Новости – Люди
Люди
Коллекторов отправят в коллектор
Портрет должника на билборде, размещенный коллекторским агентством. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости
Правительство рассказало коллекторам о правилах хорошего тона
16 сентября, 2015 04:00
10 мин
После почти десятилетних мучений правительство наконец преодолело первую линию сопротивления банковского лобби и подготовило текст законопроекта «О деятельности по взысканию задолженности». Сколько труда затрачено, сколько копий сломано при формулировании правил, элементарных для любого воспитанного человека! Долгожданный, дурно сверстанный документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Звоните и приходите!
Давайте посмотрим по пунктам.
Глава 2, статья 4
1. В целях осуществления взыскания задолженности взыскатель вправе взаимодействовать с должником, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (далее — непосредственное взаимодействие);
2) голосовые, короткие текстовые и иные сообщения, передаваемые по сетям подвижной (в том числе мобильной) связи и электросвязи (в том числе сети Интернет);
3) почтовые отправления и телеграфные сообщения по месту жительства или месту пребывания должника.
Ну, здесь ничего интересного: допустимы все способы общения, хоть в Skype, хоть в «Одноклассниках». А дальше уже интереснее.
2. Иные способы взаимодействия (в частности, взаимодействие с членами семьи или работодателем должника, размещение информации в сети Интернет, в (на) жилом помещении или доме должника) по инициативе взыскателя, кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут использоваться только при наличии предварительного письменного согласия должника, предоставленного не ранее чем через один месяц после возникновения просрочки исполнения должником обязательства.
Прекрасный пункт: чтобы взыскатель смог общаться с членами вашей семьи или с работодателем, вы должны дать письменное согласие, причем в правительстве разумно указали срок подписания такого согласия — если вас вынудят подписать его при выдаче кредита, этот пункт не будет иметь юридической силы.
В следующих статьях мы видим, что непосредственно общаться с вами может только сам кредитор либо профессиональный взыскатель, обладающий подобным статусом не менее года (чем ему заниматься этот год, остается загадкой). Исключение — для представителей Агентства по страхованию вкладов, которое, судя по тексту документа, намерено стать крупнейшим коллектором страны.
С. 5, п. 4: Взыскатель не вправе привлекать к непосредственному взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти, а также лиц, имеющих заболевания, препятствующие осуществлению деятельности по взысканию задолженности в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом.
Стать коллектором станет заметно труднее. И забавно, что у нас появится перечень болезней, с которыми нельзя стать коллектором. Что туда войдет? Психические отклонения? Кожные заболевания?
Не бейте и не ломайте!
Статья 6 рассказывает нам об общих требованиях к действиям взыскателя. Пункт 2 гласит:
Не допускаются действия взыскателя, связанные с:
1) применением к должнику или иным лицам физической силы либо угрозой ее применения;
2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения;
3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
4) использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
Проще говоря, распространенный метод взыскания «Эй, лошара, щас с тобой будет то же самое, что с твоим зонтиком» нарушает минимум три положения нового закона.
В следующем пункте запрещается осуществлять «непосредственное взаимодействие» (то есть личную встречу с целью взыскания долга) с «заведомо несовершеннолетними лицами, лицами, лишенными дееспособности или ограниченными в дееспособности, лицами, находящимися на излечении в психиатрической больнице (стационаре)». Еще бухгалтер Берлага прятался от чистки в сумасшедшем доме, и этот метод по-прежнему остается действенным. Правда, надо задолжать уж слишком большую сумму, чтобы предпочесть психиатра коллектору.
Пятый пункт шестой статьи еще раз напоминает, что взыскатель не вправе сообщать другим лицам о проблеме долга и уж тем более развешивать листовки на доме должника без письменного согласия этого самого должника, предоставленного не ранее, чем через месяц после возникновения задолженности.
Фото: engels-me.ru
Фото: engels-me.ru
Статья хорошего воспитания
Но любимой статьей должников, несомненно, станет седьмая: «Требования к действиям взыскателя при использовании отдельных способов взаимодействия». По сути она подрывает всю сложившуюся систему коллекторской деятельности как узаконенных гопнических наездов в подворотне. Хочется цитировать эти волшебные фразы целиком, но есть риск сглазить: рассмотрение и тем паче принятие законопроекта может откладываться бесконечно, ведь каждый крупный банк имеет в Госдуме сильно симпатизирующих ему людей. Поэтому кратко перескажем основные пункты. При чтении любого из них где-то впадает в тяжелую депрессию один коллектор.
Ст. 7., п. 1:
- Нельзя беспокоить должника до истечения месяца со дня просрочки.
- Нельзя приходить к нему в гости с 22.00 до 8.00 по будням и с 20.00 до 9.00 в выходные (кстати, звонить и отправлять SMS в это время тоже нельзя — ст. 7, п. 3).
- Нельзя приходить к должнику более одного раза в сутки, трех раз в неделю и десяти раз в месяц.
- Нельзя беспокоить людей, находящихся на излечении в медицинском учреждении (любом, не обязательно психиатрическом), а беременных женщин и вовсе нельзя волновать до достижения ребенком возраста полутора лет.
- Нельзя приходить к должникам старше 70 лет и инвалидам 1-й группы.
Ст. 7, п.2:
В начале каждого личного общения коллектор должен назвать свои имя, отчество и фамилию, а также организацию, уполномочившую его на визит. Да, и в телефонных звонках, и в каждой SMS тоже (ст. 7, п. 5).
Ст. 7, п. 3:
Нельзя звонить и отправлять SMS должнику более двух раз в сутки, четырех раз в неделю, десяти раз в месяц.
Ст. 7, п. 6:
Запрещается звонить должнику с анонимных или поддельных телефонных номеров.
Ст. 7, п. 7:
Звонить можно только на тот номер, который должник надлежащим образом оформил путем договора с оператором связи. То есть если ваш друг оформит SIM-карту на себя и отдаст ее вам, он, конечно, нарушит закон, но полностью оградит вас от коллекторов.
В 8-й статье должнику дается право письменно потребовать пореже с ним общаться (звонить не чаще раза в неделю, разговаривать лично не чаще раза в месяц). Такое требование можно отправить самое раннее через три месяца после наступления факта задолженности. В первый месяц, напомним, коллекторы не имеют права беспокоить человека, так что терпеть интенсивное общение придется лишь два месяца. Более того, в любой момент должник может указать, что общаться следует с его представителем (необходимо нотариально заверенное согласие представителя).
Берегите коллекторов!
12-я статья законопроекта содержит перечень обязанностей должника. Он состоит всего из четырех пунктов:
1. Должник обязан действовать добросовестно и разумно и не допускать неправомерного причинения вреда взыскателю.
2. Должник обязан извещать взыскателя об изменении своего места жительства (пребывания), имени, фамилии и отчества (при наличии), номера своего телефона и адреса своей электронной почты.
3. Должник не вправе скрывать от взыскателя информацию о своем имуществе, на которое в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание для погашения задолженности.
4. Должник не вправе предоставлять взыскателю заведомо ложную информацию с целью неправомерно затруднить взыскание задолженности.
Дальнейшая часть законопроекта содержит требования к коллекторской деятельности — надо сказать, довольно строгие.
Побочный эффект
Мы ни в коем случае не призываем не отдавать долги. Но следует понимать, что благодаря мудрой экономической политике правительства в России многие тысячи людей не в состоянии отдавать кредитные деньги вовремя, причем отнюдь не по своей вине. И применение к ним откровенно бандитских методов, коими славны коллекторы, — самое настоящее преступление.
В общей же сложности в РФ сейчас около 8 млн граждан, имеющих просрочку по долгам, — это около 1% взрослого населения. У 80% этих граждан задолженность превышает 10 тысяч рублей, что формально лишает их права выехать из страны. В большинстве случаев это, конечно, просрочка по оплате жилищно-коммунальных услуг, но ведь и управляющие компании начали обращаться к коллекторам. Которых, надеемся, вот-вот заставят действовать цивилизованным путем. К тому же если все эти ограничения станут законом, перед банками и теми же УК встанет вопрос: зачем продавать такие долги коллекторам по дешевке, если несложно проделывать все указанные процедуры своими силами, не нанимая держиморд?
Таким образом, с принятием указанного закона о взыскании и при вступлении в действие столь же долгожданного закона о банкротстве физических лиц возникнет новая серьезная проблема. Тысячи коллекторов потеряют работу, окажутся на улице, по дешевке загонят свои костюмы, наденут любимый Abibas и вновь начнут вскрывать машины и промышлять гоп-стопом в темных переулках. Потому что они уже привыкли, что вокруг — сплошные должники.
И это станет проблемой уже совсем других структур…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости