Корабль-событие для российского ВМФ
3 мин чтения
Спасательное судно «Игорь Белоусов». Фото: Игорь Руссак/РИА Новости

Спасательное судно «Игорь Белоусов». Фото: Игорь Руссак/РИА Новости

Поисково-спасательное судно «Игорь Белоусов» может «достать» подводников с больших глубин

Последние дни уходящего 2015 года станут днями надежды для российских подводников на спасение в чрезвычайных ситуациях. 25 декабря морское поисково-спасательное судно «Игорь Белоусов» передается в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России. Ранее в ходе многочисленных испытаний, в том числе и в Атлантике, судно подтвердило полное соответствие своих возможностей требованиям Минобороны, которое заказало его для флота.

Следует отметить, что в последние несколько лет любые новости об этом судне неизменно тиражировались различными СМИ и не оставались без внимания морских специалистов, особенно подводников, для которых появление «Белоусова» в составе флота было по-настоящему ожидаемым. Что же это за корабль и почему он так привлекает внимание?

«Спасательный круг» для подводников

«Игорь Белоусов» — океанское поисково-спасательное судно проекта 21300С, предназначенное для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, находящихся на грунте или в надводном положении, а также надводным кораблям. Помощь оказывается путем подачи воздуха, электроэнергии и других спасательных средств, а также эвакуации людей с терпящего бедствие корабля или подводной лодки. Кроме того, судно может вести поиск и обследовать аварийные объекты, в том числе в составе международных морских спасательных формирований.

Разработано и изготовлено оно санкт-петербургскими АО «ЦМКБ "Алмаз"» и ОАО «Адмиралтейские верфи». Решение о создании многофункционального корабля-спасателя «Игорь Белоусов» и ему подобных принято после катастрофы подводной лодки «Курск». Головное судно построено в 2014 году, оснащено оборудованием для ведения глубоководных работ импортного производства и в этом году прошло полный цикл испытаний.

Длина и ширина — 107,3 м и 16 м соответственно, водоизмещение — 5000 тонн; судно может находиться в автономном плавании до 30 суток с экипажем 97 человек и идти со скоростью 15 узлов. Но главное не в «паспортных» данных, а в комплексе оборудования, которое обеспечивает выполнение задач этим уникальным для отечественного флота судном.

Основные элементы

Глубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) обеспечивает ведение аварийно-спасательных и других подводных работ длительное время на глубинах до 450 м. Так, 12 водолазов сменами по три человека на таких глубинах могут работать по шесть часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией.

В состав комплекса входят пять барокамер, глубоководный колокол для спуска и подъема водолазов, телеуправляемый подводный робот типа «Патера Плюс» (глубина погружения до 1000 м) и другое специальное оборудование. Для спасения подводников с аварийной подлодки в состав ГВК-450 может войти автономный спасательный аппарат типа «Бестер-1» (проект 18271).

Барокамеры ГВК-450 обеспечивают реабилитацию водолазов и подводников, эвакуированных с аварийной лодки спасательным аппаратом или покинувших подводный объект иным способом. В случае необходимости в барокамерах могут разместиться до 60 спасенных моряков-подводников. При отсутствии барокамер для сохранения жизни человека, поднимаемого с глубин 100 и 400 м, потребуется четыре и более 14 суток соответственно.

Водолазный колокол цилиндрической формы в виде мобильной барокамеры предназначен для доставки и обеспечения длительной работы на глубине водолазов, а также их подъема на поверхность. Колокол снабжен иллюминаторами, аппаратурой связи и видеонаблюдения, системой подачи дыхательной смеси и горячей воды для обогрева водолазов, резервными системами электро- и газоснабжения, а также другими средствами. При нахождении на глубине два водолаза работают в воде, а третий находится внутри колокола в готовности оказать им необходимую помощь.

Автономный аппарат «Бестер-1» за один рейс способен эвакуировать 22 подводников с аварийной субмарины (глубина до 700 м, крен до 45 градусов) и передать в барокамеры судна-спасателя. Предыдущие аппараты могли решать задачи спасения при крене подлодки не более 15 градусов.

Несомненный успех

Трудно переоценить значение спасательного судна «Игорь Белоусов» с глубоководным водолазным комплексом для российского ВМФ и страны в целом. Впервые после десятилетий безнадежности и застоя Россия может выходить в Мировой океан как самодостаточная морская держава. А если возникнет необходимость, нам не надо будет униженно просить зарубежную помощь, как это было при аварии атомохода «Курск». Создание и ввод в эксплуатацию спасательного судна «Игорь Белоусов» — пример способности страны в сложных условиях решать трудные задачи.

И в этом немалая заслуга российской компании «Тетис Про». В жестких условиях мирового рынка она смогла по цене в два раза меньше выставленной приобрести столь сложное зарубежное оборудование, доставить его в Россию, установить на судно «Игорь Белоусов» и испытать в реальной обстановке и в назначенные сроки. 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Обществу нужен новый идейно-смысловой импульс Далее в рубрике Обществу нужен новый идейно-смысловой импульсВопрос «куда идти дальше?» до сих пор висит в воздухе и ждет ответа Читайте в рубрике Не заслужилиЧто ждет жителей Возжаевки после выселения из домов Минобороны Не заслужили
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
27 декабря 2015, 21:18
Ну наконец-то у нашего флота появилось подобное судно, способное выполнять сложнейшие задачи по спасению моряков и подводников!
Однако, одного такого судна явно недостаточно. Надо иметь по одному на каждый из океанических флотов, так как в экстренных ситуациях очень важна оперативность спасательных операций...!
27 декабря 2015, 16:33
Здорово, что наши умельцы наконец смастерили очень нужный для флота аппарат, очень жаль. что раньше такого не было, глядишь и пригодился бы, тогда, когда был очень нужен
25 декабря 2015, 15:21
Можем же делать, когда захотим... Очень знаменательное событие. Конечно, дай бог, не придется использовать корабль по его прямому назначению. Но лучше перебдеть, чем недобдеть.
27 декабря 2015, 19:01
А посмотрите "Платили за мерседес, получили жигули" в "Новой Газете" или найдёте в гугле по заголовку. Там письмо Елены Милашиной министру. Она принимала участие в комиссии. И похоже всё-таки недобдели.
27 декабря 2015, 22:28
Согласен. В такими состоянии признавать судно готовым к полноценной эксплуатации и сдавать во флот нельзя.
По сути ведь так и не довели до ума самую главную часть спасательного судна - Глубоководный комплекс, рассчитанный для спасательных работ на предельной глубине до 450 метров. Полноценных испытаний ГВК-450 так и не прошёл, приёмка-сдача шла с грубейшими нарушениями нормативов и законодательства. При таком раскладе совершенно непонятно - может ли ПСС работать по назначению и выполнять поставленные задачи, или нет...?
Ведь без надёжного ГВК этот всего лишь бесполезная посудина ценой в дюжину миллиардов рублей...!
27 декабря 2015, 21:35
Однако же да, вы правы, судя по всему там все далеко не так гладко, как нам преподносят...! Головняк какой-то с этими глубоководными технологиями вышел, зато денег дополнительных списали уйму...! ((
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!