретился еврей-портной с двумя дочерьми 14 и 11 лет. Заметив у старшей ножницы, они обвинили девочек в порче телеграфных проводов, вырезали им языки, выкололи глаза и затем убили. Какие-то белые офицеры убили студента-еврея и его жену «за шпионаж», поскольку обнаружили у этого студента записную книжку с адресами. Студент был сотрудником одной из киевских газет, ушедшим из захваченного большевиками Киева. Когда студент с женой спешили в «освобожденный» Киев, по дороге им встретились «добровольцы». Бойцы Первой конной армии в известном рассказе Бабеля «Берестечко» также убивают еврея за «шпионаж». Вряд ли можно сомневаться, что описанная в рассказе сцена являлась художественным обобщением виденного автором в реальности. Alter ego Исаака Бабеля, военный корреспондент Лютов из «Конармии», хладнокровно наблюдает убийство:

«Прямо перед моими окнами несколько казаков расстреливали за шпионаж старого еврея с серебряной бородой. Старик взвизгивал и вырывался. Тогда Кудря из пулеметной команды взял его голову и спрятал ее у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись».

Говоря о причинах еврейских погромов в период Гражданской войны, разумеется, не следует забывать и о социально-экономических противоречиях евреев с местным населением, и об использовании антисемитизма как козырной карты в антибольшевистской пропаганде, и об искренней уверенности многих противников большевиков, что большевизм — порождение еврейства, и о возможности пограбить как одном из стимулов части антибольшевистских сил, в особенности казаков. Но следует помнить и о другом — о глубоко укорененном в православной культуре образе евреев как коварного племени, предавшего Христа, готового при случае предать Россию и вступить в сговор с иноверцами и инородцами.

Этот образ предателей был расцвечен дополнительными красками в период Первой мировой войны. Армия в годы войны в наибольшей степени подверглась антисемитской пропаганде и впервые фактически получила санкцию на насилие специально против евреев. Неудивительно, что полученные уроки не прошли даром. Еврейские погромы 1918–1920 годов были кульминацией и прямым продолжением антиеврейского насилия, начавшегося в августе 1914 года.

Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох / Сборник статей; ред. К. Бруиш, Н. Катцер. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Координационный совет космодрома Далее в рубрике Координационный совет космодромаПремьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение ускорить работы на строительстве «Восточного», эксперт: главная проблема — недостаток квалифицированной рабочей силы Читайте в рубрике Подарок «Хабблу» от созвездия ВолкаАстрономы нашли пять ранее неизвестных планетных систем в архивах самого известного телескопа мира Подарок «Хабблу» от созвездия Волка
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
28 апреля 2014, 18:49
Люди всегда привыкли искать крайнего и виноватого в своих бедах и пороках. Одними из таких "терпил" и стало еврейское общество, не имеющее на тот момент еще своего государства, и жившие во всех странах мира в весьма плотной концентрации.
Самое ужастное, то, что никогда невозможно простить, это безжалостное издевательство и убийство детей. Та же описанная расправа петлюровцев над еврейскими девочками - это не просто зверство, это маньчество, не имеющее никакого отношение к национальным вопросам. Звери, горите в Аду!!
28 апреля 2014, 11:44
Звери,одичалые,маньяки-все это подходит ,нет оправдания убийству ради выгоды,нет оправдания убийству ребенка в принципе.
26 апреля 2014, 19:11
Интересно, евреев убивали только в Украине и Киеве? Почему не вспоминаются Москва, Петербург и другие города России. В истории было много плохого и очень жаль, что автор не вспомнил Богдана Хмельницкого и то сколько евреев было вырезано его армией. На Украине об этом и о других насилии между нациями помнят. Историю надо помнить, чтобы не повторять. Сегодня, после объявления войны Украине Думой РФ, объединились все нации - украинцы, русские, поляки, евреи, цыгане и другие. Россия не дождется, что мы начнем воевать один с другим, перед врагом мы все украинский народ. То что происходит в Славянске пример для Украины и всего мира, кто националист. Выгнанные из домов цыгане вернутся домой и будут там жить. В севастополе с воссоединением с Россией , была расписана сенагога. Нельзя отрицать есть на Украине отдельные личности я ненавестью к другим нациям но с ними разберется закон. Посмотрим что произойдет в России 1 мая, какая сила мракобесия, фашизма, черносотенство выплеснется на улицы городов России. Президенты Польши и Украины, в парламентах, просили народы простить за вековую резню и начать все с чистого листа. Польша больше всех выступает в ЕС за интересы Украины. Я уверен, мы простим друг друга за то, что происходило с нашими предками, но не забудем об этом, что бы не повторять. Или я не прав?
28 апреля 2014, 10:35
Наверное именно за этим Польша еще в сентябре 2013 года тренировала нацистов из Правого Сектора на своей территории? Именно затем, что бы на Украине не процветал сейчас нацизм и фашизм.
28 апреля 2014, 00:00
Анатоле! Ваш бред не имеет никакого отношения к реальности! Когда это поляки простили волынскую резню - да ещё так, что организации, эту резню и осуществившие ОУН УПА, официально действуют на украине? Организаторы резни - палачи Бандера и Шухевич - герои украины! А дивизия СС Галичина возрождена на украинской земле, и это после Нюрнберга, где признаны преступными все СС-овские подразделения! Только слепой не видит возрождения нацизма на украине, а Вы обвиняете в этом Россию???
27 апреля 2014, 11:01
Вы пытаетесь обвинить автора статьи в предвзятости,хотя сами толком не ознакомились со статьей-не получится.
27 апреля 2014, 10:16
Потому что данная статья посвящена отношению к евреям в ходе Гражданской войны. Другие города, кстати, тоже упоминаются, почитайте внимательнее: Курск, Пинск и т.д.
Богдан Хмельницкий не имеет отношения к Гражданской войне.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!