Коронавирус обострил цивилизационные фантомы
Распространение коронавируса в мире продолжается, половина планеты впала в сплошной карантин, малый бизнес валится, нефтяные компании ужасаются убыткам, а простые люди постепенно учатся отделять зерна от плевел.
Почти любой экономический кризис бьет в первую очередь по уязвимым точкам социума. В 2008 году, например, выяснилось, что бездумная раздача кредитов – это беда США, а привлечение иностранных инвестиций – ошибка России. Кредитный пузырь лопнул, инвесторы забрали свои денежки, и процветание сменилось рецессией. Особенно ярко выраженной, опять, же, в слабом государстве – в России.
Нынешний глобальный кризис, связанный с пандемией, – того же порядка. Но сейчас осознаватьы свои ошибки вынужден практически весь мир.
Еще в январе 2020 года все катилось по накатанной, у так называемых развитых стран более 80%, а то и все 90% экономики занимала сфера услуг. Понятно, что в это понятие включено все подряд, и такую услугу, как медицина, трудно называть ненужной. Однако процветало огромное количество сервисов, придуманных в XX, а то и в XXI веке – все эти диджитал-агентства, курсы саморазвития, дизайнерские студии, футбольные команды, изготовители гипсокартонных перегородок, кинокомпании, антикафе, все эти колористы и капельмейстеры, фитнес-тренеры и престидижитаторы – и все они думали, что ухватили фортуну за хвост.
А теперь вдруг стало ясно, какие отрасли оказались действительно жизненно важными в реальном мире:
● Производство и распределение продуктов питания
● Производство медикаментов и медицинской техники, причем последняя зачастую убыточна – скоро тысячи аппаратов ИВЛ будут пылиться по подсобкам в ожидании новых вирусов-мутантов
● Производство и поставка электрической и тепловой энергии
● Водоснабжение и водоотведение
● Услуги связи
● Услуги грузового и в меньшей степени пассажирского транспорта
● Аварийные и спасательные службы
Развлечения – да, тоже оказались нужны и даже необходимы, людям сложно сидеть сложа руки, они привыкли потреблять информацию и эмоции. Но значимость этой сферы очень сильно преувеличена: по большому счету, старых добрых книг вполне хватило бы.
А как же юридические конторы? Страховые компании? Банки? Да, у них много работы в это время, но только потому, что мир изначально был избыточен – в экономике разумного потребления роль этих отраслей была бы сугубо вспомогательной.
В День дурака 1 апреля стало известно, что организация «Деловая Россия» направила премьер-министру Михаилу Мишустину письмо, в котором предложила «ряд мер по поддержке несырьевого сектора экономики в связи с эпидемиологической ситуацией в стране». Среди прочего обращение содержит инициативу основателя «группы АДВ» Дмитрия Коробкова, который входит в Координационный совет «Деловой России». Эта инициатива подразумевает… внимание, оказание первоочередной помощи рекламной отрасли.
Приплыли. Первоочередной. Когда непонятный вирус закрыл людей дома, но все равно добирается до их горла и легких, в первую очередь надо спасать рекламу.
Мы, журналисты, хорошо осознаем, насколько важна рекламная отрасль – она держит на плаву большинство СМИ, то есть кормит и нас, авторов текстов и видеоматериалов. Но в то же время нельзя не осознавать и вторичности всей этой системы. И требовать поддержки государства в такой момент – это как минимум безнравственно, а как максимум еще и глупо. Если уж кого и поддерживать, то рекламодателей – те производства, которые хотят сообщить о себе городу и миру через посредничество голубоватых снобов из рекламных агентств.
Нам нужно разрушить всю экономику посредников, при которой такой вот мастер Word и Photoshop забирает половину выручки у производителя – иначе тот ничего не продаст.
Риелтор зарабатывает в десять раз больше каменщика, а банк на ипотеке – существенно больше риелтора.
Владелец супермаркета – в пять раз больше владельца мясокомбината.
Издательства берут себе не менее 80% прибыли от изданных книг, и ладно бы это касалось только бумаги, где хлопоты действительно велики, но и онлайн-библиотеки присваивают себе 70% заплаченных вами денег.
Подобная система всеобщего посредничества, с одной стороны, обеспечивает занятостью граждан, которым в системе простого потребления было бы нечем заняться, с другой – формирует общество глубочайшей социальной несправедливости. Не то чтобы обеспечить справедливость было вообще в человеческих силах – но стремиться к этому необходимо.
А справедливость состоит в том, что тракторист должен получать намного больше менеджера по продажам винтажных подставок под ТВ. Доярка ценнее для общества, чем теннисист. Криворукий строитель Джамшут нужнее лощеного комика Урганта, хотя руки, безусловно, лучше бы выпрямить
Может быть, пора вернуться к идее безусловного дохода, потому что сейчас люди – кто от безделья, кто от безденежья – просто выдумывают профессии. Но добавленная стоимость, производимая псевдоэкономикой услуг, на деле не стоит ровным счетом ничего. Это удовлетворение надуманных и навязанных потребностей, которым грош цена в серьезный день.
Благодаря коронавирусу мы узнали, что для заказа пищи и получения разрешения на выход из дома нет никакой разницы между самым дешевым «Сяоми» и свежайшим айфоном.
Что самый ценный элемент одежды – не дубленка, а маска.
Что высокий статус, известность, доход не защищают от маленького убийцы, хотя и, к сожалению, обеспечивают первоочередное внимание врачей.
Что самое важное – это родные и душа, а не карьера и связи.
Когда ограничения будут сняты, мы все постараемся побыстрее об этом забыть. Но где-то внутри нас уже будет жить знание о том, какая фальшивка этот наш цивилизованный урбанистический мир.
Правда, до отмены ограничений еще далеко.
Кукловодам этого мира нравится нынешнее положение вещей: сидящие по домам граждане, нулевая протестная активность, законы чрезвычайного положения в информационном поле, контроль каждого чиха, отмена наличных, возможность под шумок принимать любые законы и дербанить любые бюджеты
Так что времени на осознание происходящего у нас более чем достаточно.