Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Кого поддерживает «поддержка автопрома»

Транспортировка кузовов новых «Лад» на АвтоВАЗе. Фото: Григорий Сысоев / ТАСС
Правительство убеждает нас покупать автомобили, но запрещает на них ездить
Михаил Мельников
4 декабря, 2015 13:00
7 мин
Объем государственной помощи российскому автопрому будет увеличен, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Все ожидали, что столь затратная программа (в 2015-м на поддержку автопроизводителей бюджет потратил 43 млрд руб.) будет секвестрирована — но вышло наоборот. «Минпромторг предложит увеличить субсидии до 50 млрд руб., — неожиданно объявил Дворкович. — Я буду поддерживать это предложение». Судя по всему, вице-премьеру все-таки надоел любимый им ранее баварский автопром: «бумеры» Дворковича попадали в аварии с поразительной регулярностью, причем независимо от того, находился ли чиновник за рулем, на пассажирском сиденье или в собственном кабинете. Вот и захотелось чего-то нового, доброго, отечественного. «Ладу Весту», например…
Или хотя бы право распределить 50 миллиардов.
Забыли спросить
Между тем финансовая поддержка российского автопрома ни разу не доказала свою эффективность. Взять хотя бы субсидирование автокредитов. В 2015 году средняя ставка по субсидированному займу на приобретение транспортного средства составляла 10,76%, что примерно на 7,3% ниже рыночной. Это означает, что государство доплачивало банкам за каждый приобретенный в кредит автомобиль (речь, конечно, идет только о субсидированных кредитах) по 7,3% от его стоимости. И кто же тут является выгодоприобретателем?
  • В первую очередь — банк, к которому за ручку привели клиента и обеспечили получение грабительского процента в полном размере.
  • Во вторую — производитель и дилер, которые смогли продать авто, не потеряв на марже и сразу получив его полную стоимость.
  • И только в третью очередь — сам покупатель, получивший пусть и невыгодный, но не запредельно дорогой кредит на долгожданное авто.
А кто спонсирует весь этот праздник жизни? Правильно — все российское общество. Ему, может, совсем и не надо, чтобы очередной дядя купил очередное корыто, которое будет стоять на газоне и блокировать общественный транспорт в пробках. А обществу, может, наоборот, нужны чуть более высокие пенсии и свободные от машин газоны.
Три кита госпомощи
Субсидирование кредитов — это лишь часть той господдержки, без которой, если верить правительственным экспертам, авторынок «мог просесть сразу на 50%». В целом ее можно разделить на три части:
  • финансирование программы обновления автопарка (так называемая программа утилизации: государство компенсирует недополученную прибыль автоконцернам, предоставляющим скидки на новые машины при сдаче старых автомобилей в утиль или по схеме trade-in);
  • финансирование программ стимулирования спроса (те самые субсидированные кредиты: государство компенсирует банкам потери от льготного автокредитования и лизинга);
  • новое направление — поддержка экспорта автомобилей.
Нетрудно понять, что не все эти меры одинаково полезны.
Утилизация — дело неплохое хотя бы потому, что стимулирует людей избавляться от старых машин насовсем, а не перепродавать их лихим «джигитам». Беда, правда, в том, что даже со складов утилизации машины зачастую попадают к означенной публике, но это уже традиционное расхождение между благими намерениями и суровой действительностью. В целом же 50 тыс. руб. за то, чтобы какая-нибудь ржавая пятерка никогда больше не выехала на дорогу, — плата избыточная, но не критично большая.
Утилизация автомобилей. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Софинансирование кредитов — очень спорная мера. Автомобиль в России до сих пор не стал просто средством передвижения, более половины семей не имеют машин и не могут себе их позволить. Хочется спросить, почему эти люди за счет своих налогов должны финансировать покупку очередной Kia для очередного столичного хипстера? Фактически ведь вся Россия скидывается на то, чтобы несколько сот тысяч человек смогли купить себе машины подешевле.
А вот поддержка экспорта — дело святое, угодное экономике. Однако в данный момент проект находится в начальной стадии, причем обсуждают его РЖД и ФАС, которые уживаются не лучше, чем кошка с собакой. Хотя экспортный потенциал у отечественных машин, безусловно, есть: та же «Лада Веста» за 10 тыс. евро (в России она дешевле) вполне может пользоваться спросом, скажем, у арабов в Центральной и Западной Европе. И не ищите в этих словах иронию — эти люди очень скоро обживутся, наладят хозяйство, зарегистрируются в центрах социальной поддержки и захотят ездить на автомобилях. А наш автопром объективно потихоньку набирает форму.
Купить можно, ездить нельзя
Помимо морального и экономического у этой проблемы есть еще один аспект, с каждым днем все отчетливее выходящий на первый план. Большинство производимых в России автомобилей предназначены для жителей больших городов. В одной только Москве зарегистрировано 4,5 млн единиц личного транспорта — это 11,5% от общероссийских 39 млн. В Московской области — 2,3 млн, в Петербурге — около 2 млн, в Ленинградской области — 1,5 млн, в Екатеринбурге (рекордсмен по числу машин на душу населения среди мегаполисов) — более 700 тыс. Таким образом, только по перечисленным регионам катается более четверти российских машин.
Но именно здесь идет самая лютая борьба с автомобилистами и выдавливание их на городской транспорт. Борьба небезуспешная: ввиду запредельных цен на парковку и эвакуаторного бандитизма многим действительно приходится пересаживаться на метро, электрички и трамваи, а свое личное транспортное средство продавать. Предложение машин с пробегом сейчас велико как никогда, при этом спрос на них весьма мал. Что уж говорить о новых автомобилях, которые мало кого сегодня интересуют.
Получается, что одной рукой мы финансируем производство автомобилей, другой запрещаем ими пользоваться. У Аркадия Дворковича точно все в порядке с логикой? Трудно поверить, что он не знаком, например, с Максимом Ликсутовым и его методами. Или же деньги выделяются впустую сознательно — и мы имеем дело с одним из самых грандиозных распилов 2016 года?
* * *
Поддержка автопрома бессмысленна без роста доходов населения. Стимулирование производства в условиях отсутствия спроса — страшная ошибка. Затоваривать склады в ожидании лучших времен, конечно, можно, но где гарантия, что в эти лучшие времена покупатель не проголосует укрепившимся рублем за настоящие иномарки, как он делал все сытые годы? А бесчисленное множество российских «немцев», «корейцев», «американцев» будут гнить немым укором на складских площадях. И только 50 миллиардов, прошедшие через умелые руки опытного чиновничества, превратятся в виллы и яхты, музыку и фуа-гра, шампанское и женщин… и, конечно, в сверкающие «Мерседесы» и «Порше» отнюдь не российской сборки.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ