Новости – Общество
Общество
#КосмосНаш
Ракета-носитель «Союз-2.1а» во время запуска со стартового комплекса космодрома Восточный. Фото: Марина Лысцева/ТАСС
28 апреля 2016 года в 5 часов 1 минуту состоялся первый ракетный пуск с российского космодрома Восточный
28 апреля, 2016 13:45
7 мин
Ракета-носитель «Союз-2.1а» стартовала со спутниками «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218Д в 05:01 по московскому времени. Довыведение полезной нагрузки на орбиту было произведено разгонным блоком «Волга», сообщается в пресс-релизе «Роскосмоса».
Отделение головной части от третьей ступени ракеты произошло в 05:10. Наноспутник SamSat-218Д отсоединился в 07:07. Через 10 секунд от разгонного блока «Волга» отсоединились аппараты «Михайло Ломоносов» и «Аист-2Д». Расчетное место падения отработавшей первой ступени «Союза» — Амурская область, второй ступени и головного обтекателя — Якутия. Третья ступень окажется космическим мусором. Несгоревшие фрагменты блока выведения «Волга» упали в несудоходные районы Тихого океана в 12:05.
Пуск намечался на прошлые сутки, но был отменен в автоматическом режиме за полторы минуты до старта по техническим причинам. Как сообщает «Коммерсантъ», имело место ложное срабатывание автоматики. В ракете-носителе «Союз-2.1а» якобы отказал топливный клапан, но затем оказалось, что он был в порядке: работники не проверили контрольный кабель, который вел к этому элементу.
По этой причине на космодроме пришлось задержаться Владимиру Путину, который решил все-таки дождаться пуска. Президент поздравил с первым запуском с Восточного представителей «Роскосмоса» и строителей космодрома.
«Хочу вас поздравить. Есть чем гордиться. Вчера техника немного перестаралась, в принципе можно было вчера пускать, но техника перестаралась и остановила пуск. Это нормальное явление», — сказал Путин, беседуя с рабочими и представителями «Роскосмоса» на наблюдательном пункте космодрома после запуска.
Рабочие моменты
Перенос пуска на сутки вызвал большое оживление как в России, так и за ее пределами. Нетрудно догадаться, что по преимуществу комментарии по поводу сработавшей автоматики были негативными. В частности, особое внимание привлек факт предстартового освящения ракеты епископом Благовещенским и Тынденским Лукианом.
Это не замедлили в соответствующем ключе прокомментировать СМИ Украины, где по традиции пристально наблюдают за реализацией российских проектов, и протодиакон Андрей Кураев. Последний рассказал Национальной службе новостей, что за судьбу освященных ракет должны нести ответственность священники. По его словам, освящение — это вид профессиональной деятельности: если священник что-то освятил перед неким инцидентом, то он должен быть лишен сана «за профнепригодность».
Впрочем, нет никаких причин утверждать, что отмена пуска автоматикой — свидетельство профессиональной непригодности, с тем же успехом может оказаться и обратное. Перед повторным пуском ракету проверили от обтекателя до двигательных дюз, а уже после было устранено, по словам главы «Роскосмоса», более 20 замечаний.
Учитывая сложность как самой ракеты, так и всего пускового комплекса, переносы времени запуска на часы, дни и даже недели в мировой практике являются обычным делом. Так, ракета частной компании SpaceX Falcon 9 в марте этого года взлетела лишь с пятой попытки, а в июне 2004-го пуск американской Delta 2 переносился не менее восьми раз. На 2014 год SpaceX планировала 13 запусков, было произведено только два, причем один был перенесен с прошлого года. Практически одновременно с «Союзом» после четырех переносов срока с космодрома Куру во Французской Гвиане 26 апреля взлетел другой носитель этого же класса «Союз» с европейским спутником Sentinel-1B.
Как сообщили РП представители «Роскосмоса», многое зависит от восприятия. В других странах отмена или перенос пуска считается совершенно будничным явлением, непременным элементом технологического процесса, в то время как у нас отмена обычно ассоциируется с неким провалом, ЧП, особенно когда за отложенным в буквальном смысле в последнюю минуту пуском наблюдают первые лица государства.
Нагляднее всего о специфике отрасли говорит мировая статистика удачных и неудачных космических запусков.
В прошлом году США осуществили 20 пусков ракет, из них два неудачных, РФ — 26 пусков, из них три неудачных. Надежность пусков в обоих случаях составила около 90%. В 2014-м состоялось 24 американских пуска, из них один провальный на фоне 32 российских при одной неудаче.
Самым аварийным для отечественной космонавтики был 1996 год: тогда из 27 пусков провалилось четыре, что дало процент отказа 14,8. При этом программы 2001, 2003, 2004, 2009 годов были выполнены со 100-процентной эффективностью.
В целом неудачи при запусках во всем мире составляют около 5–6%. Россия в этой статистике не является неким отклонением в одну или другую сторону, хотя существует ощутимое различие в надежности разных носителей. Так, сравнение статистики пусков ракет, производимых РКЦ «Прогресс», со статистикой носителей от Центра Хруничева показывает, что первые выигрывают не только у «Протонов», но и у американских и европейских носителей. Из 784 стартов ракет «Союз-У», запущенных с 18 мая 1973 года и до сих пор, только 21 (менее 2,7%) были аварийными, а у «Союз-ФГ» и «Союз-У2» все пуски (51 и 70 соответственно) были штатными.
Ранее грузовики серии «Прогресс» (и пилотируемые корабли «Союз») запускали на ракетах «Союз-У». Последние «Роскосмос» вместе с рядом других носителей снял с производства, поскольку их, как ожидается, заменят ракеты «Союз-2», образец которой взлетел сегодня, и «Ангара».
Все новое и свое
После успешного запуска Владимир Путин отметил, что главный успех взлета «Союза» в том, что космодром подготовлен и функционирует.
Владимир Путин во время выступления на стартовом комплексе космодрома Восточный
Владимир Путин во время выступления на стартовом комплексе космодрома Восточный. Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
С этим трудно поспорить, поскольку строительство собственного космодрома для гражданских пусков представляет собой весьма непростую инфраструктурную задачу, с которой отечественная промышленность и кадры успешно справились. Фактически был построен небольшой город — Циолковский (с населением 12 тысяч человек, четырьмя садиками и двумя школами), ядром которого является самая современная «звездная гавань» мира.
Так, впервые для работы с ракетой на стартовой площадке используется мобильная башня обслуживания, что позволяет монтажным бригадам собирать ракету не на открытой площадке, под сильным влиянием погодных условий, а в ангаре со стабильным микроклиматом. Во всем мире монтажные корпуса распределены по территории космодромов, а перевозка частей ракеты и аппаратов в конечную точку для соединения — высокорисковая операция, требующая огромного нервного напряжения.
На космодроме Восточный впервые оборудован трансбордер — специальная галерея, соединяющая корпуса. Она позволяет перевозить части ракет и спутников из здания в здание, не вывозя их на улицу и не нарушая температурный режим.
Впервые же была внедрена широкая автоматизация всех технологических процессов и систем контроля — на Байконуре многие параметры подготовки определялись в прямом смысле слова вручную или визуально. Именно эта автоматика и подала сигнал тревоги с требованием дополнительной проверки состояния ракеты.
Символичным выглядит то, что первый пуск ракеты с нового космодрома — это в значительной степени «студенческий» пуск. «Михайло Ломоносов» — первый космический проект в стране, который финансировался за счет учебного заведения, в интересах НИИ ядерной физики, а в обработке результатов его работы примут участие университеты Европы, Азии и США.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости