Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Космическое импортозамещение

В России появится единый оператор коммерческих космических запусков

Владимир Лактанов
2 мин

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

«Роскосмос» собирается сформировать единого оператора коммерческих космических запусков, который будет заниматься запусками ракет-носителей российских производителей. Вместо совместных предприятий и множества дочерних фирм появится новая госкорпорация.
В девяностые российская космонавтика начала выходить на мировой рынок — будучи лидером в сфере запусков космических аппаратов, отечественный аэрокосмос тем не менее не обладал ни опытом, ни необходимыми навыками в поиске заказчиков и продвижении своих услуг. Восполнять недостаток опыта пришлось с помощью иностранных партнеров — в 1993 году была создана американо-российская компания «Локхид-Хруничев-Энергия», двумя годами позднее переименованная в International Launch Services Inc. Сейчас это совместное предприятие занимается организацией коммерческих запусков «Протонов». Таким же образом РКК «Энергия» продает запуски «Зенитов» через дочернюю Energia Overseas Limited, а российско-французское предприятие «Старсем» заведует запусками «Союзов» с космодрома Куру.
Несмотря на успешное сотрудничество с зарубежными партнерами, необходимость в существовании совместных предприятий с годами фактически отпала — они были детищем девяностых, когда выглянувшая из-за железного занавеса российская аэрокосмическая отрасль не умела найти клиентов. За два десятилетия российские компании накопили и необходимый опыт, и связи с заказчиками. И уже в 2011 году руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин высказал мысль о том, что совместное предприятие можно заменить национальным оператором коммерческих запусков.
К осуществлению задуманного не в последнюю очередь подтолкнули санкции: ведь партнеры российских производителей ракет — это американские, французские и немецкие компании, чьи родные страны оказывают экономическое давление на Россию. В 2015 году стало известно о том, что Роскосмос в течение года планирует отказаться от услуг одного из таких совместных предприятий — созданного в 1995 году СП «Еврокот» (Eurockot Launch Services GmbH). Забавное название не имело отношения к котикам: оно составлено из слов «евро» и «Рокот» — так называется класс ракет-носителей, которыми осуществляются российские коммерческие запуски. Зарегистрированный в немецком Бремене «Еврокот» был совместным предприятием Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева и крупнейшей европейской аэрокосмической компанией того времени Daimler-Benz Aerospace AG. После того как в 2000 году немецкая компания прекратила свое существование, «Еврокот» был приобретен корпорацией Airbus Safran Launchers.
В мае 2000 года совместное предприятие провело первый коммерческий запуск «Рокота». В течение двухтысячных «Еврокот» превратился в один из ведущих мировых организаторов пусковых услуг по выведению на орбиту нескольких видов космических аппаратов, в частности метеорологических спутников, спутников дистанционного зондирования, а также научно-исследовательских аппаратов. Заказчиками выступали американские, немецкие и южнокорейские компании и агентства. Профилем работы «Еврокота» стало выведение на низкие орбиты малых космических аппаратов, предназначенных для наблюдения Земли, проведения научных экспериментов и отработке новых технологий в условиях невесомости. Так, в период с 2009 по 2013 год «Еврокот» успешно запустил два спутника, созданных для изучения Земли в рамках программы «Живая планета» Европейского космического агентства. Главным конкурентным преимуществом «Рокотов» была их цена — в ценах 2013 года каждая ракета-носитель стоила 447 млн рублей, а стоимость запуска составляла всего 175 млн рублей. Не удивительно: ведь «Рокот» был плодом конверсии: советской баллистической ракетой РС-18Б, где боеголовка была снята, а взамен был установлен разгонный блок.
Сегодня нет никаких сомнений, что франко-немецкая Airbus Group превратилось в ненужное звено в коммерческой деятельности ГКНПЦ имени М.В. Хруничева. В октябре 2015 года стало известно, что «Роскосмос» не станет продлевать жизнь совместного предприятия. Благо и хороший повод нашелся — Российское космическое агентство объявило о планах по замене «Рокота» более совершенной «Ангарой 1.2». В нынешнем году «Рокоты» в последний раз выведут на орбиту спутники. Airbus Safran Launchers настаивала на том, чтобы не усыплять «Еврокота» и даже предлагала сценарий дальнейшего развития с новой ракетой-носителем. Однако «Роскосмос» передал права на продвижение новой ракеты дочерней компании ГКНПЦ имени М.В. Хруничева в США.
Конец «Еврокота» станет первым шагом в отказе России от ненужных услуг посредников. Создание единого центра пусковых услуг позволит сделать процесс поиска заказчиков и коммерческих запусков намного проще и прозрачнее. Россия фактически пойдет по пути Франции, где есть подобный единый оператор — основанный в 1980 году Arianespace, который, кстати, был первой в мире коммерческой компанией, осуществляющей космические перевозки. Сейчас на долю Arianespace приходится половина мировых коммерческих запусков на геостационарные орбиты, а вместе французский оператор, NASA и «Роскосмос» владеют более чем 90% рынка. Появление российского национального оператора даст отечественной аэрокосмической отрасли новые конкурентные преимущества и лишит Arianespace и NASA некоторой, поначалу не слишком большой части космического пирога. Отметим, что пока «Роскосмос» не планирует закрывать «Старсем», одним из учредителей которого как раз является Arianespace, — однако работа этого совместного предприятия, как ранее говорили представители «Роскосмоса», будет переформатирована.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин