Новости – Общество
Общество
Красная угроза
Алексей Макаров. Фото: politzeky.ru
В Германии арестован беженец из России Алексей Макаров; правозащитники опасаются его экстрадиции на родину, где против активиста возбуждено дело о хулиганстве
13 января, 2014 21:00
12 мин
С конца декабря прошлого года в тюрьме Гамбурга сидит обладающий статусом беженца левый активист Алексей Макаров. У немецких властей к бывшему члену запрещенной Национал-большевистской партии (НБП) претензий нет — его арестовали по запросу на экстрадицию из России. Молодой человек был объявлен в международный розыск за бытовую драку в центре Москвы.
Макарова арестовали вечером 21 декабря в Гамбурге в районе Санкт-Паули, охваченном массовыми беспорядками, куда он приехал из Швеции, где получил политическое убежище. Как и многие другие левые, он приехал в город, чтобы протестовать против выселения сквота Rote Flora. Полиция остановила группу шведов и Макарова около станции метро Санкт-Паули поздно вечером, когда протесты уже шли на убыль.
«При проверке документов выяснилось, что его ищет российский Интерпол. Немецкая полиция его задержала. Как я понимаю, сейчас немецкие власти пытаются убедиться, что он имеет право находиться в Швеции», — рассказала «Русской планете» его соратница Мален Рэймерти.
Сначала полицейские не отрицали, что Макаров оказался в участке на улице Рипербан, но позднее всем обратившимся в пресс-службу городского полицейского управления говорили, что выходцев из России в день демонстрации никто не задерживал.
«У нас всего два иностранца, и Алексея Макарова среди них нет», — еще в декабре утверждали в полиции Гамбурга в беседе с «Русской планетой».
Позднее стало известно, что Макарова арестовали и поместили в тюрьму в рамках исполнения экстрадиционного запроса из России, где в отношении него открыто уголовное дело о хулиганстве. Он до сих пор в тюрьме, точная дата суда о его экстрадиции неизвестна. Ожидается, что слушания пройдут примерно через два месяца.
В тюрьме Макаров читает книги на русском языке, которые нашел в тюремной библиотеке, и переписывается с товарищами. Один час в день ему разрешают видеться с другими обитателями тюрьмы.
«Мы можем переводить ему деньги, но только через адвоката. Передачки ему отправить нельзя, если он заранее не попросит об этом адвоката. Мы контактируем с группой солидарности в Гамбурге, и они передавали ему одежду, но, книги, похоже, передать нельзя — в них могут быть наркотики», — говорит Рэймерти.
Адвокат Макарова Маттиас Визбар отказался комментировать «Русской планете» ситуацию вокруг своего клиента.
Как сообщила в своем блоге называющая себя правозащитницей Оксана Челышева, защитник Макарова уже предпринял ряд шагов, чтобы доказать политический характер преследования активиста, и отравил соответствующие запросы в Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ). Властям Швеции об аресте Макарова тоже известно, утверждает она.
В запросе Интерпола, который Челышева отказалась предоставить журналистам, Макаров описывается как лидер некой незаконной экстремистской группировки. По ее предположению, российские власти надеялись, что Германия выдаст активиста на фоне беспорядков в районах Санкт-Паули и Штерншанце.
По словам шведских товарищей Макарова, полицейские пояснили им, что беженец числится в «красном списке» Интерпола, что подразумевает его приоритетный розыск и выдачу. Ответственный за взаимодействие со СМИ сотрудник национального бюро Интерпола МВД России был недоступен для комментариев.
«Это проблема, когда люди, имеющие статус беженца в одной стране Евросоюза, могут столько недель находиться под стражей в другой стране ЕС просто из-за проблем с бумагами, которые должны были быть решены уже на следующий день после ареста. Почему на Алексея не распространяется действие Шенгенского соглашения? С ним должны обращаться, как с гражданином Швеции. Нам нужно теперь доказать, что то, за что его разыскивают в России, и есть то, из-за чего он стал беженцем. И, похоже, получение таких бумаг займет некоторое время», — поясняет Рэймерти.
Полиция на акции против выселения и сноса сквота Rote Flora в Гамбурге, 21 декабря 2013 года. Фото: Malte Christians / EPA / ИТАР-ТАСС
Полиция на акции против выселения и сноса сквота Rote Flora в Гамбурге, 21 декабря 2013 года. Фото: Malte Christians / EPA / ИТАР-ТАСС
Драка, за которую разыскивают Макарова, произошла 30 ноября 2008 года на Болотной площади в Москве. В ней приняли участие сторонники тогдашнего лидера НБП Эдуарда Лимонова с одной стороны и регулярно собирающиеся в этом месте участники фаер-шоу с другой.
В обвинительном заключении по делу указано, что нацболы выпивали в квартире общего знакомого, но не сошлись с хозяином в музыкальных вкусах, вышли на улицу и по какой-то причине решили сорвать фаер-шоу на Болотной площади. По версии следствия, Макаров, его девушка Елена Горячева, а также Михаил Пулин, Павел Жеребин и Андрей Никитин, будучи пьяными, избили фаерщиков.
На момент возбуждения этого дела Макаров отбыл реальный срок за драку у Таганского суда. 13 апреля 2006 года сторонники Лимонова, который пытался в суде оспорить запрет своей партии, подрались с членами прокремлевского движения «Местные». Семеро нацболов, которые настаивали, что действовали исключительно в рамках самообороны, получили различные наказания. Макаров отсидел два года.
На сайте партии «Другая Россия», куда вступили многие нацболы после запрета НБП, говорится, что 90% обвинительного заключения по делу о драке на Болотной площади посвящено политической деятельности подсудимых. В материалах дела говорится, что драка случилась по мотивам национальной розни, хотя все потерпевшие показали в суде, что потасовка была обоюдной, претензий к подсудимым они не имеют, неонацистских лозунгов никто не кричал, а потерпевшими они себя не считают.
Горячева, Пулин и Жеребин получили реальные сроки заключения, а Макаров и Никитин бежали на Украину. Там Макаров участвовал в деятельности движения «Автономний Опір» (движение украинских революционных националистов). На Украине он больше года провел в СИЗО, где отбывал срок из-за участия в одной из протестных акций в Одессе в 2010 году. Никитин же получил статус беженца в США.
Сразу после освобождения, в июне 2011 года, Макаров снова попал в украинскую милицию. На этот раз задержания активиста потребовала Россия. Тогда украинский суд решил выдать его на родину, но в дело вмешался Европейский суд по правам человека. Решение об экстрадиции отменили, активист вышел на свободу и через некоторое время получил убежище в Швеции.
Шведская полиция один раз задерживала Макарова по запросу Интерпола, но отпустила, так и не начав процедуру экстрадиции.
В Европе взгляды Макарова заметно полевели. Сейчас он позиционирует себя как социалист и антифашист.
«Алексей последние три года занимался разными проектами в левом движении Швеции. Участвовал в кампании против депортаций беженцев, экологических инициативах, а также помогал в организации антифашистских демонстраций», — рассказал «Русской планете» на условиях анонимности один из шведских антифашистов, знакомый с активистом.
Адвокат Дмитрий Аграновский, представлявший интересы Макарова в России и ЕСПЧ, рассказал «Русской планете», что его клиент попадает под объявленную в честь двадцатилетия конституции амнистию.
«Что касается хулиганства — ему ничего не грозит. Он попадает под амнистию. Но это, к сожалению, не значит, что ему не предъявят в России других обвинений. Кроме того, у него статус беженца, как его вообще можно выдать?» — возмущается Аграновский.
Он напомнил, что другой участник драки на Болотной площади Михаил Пулин в 2010 году получил срок за причинение имущественного ущерба в ходе акции в ресторане «Елки-Палки» в 2008 году — нацболы вместо денег оставили на обеденных столах листовки с лозунгом «Ешь бесплатно», и за участие в деятельности запрещенной к тому моменту НБП.
Интерпол не принимает во внимание статус беженца, говорит антифашист Петр Силаев, который оказывался в похожей с Макаровым ситуации: после получения статуса беженца в Финляндии он попал в тюрьму строгого режима в Испании. В конце января 2013 года Испанская Национальная Судебная Палата постановила, что Силаева не будут экстрадировать в Россию.
В конце мая антифашист подал апелляцию в независимую Комиссию по контролю за данными Интерпола (CFF) с требованием исключить его досье из базы данных полицейской организации.
В октябре российские власти возобновили международный розыск Силаева. Антифашист тогда сказал «Русской планете», что пока не получал каких-либо уведомлений от Интерпола о возобновлении его розыска.
«С юридической точки зрения, Интерпол ближе к Всемирному фонду дикой природы (WWF) и Amnesty International, чем к страсбургскому суду (ЕСПЧ) и ООН, это надо понимать. Это всего лишь некоммерческая организация, регулирующая информационное взаимодействие между национальными полициями разных стран, всего лишь оператор информационной сети, базирующийся в Лионе, во Франции», — объясняет антифашист.
Как независимая организация, Интерпол не находится в прямой связи с другими международными институциями, такими как ООН, и не подчиняется им. Дело Интерпола — передавать информацию от одной национальной полиции к другой. Немецкий суд, в соответствии с национальным криминальным законодательством, откажет в экстрадиции, на основании того, что у арестованного есть политическое убежище в одной из стран Евросоюза, говорит Силаев.
Однако, уверен он, «к сожалению, инциденты, как у меня и Макарова, будут продолжать иметь место и в будущем, потому что политическое убежище не ведет за собой автоматический запрет на экстрадицию и уж тем более не ведет за собой автоматическое исключение из электронной базы частной организации во Франции».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости