Новости – Люди












Люди
Конец переписке

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на праздничном пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Патриархия в первый и последний раз ответила на письма татарского писателя Айдара Халима
14 октября, 2015 09:05
11 мин
Вероятность появления этого материала была ничтожно мала. Довольно известный и, прямо скажем, скандально известный в Татарстане писатель Айдар Халим вот уже много лет как повадился писать письма вначале патриарху Алексию II, а потом и его преемнику святейшему патриарху Кириллу. В них писатель с присущей мастерам словесного цеха необыкновенной образностью описывал горести татарского народа под игом Русского царства, Российской империи, СССР и, наконец, Российской Федерации.
Естественно, что во всех этих зверствах правой рукой кровавых империалистов была и остается Русская православная церковь, главной виной которой, по мнению Айдара Халима, является то, что более 450 лет назад она начала крестить татар. Автор ничтоже сумняшеся предлагал в своих опусах патриарху Кириллу покаяться, и тогда писатель смог бы его простить. Айдар Халим даже опубликовал эти письма — так их оказалось много. На наш взгляд, рассказ об устройстве конвейера по изготовлению писем святейшему с таким заманчивым предложением может заинтересовать публику только, пожалуй что, специальных медицинских изданий. Но случилось неожиданное, и в Патриархии решили ответить.
Письмо председателя отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина имеется в распоряжении редакции РП. Видимо, священноначалие решило не столько обозначить свою позицию, сколько постараться поставить точку в этой бессмысленной односторонней «переписке», которая только распаляет автора. Это своеобразный сигнал и русофобской казанской общественности, которая с попустительства определенной части властей Татарстана продолжает оскорблять русских. Послание отца Всеволода имеет однозначный смысл: в подобном духе никакой диалог просто невозможен.
Айдар Халим (в миру Борис Назмутдинович Халимов) — татарский и башкирский писатель, поэт, драматург. Член Союза писателей СССР с 1976 года, председатель Милли меджлиса татарского народа в 1997–2001 годах, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, кавалер международного ордена Белого Креста Рыцарей культуры и защиты жизни на Земле (Амстердам, Голландия). Кстати сказать, свои русофобские и антихристианские «исторические обвинения» Борис Назмутдинович подписывает не иначе как «член Союза писателей СССР с 1976 года». Хочется сказать: мастера пера, определитесь, с кем вы?
В письмах патриархам Айдар Халим развивает мысли, суть которых сводится к неисчислимым бедам, которые татарский народ испытал от жестоких русских колонизаторов, каковые в описании Халимова выглядят настоящими зверями. Русская православная церковь, священники-миссионеры XVII–XVIII веков характеризуются как «саранча», «православная инквизиция», а нынешние служители церкви — как «мракобесы».

Айдар Халим. Фото: vo-vremya.ru
«Несть числа страданиям, перенесенным Айдаром Халимом, — пишет Василий Осипов в "Русской народной линии", — и воплотившимся в нем народом ради торжества ненавистных русских захватчиков: "только под фундамент величественных дворцов Петербурга воткнулись сваями сто тысяч моих живых соплеменников", "я был самым многочисленным этносом среди кротов подземных недр — шахтеров, сезонников лесосплава, лучшим бетонщиком и лесорубом-лашманом в истории Российской империи". "Днепрогэс и Березники поднимал я, Комсомольск-на-Амуре, Магнитка на Южном Урале покоятся на костях татарских мулл-лагерников", "потеряв миллион татар в последней Отечественной войне, я вошел в число великих наций, внесших особо большой вклад в победу над нацизмом"...» «Моим подвигам перед родиной-мачехой нет конца», — восхищается собой Айдар Халим, отец которого погиб в конце Великой Отечественной войны при освобождении Словакии. Вот уж где, выражаясь его же словами, настоящее «паскудство» по отношению не только к собственной стране и татарскому народу, но и к памяти родного отца, защищавшего, как выясняется, вовсе не Родину-мать, а ненавистную «родину-мачеху».
«Татарский народ, — продолжает преподносить свои мировоззрение и требования мастер эпистолярного жанра, — пленник и узник вот уже длиной в 460 лет. Между Московской Русью и Казанским царством до сих пор не подписан мирный договор. Шаймиевско-Ельцинский договор о разграничении полномочий — это не более чем карикатура на таковой. По канонам международного права, живя в плену у Руси, мы являемся у нее пленниками. А я не хочу, чтобы ни мы, ни они не назывались ни пленниками, ни оккупантами, а являлись свободными гражданами свободной страны. А свобода требует, как говорил Энгельс, возвращения долга в час расплаты. Если бы татарский народ через международные правовые органы потребовал бы у России контрибуцию за все свои лишенные богатства, за миллионы жертв в т.н. бесконечных малых и великих отечественных войнах, за противоправное насильственное крещение, полоны, рекрутские, каторжные, ссылочные, судебные и иные государственные повинности, за бескорыстную службу т.н. Отечеству, часто являвшемуся нам мать-мачехой, то русскому народу и его церкви не хватило бы сотен триллионов долларов».
Любой более или менее разбирающийся в экономике человек или просто путешественник, хоть раз побывавший в Казани в последние годы, уверенно скажет вам, что Татарстан — один из самых богатых, динамичных, индустриальных и культурно развитых регионов. Это стало возможным не только благодаря труду и уму жителей многонационального Татарстана, но и из-за особой экономической политики, которую Кремль сознательно вел последние четверть века. Особые условия, предоставленные Татарстану в разное время, кстати, являются мечтой каждого российского региона. Но, видимо, у некоторых людей память коротка, хотя, скорее всего, они просто ведут политику в угоду какому-нибудь антироссийскому хозяину, но отнюдь не в интересах якобы «угнетаемого» татарского народа. Как справедливо заметил отец Всеволод в своем письме Айдару Халиму: «Замечу только, что Республика Татарстан является неотъемлемой частью России, которая ничем не лучше и не хуже других субъектов Федерации. И эта территория является русской землей в точно такой же степени, что и татарской».
«Остаются метастазы этой преступной местной политики начала 90-х годов, которая была направлена на сепаратизм и дерусификацию, — уверен доктор исторических наук Роман Силантьев, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, — когда Ельцин обещал всем регионам "столько суверенитета, сколько можете взять". Некоторые руководящие товарищи в Казани решили, что Татарстан есть независимое государство. Причем государство исключительно татар. Ситуация изменилась, конечно, в лучшую сторону, однако проблемы продолжают оставаться. И вот товарищ Халим с его письмами — одно из проявлений этих проблем».

Православие и ислам уже несколько столетий мирно уживаются в Татарстане. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
«Ознакомившись с Вашим письмом на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — пишет Айдару Халиму протоиерей Всеволод Чаплин, — хотел бы отметить, что все изложенные в нем претензии хорошо известны. Именно в таком тоне нашу Церковь критикуют люди крайне националистических или радикально-религиозных взглядов, которые считают себя вправе выступать от имени всего татарского народа. Наиболее последовательные из таких критиков уже отметились поджогами православных храмов в Закамье либо пополнили ряды террористических группировок по всему миру».
«Кроме Казани, нет у нас больше в России столиц субъектов Федерации, в которых бы в центре города собирались и оскорбляли русских, — утверждает Роман Силантьев. — И все это с попустительства властей. 15 октября — в очередную годовщину взятия Казани, нечто подобное ожидается опять. Межнациональная ситуация вызывает опасения, нормальной ее назвать нельзя, особенно по сравнению с соседними национальными регионами».
В течение даже последних лет десяти то услышишь, что татарские националисты грозят самосудом священникам, освятившим родильный дом в Набережных Челнах, то появляется в Татарстане новый тенденциозный школьный учебник «История религий», то татарские радикалы выступают против проведения в России Года русского языка… Ну и уж совсем «на закуску»: некий «Татарский всемирный сервер» открыто обвиняет РПЦ в пропаганде фашистских идей и гомофобии. И вряд ли, например, последнее экстравагантное и явно немусульманское заявление стало бы возможным, если бы такой авторитетный человек, как Айдар Халим, не писал своих антиисторических писем патриарху и не говорил бы об этом на каждом углу. Более того, патриархии он предлагает для православных библиотек свои книги. Вот о чем и как думает этот человек?
«Не думаю, что присланные Вами книги будут интересны православным библиотекам, — отвечает члену Союза писателей СССР с 1976 года протоиерей Всеволод Чаплин, — поскольку они не соответствуют элементарным критериям научности. К сожалению, в течение последних трех десятилетий в Татарстане отмечаются случаи русофобии и христианофобии, адепты которых нередко пользуются поддержкой властей и активно тиражируют свои разрушающие межнациональный мир взгляды. Особенно это заметно в сфере истории, где рядом деятелей сформирована настоящая лженаука фоменковского типа, возвеличивающая ордынский период и выставляющая русских агрессорами».
Да, этот материал мог и не появиться. Что писать о человеке, придумывающем фантастические сказки татарско-русских отношений или интерпретирующем историю исключительно с позиций Казанского ханства? Зачем обнаруживать чью-то ментальную несостоятельность? Но, оказывается, и сумасшествие можно направить в четкое политическое русло и раскачивать этим такую тонкую материю, как межэтнические и межконфессиональные отношения.
«Этот сумасшедший человек получает премии, — продолжает Роман Силантьев, — вхож в местную элиту, он не маргинален, состоит в уважаемых общественных организациях и на протяжении 30 лет обласкан региональными властями. И только в самое последнее время в его отношении начались какие-то действия. Надо как-то избавляться уже от наследия Шаймиева. Надо вещи называть своими именами — не все русофобы ушли из власти в Татарстане».
А председатель отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин так заканчивает письмо любителю истории из Казани: «Ситуация в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений в Татарстане сейчас имеет тенденцию к улучшению, поэтому полагаю странным, что националистические деятели времен 90-х годов еще присутствуют в общественной жизни Татарстана, а их выпады в адрес людей других национальностей и вероисповеданий не получают должной оценки властей республики. Полагаю, что этап поощрения таких настроений со стороны власть предержащих должен быть окончательно пройден и не рекомендован к повторению».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости