Новости – Люди
Люди
Контрабанду — в клочья
Продавец на вещевом рынке. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Как незаконно ввозимый в Россию текстиль душит отечественного производителя
9 декабря, 2015 12:00
5 мин
Россия может перестать миндальничать с контрабандистами, везущими в страну тонны левой одежды. По крайней мере, за это горячо ратует Минпромторг, подготовивший поправки в федеральные законы о таможенном регулировании (311-ФЗ) и промышленной политике (488-ФЗ), которые позволят ужесточить борьбу с контрабандой продукции легкой промышленности.
Основной изюминкой предложений является пункт об уничтожении контрабанды на границе. В ведомстве уверены: с долговременным хранением и последующей перепродажей контрафактной одежды на внутреннем рынке России пора завязывать.
Одежка с чужого плеча
В Минпромторге подсчитали, что за 2014 год РФ импортировала одежды на 326,7 млрд рублей. Крупнейшая доля на этом рынке принадлежит, как и следовало ожидать, китайцам: из Поднебесной в Россию ввозится 46,3% импортной одежки. На втором месте оказалось небольшое азиатское государство Бангладеш с 7,03% импорта; на третьем — Турция с 6,5%.
Крупными поставщиками одежды также являются Италия (5,27%), Белоруссия (4,86%), Вьетнам (3,84%), Индия (3,59%), Узбекистан (2,04%) и Шри-Ланка (1,61%).
Снижение курса рубля за последний год привело к серьезному сокращению импорта. По данным Центра международной торговли, к сентябрю 2015-го в Россию было завезено одежды на 6,4 млрд долларов. Это на 36,8% меньше, чем за три квартала прошлого года.
Однако в целом рынок продолжает оставаться достаточно крупным, чтобы государству стоило обращать на него внимание и наводить там порядок. Тем более что все предпосылки для этого уже давно созрели — и даже перезрели.
Контрабандисты и таможня против производителей
По данным российской Ассоциации текстильщиков, в 2014 году общая стоимость импорта товаров легкой промышленности составила 23 млрд долларов, не менее 9 млрд из которых пришлись на долю контрабанды и контрафакта. Прямые же потери государства от недополученных таможенных сборов оцениваются в миллиард.
Процент контрабанды в поставках 2015 года пока не подсчитан, однако нет никаких оснований полагать, что ее стало меньше: размер недоимок в этой сфере вообще сопоставим с бюджетом приличного государства. Хуже того: при действующем в настоящее время подходе к обработке контрабанды даже эффективность работы таможенной службы не имеет принципиального значения. Дело в том, что сейчас контрабандные вещи изымаются и хранятся на таможенных складах от шести месяцев до года. После этого вещи объявляются конфискатом и… правильно, распродаются. Магазины «растаможки» есть во многих регионах и пользуются у граждан большой популярностью, ведь цены на новую и местами даже приличную одежду там значительно ниже, чем в брендовых магазинах, торговых центрах, а порой и на рынках.
С одной стороны, такая практика позволяет покрыть затраты на хранение изъятых вещей и вернуть бюджету упущенную выгоду от таможенных сборов, не выплаченных недобросовестными импортерами. Однако с другой стороны, вред от нее для российской экономики колоссален. Вместо того чтобы обеспечивать защиту внутреннего рынка, государство, напротив, заваливает его потоками иностранного текстиля. Возникает резонный вопрос: если российским текстильщикам сложно конкурировать с иностранными производителями, то как они смогут противостоять конфискату, сливаемому в продажу по бросовым ценам?
Границу бы заштопать…
В свете этого текущее предложение Минпромторга видится более чем здравым: не хранить и не переводить контрабанду в собственность государства, а просто уничтожать ее прямо на границе. В идеале — перерабатывать во вторсырье.
Инициатива уже получила поддержку у российских производителей одежды и тканей. Так, в Ассоциации текстильщиков заявили, что государству достаточно уничтожить продукции на 10 млн долларов, чтобы отбить у недобросовестных импортеров охоту рисковать своими деньгами. До сих пор, следует признать, достижения РФ в этом плане были более чем скромными: за пять лет оказалось уничтожено всего 1,5 кг изъятой одежды — да и то по решению суда.
Впрочем, одного ужесточения политики в отношении контрабандных товаров для исправления ситуации может и не хватить. Не секрет, что на российских границах существует некоторое количество «дыр», через которые в страну текут изрядные потоки контрафакта. Например, у РФ открыта граница с Казахстаном, который, в свою очередь, не имеет ввозных пошлин на китайские товары. В результате изделия Made in China, предназначенные по декларациям для реализации в Казахстане, сначала ввозятся на территорию среднеазиатской республики, а оттуда переправляются в РФ без уплаты пошлин.
Однако мировой опыт свидетельствует, что при надлежащем желании прорехи на границе заштопать очень даже возможно. Так что есть надежда, что надписи Russia, столь популярные на куртках и спортивных костюмах, перестанут быть просто показателем «целевой аудитории», а станут свидетельством возрождения отечественного швейного производства.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости