Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Дирижабль

Короткий век «летающих китов»

С чего началась и как закончилась эпоха военных дирижаблей
Алексей Аркадьевич
10 декабря, 2020 13:04
7 мин

В настоящее время наверняка многие любители точных наук лишь только поверхностно слышали о таком чудном изобретении, как дирижабль. Да, совсем недавно, еще в прошлом столетии от таких огромных летающих крейсеров завораживало взгляды тысяч людей во многих уголках света. В сегодняшнем материале постараемся вспомнить откуда же взялись эти чуда инженерной мысли и почему же они практически канули в небытие на сегодняшний день.

Вообще, дирижабль, в своем прямом переводе с французского языка обозначает «управляемый». И, что удивительно, несмотря на их громадные величины, и очевидную неповоротливость, к 1916 году уже научились создавать прекрасно управляемых «воздушных китов», которые вселяли своей мощью страх и уважение с обеих сторон фронта.

Для начала, давайте всё-таки подробнее разберемся, что же это за «птица» такая. Во-первых, это в своем стандартном виде огромный многометровый аэростат с длинным корпусом, наполняемым гелием или водородом, и нижней частью, которая предназначена для размещения группы пилотов, боеприпасов и двигателя, создающего крутящий момент винту. Винт, соответственно, в свою очередь создает силу, благодаря которой этот огромный «воздушный шар» двигается в том или ином направлении. Благодаря обтекаемым формам он спокойно способен двигаться в заданном направлении практически в любые погодные условия, включая шквалистый ветер.

Что удивительно, к началу Первой мировой войны, Российская Империя была одной из самых больших держав по числу воздушного флота из дирижаблей. Наш воздушный военный парк составлял около двадцати кораблей, в то время как у Германии их было восемнадцать.

Только вот есть одна очень большая разница. К подготовке такой серьезной армии русские подошли достаточно мудро. Мы знали, что в мире еще с восемнадцатого века ведется огромная и кропотливая работа над созданием таких эффективных аппаратов, которые могли бы поддерживать наступление армии с воздуха. Германия же активно разрабатывала и строила воздушные суда, да и тот же Герберт Уэллс в своей книге 1908 года «Война в воздухе» очень подробно описал, как с помощью таких аэростатов стирались с лица Земли целые города. Так, в частности, немецкие Цеппелины могли преодолевать расстояния до четырех тысяч километров и развивать скорость до девяноста километров в час, обрушивая огромные количества бомб на позиции противника. Вспомнить только случай августа четырнадцатого года, когда городок Антверпен был разрушен практически полностью.

Многие понимали, что за этим будущее, так как противостоять таким гигантам в то время было практически нечем. Однако русское правительство решило не вкладывать казенные деньги в разработку, а потом просто, тогда, когда будут готовы реально зарекомендовавшие себя действующие образцы, поехать и перенять положительный опыт, а может быть даже купить один-другой корабль.

Так оно на само деле и произошло. В 1906 году целая делегация инженеров Главного инженерного управления Российской Империи была специально в этих целях направлена в командировку во Францию. Именно после этого и стали создавать первые российские прототипы, которые не должны были уступать немецким. Кстати говоря, к тому времени уже у многих держав, между которыми накалялась обстановка в борьбе за первенство, стал появляться такой род войск, как авиация. И как раз-таки дирижабли и были первыми образцами, которые определяли преимущество в предстоящей войне. Российское руководство на фоне разведывательных данных, приходящих от агентов по поводу разрушительной силы дирижаблей, понимало, что промедление в данной отрасли может привести весьма к плачевным результатам. Тем не менее, уже к тому времени также были разработаны летательные бипланы, вооруженные крупнокалиберными пулеметными орудиями. Такой российский биплан мог с легкостью нанести фатальный вред любому немецкому Цеппелину. Кстати говоря, дальнейшее развитие авиации как таковой, и стало причиной того, что так как любой самолет мог попросту за несколько минут «похоронить» огромный летающий крейсер, их эпоха очень быстро сошла на нет. По этим же причинам не было ни одного случая, чтобы немецкий Цеппелин «залетал» в Россию.

Возвращаясь к истории об именно наших кораблях, нужно отметить факт, что первый «Учебный» дирижабль появился у нас всего лишь в 1908 году. Между прочим, даже он уже превосходил по своим показателям немецкий аналог. Тем не менее, далее Россия закупала у той же Франции еще несколько «летучих голландцев» с разными интересными именами. К примеру, «Лебедь» был длиной в 61 метр и развивал скорость до 36 км/час, «Беркут» - 56 метров, 54 км/час, «Чайка» и «Коршун» - 47 метров, 47 км/час.

Один дирижабль был даже закуплен у Германии в 1910 году и имел имя «Гриф». Он имел особую обтекаемую форму, которая при огромной длине в 72 метра и объеме оболочки в 7600 кубических метров, позволяла развивать скорость почти в 60 километров в час. Наряду с ним, у Швеции был приобретен самый маленький в мире дирижабль «Форсман» с длиной в 36 метров и скоростью передвижения 43 километра в час.

Почти весь остальной авиационный парк Российской Империи собирался непосредственно силами русских инженеров и конструкторских бюро. Это были «судна» «Сокол», «Кобчик», «Кречет», «Ястреб», «Голубь», который даже выполнял ряд разведывательных полетов во время Первой мировой войны.

В 1913 году стали создавать уже более серьезные летательные аппараты. В частности, на Ижорском заводе был построен красавец «Альбатрос-2» 77 метров в длину и скоростью в 68 км/час. В нём уже располагалось специальное гнездо для пулемета. После него был создан «Гигант» длиной 114 метров и объемом оболочки в двадцать с половиной тысяч кубических метров! Это был самый огромный корабль, построенный в дореволюционное время, вот только он потерпел аварию во время своего первого же полета…

В конечном итоге, было заказано еще четыре «громадины» у Великобритании, которые могли развить скорость около 80 километров в час. Два из них выполнили ряд полетов, третий сгорел, а четвертый вообще не собирался из-за ненадобности. Таким образом, после того, как многие страны стали использовать эффективные средства противовоздушной обороны и боевые самолеты, такие огромные «небесные киты» попросту оказались ненужными. Поэтому так закончилась великая, но непродолжительная эпоха дирижаблей!

Поделиться
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ