Комета богов
3 мин чтения
Источник: ESA

Опубликованы первые результаты детальных исследований кометы 67Р/Чурюмова — Герасименко

23 января вышел специальный выпуск журнала Science — сразу семь публикаций в нем посвящены первым результатам исследования кометы 67Р/Чурюмова — Герасименко, близ которой продолжает работу европейский зонд Rosetta. Благодаря ему она стала самой хорошо изученной кометой Солнечной системы: ученые исследовали ее состав, историю, эволюцию и сложный скалистый ландшафт.

два с половиной месяца назад ландшафт этот вышел для науки боком. После невероятного перелета, занявшего более десять лет, зонд Rosetta удачно приблизился к комете, провел ее зондирование и, снизившись на высоту около 2 км, отделил спускаемый аппарат Philae. Осторожный спуск на заранее выбранный, сравнительно ровный участок поверхности занял почти семь часов. Однако все эти ювелирные маневры закончились неудачей: Philae не удалось закрепиться на месте и выполнить намеченную программу исследований.

Совершив несколько прыжков, аппарат завалился на бок в тени высокой скалы, проработав лишь несколько дней, пока хватало заряда бортовых аккумуляторов. В таких условиях провести бурение грунта не получилось, да и солнечные батареи Philae не получают достаточно света. И хотя сохраняется некоторая надежда на то, что по мере приближения кометы к Солнцу энергии будет поступать все больше, модуль до сих пор остается в «спячке».

К счастью, сам материнский зонд Rosetta благополучно продолжает работу. Его объект — комета 67P/Чурюмова — Герасименко, открытая в 1967 году группой украинских астрономов — включает ледяное ядро размерами примерно 3 × 5 км, за которым тянется хвост испаряющихся с поверхности частиц. Считается, что кометы появились еще на ранних этапах формирования Солнечной системы, приблизительно в то же время, что и планеты. Однако, в отличие от них, на кометах нет ни вулканической, ни геологической активности, и с древних времен они практически не изменились.

Именно поэтому кометы так интересуют астрономов: они дают возможность узнать состав реликтового вещества молодой Солнечной системы, поискать древнейшую органику и, возможно, ответить на вопрос о происхождении воды на Земле. Согласно одной из популярных теорий, влага была занесена к нам именно «на борту» комет, которые активно бомбардировали молодую планету.

Миссия Rosetta обошлась Европейскому космическому агентству в 1,5 млрд долларов. На борту аппарата действует почти десяток научных инструментов, позволяющих исследовать ядро кометы, ее газово-пылевой хвост, а также оценить влияние на нее Солнца. Первые громкие результаты этих работ и появились в специальном выпуске журнала Science.

67Р/Чурюмова — Герасименко имеет неправильную форму, так как состоит из двух крупных «картофелин» размерами 2,6 × 2,3 × 1,8 км и 4,1 × 3,3 × 1,8 км, общим объемом чуть больше 21 куб. км и массой около 10 млрд тонн. Стала ли такая структура результатом «слипания» двух отдельных тел, или эрозии единого, еще предстоит установить. В составе кометы доминирует водяной лед, однако весьма пористый по структуре, из-за чего плотность ее оказывается в три-четыре раза меньше, чем у обычного льда.

Источник: ESA

Работающие на борту Rosetta приборы OSIRIS и RSI позволили промерить гравитационное поле кометы, причем с учетом действующих в обратном направлении центробежных сил, возникающих из-за вращения. Как и следовало ожидать, максимальным притяжение оказывается на поверхности «картофелин», зато узкая перемычка между ними является основным источником газа и пыли кометного хвоста. Это стало неожиданностью для ученых, ведь она находится в тени дольше остальных участков поверхности, а значит, испаряться должна медленнее. Возможно, излучение, отраженное от «стен» перемычки создает на ней дополнительный нагрев. Свой вклад в этот эффект может вносить и пониженная гравитация перемычки.

Osiris тщательно исследовал ландшафт 67Р/Чурюмова — Герасименко, обнаружив на нем участки, напоминающие земные дюны, скалы и другие знакомые всем структуры. Их удалось нанести на карту, первую в истории детальную карту поверхности кометы, дав названия в честь древнеегипетских божеств: Имхотепа, Аписа, Баста, Хепри и так далее.

Максимальное разрешение полученных зондом снимков достигает 15 см на пиксель, что позволило изучить поверхность достаточно детально и на основе этих наблюдений сделать обоснованные предположения о ее эволюции. Так, на скалах области Сет удалось рассмотреть крошечные слипшиеся бугорки, в которых лед обильно смешан с пылью. «Мы полагаем, что это — те "строительные блоки", из которых складываются кометы», — пояснил Nature руководитель исследовательской программы Osiris Хольгер Сиркс (Holger Sierks).

В составе хвоста кометы доминируют водный и сухой лед (замерзший углекислый газ), а также монооксид углерода. А вот изображения поверхности самого ядра 67Р/Чурюмова — Герасименко, по данным инструмента Virtis, демонстрируют присутствие сравнительно небольшого количества воды. Судя по данным, собранным в видимом и инфракрасном диапазоне, ядро покрывает нечто вроде пыли, состоящей из хорошо поглощающих ИК-излучение органических соединений.

Исследования миссии Rosetta продолжаются, работа должна закончиться летом 2015 года. Впрочем, если аппарат будет действовать успешно и без сбоев, этот срок наверняка будет продлен. В истории изучения тел Солнечной системы было много таких примеров. Достаточно вспомнить марсоход Opportunity, вместо положенных трех месяцев проработавший на Красной планете уже больше десяти лет и действующий до сих пор. 25 января мы отметим одиннадцатилетие его миссии.