Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Корабль-событие для российского ВМФ

Поисково-спасательное судно «Игорь Белоусов» может «достать» подводников с больших глубин
Владимир Лактанов
2 мин
Спасательное судно «Игорь Белоусов». Фото: Игорь Руссак/РИА Новости
Последние дни уходящего 2015 года станут днями надежды для российских подводников на спасение в чрезвычайных ситуациях. 25 декабря морское поисково-спасательное судно «Игорь Белоусов» передается в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России. Ранее в ходе многочисленных испытаний, в том числе и в Атлантике, судно подтвердило полное соответствие своих возможностей требованиям Минобороны, которое заказало его для флота.
Следует отметить, что в последние несколько лет любые новости об этом судне неизменно тиражировались различными СМИ и не оставались без внимания морских специалистов, особенно подводников, для которых появление «Белоусова» в составе флота было по-настоящему ожидаемым. Что же это за корабль и почему он так привлекает внимание?
«Спасательный круг» для подводников
«Игорь Белоусов» — океанское поисково-спасательное судно проекта 21300С, предназначенное для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, находящихся на грунте или в надводном положении, а также надводным кораблям. Помощь оказывается путем подачи воздуха, электроэнергии и других спасательных средств, а также эвакуации людей с терпящего бедствие корабля или подводной лодки. Кроме того, судно может вести поиск и обследовать аварийные объекты, в том числе в составе международных морских спасательных формирований.
Разработано и изготовлено оно санкт-петербургскими АО «ЦМКБ "Алмаз"» и ОАО «Адмиралтейские верфи». Решение о создании многофункционального корабля-спасателя «Игорь Белоусов» и ему подобных принято после катастрофы подводной лодки «Курск». Головное судно построено в 2014 году, оснащено оборудованием для ведения глубоководных работ импортного производства и в этом году прошло полный цикл испытаний.
Длина и ширина — 107,3 м и 16 м соответственно, водоизмещение — 5000 тонн; судно может находиться в автономном плавании до 30 суток с экипажем 97 человек и идти со скоростью 15 узлов. Но главное не в «паспортных» данных, а в комплексе оборудования, которое обеспечивает выполнение задач этим уникальным для отечественного флота судном.
Основные элементы
Глубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) обеспечивает ведение аварийно-спасательных и других подводных работ длительное время на глубинах до 450 м. Так, 12 водолазов сменами по три человека на таких глубинах могут работать по шесть часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией.
В состав комплекса входят пять барокамер, глубоководный колокол для спуска и подъема водолазов, телеуправляемый подводный робот типа «Патера Плюс» (глубина погружения до 1000 м) и другое специальное оборудование. Для спасения подводников с аварийной подлодки в состав ГВК-450 может войти автономный спасательный аппарат типа «Бестер-1» (проект 18271).
Барокамеры ГВК-450 обеспечивают реабилитацию водолазов и подводников, эвакуированных с аварийной лодки спасательным аппаратом или покинувших подводный объект иным способом. В случае необходимости в барокамерах могут разместиться до 60 спасенных моряков-подводников. При отсутствии барокамер для сохранения жизни человека, поднимаемого с глубин 100 и 400 м, потребуется четыре и более 14 суток соответственно.
Водолазный колокол цилиндрической формы в виде мобильной барокамеры предназначен для доставки и обеспечения длительной работы на глубине водолазов, а также их подъема на поверхность. Колокол снабжен иллюминаторами, аппаратурой связи и видеонаблюдения, системой подачи дыхательной смеси и горячей воды для обогрева водолазов, резервными системами электро- и газоснабжения, а также другими средствами. При нахождении на глубине два водолаза работают в воде, а третий находится внутри колокола в готовности оказать им необходимую помощь.
Автономный аппарат «Бестер-1» за один рейс способен эвакуировать 22 подводников с аварийной субмарины (глубина до 700 м, крен до 45 градусов) и передать в барокамеры судна-спасателя. Предыдущие аппараты могли решать задачи спасения при крене подлодки не более 15 градусов.
Несомненный успех
Трудно переоценить значение спасательного судна «Игорь Белоусов» с глубоководным водолазным комплексом для российского ВМФ и страны в целом. Впервые после десятилетий безнадежности и застоя Россия может выходить в Мировой океан как самодостаточная морская держава. А если возникнет необходимость, нам не надо будет униженно просить зарубежную помощь, как это было при аварии атомохода «Курск». Создание и ввод в эксплуатацию спасательного судна «Игорь Белоусов» — пример способности страны в сложных условиях решать трудные задачи.
И в этом немалая заслуга российской компании «Тетис Про». В жестких условиях мирового рынка она смогла по цене в два раза меньше выставленной приобрести столь сложное зарубежное оборудование, доставить его в Россию, установить на судно «Игорь Белоусов» и испытать в реальной обстановке и в назначенные сроки. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин