Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Когда уйдет последний трамвай

Вереница трамваев на Щукинском мосту в Москве. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
В спасение трамвайного транспорта безрезультатно вливаются сотни миллионов рублей
Леонид Михеев
5 августа, 2015 16:11
10 мин
Во второй половине июля на сайте правительства РФ появилось распоряжение о выделении субсидий на закупку троллейбусов и трамвайных вагонов. На всю страну выделили 384 млн руб., но с учетом того, что система трамвайного сообщения за постперестроечный период пришла в упадок, денег на ее восстановление необходимо гораздо больше. В этом свете возникает один логичный вопрос: а стоит ли овчинка выделки? И нужно ли нам спасать убыточный и маловостребованный транспорт вместо того, чтобы дать дорогу другим?
Трамваи без аварий
Российская ситуация с трамвайным транспортом, можно сказать, уникальна на фоне того, что общемировым трендом является как раз развитие трамвайного транспорта, а не его упадок. Так, по словам руководителя отдела по связям с общественностью Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергея Белова, в Европе сегодня суммарно запланировано ввести более 1000 км трамвайных путей, что составляет около 15% от существующей системы. Ориентация на трамваи связана с преимуществами этого вида транспорта: высокой провозной способностью (по сравнению с автобусами), низкой себестоимостью и затратами на ремонт (по сравнению с метро) и, наконец, высокой экологичностью.
Несмотря на эти преимущества, у нас трамваи в основном ругают: по большей части из-за того, что они неповоротливы и в случае поломки могут частично или полностью перекрыть движение. Но, как пояснил Белов, «максимальная эффективность работы трамвая достигается тогда, когда он следует по выделенным путям: это позволяет ему двигаться с высокой скоростью, выдерживать график и избегать ДТП. По этой причине на западе трамвайный транспорт начали с успехом использовать в качестве пригородного. «В Европе развивается идея о роли трамвая как пригородного транспорта: трамвай из центра идет за город и далее следует со скоростью до 100 км/ч, становясь в каком-то смысле электричкой», — продолжает Белов.
Рецессия на колесиках
В России все происходит с точностью до наоборот. В течение последних лет в ряде регионов востребованность трамвайного транспорта стабильно снижается в связи с существенным сокращением государственной поддержки. Так, по данным ИПЕМ, с 2004 по 2013 год число городов, имеющих собственную трамвайную сеть, сократилось на 9% — с 67 до 61. Но и в них уменьшается протяженность путей: с 2000 по 2011 год на 16,7% (с 3000 км до 2500 км), что повлекло за собой сокращение маршрутов на 17,0% и, как следствие, — снижение пассажиропотока более чем в 3,7 раза. В то же время объем парка трамвайных вагонов сократился на 29,5%, до 8400 единиц. Притом тенденция к снижению сохраняется. Большая часть эксплуатируемых вагонов находится в критическом состоянии и характеризуется значительной степенью износа, превышающей 80%. Только 10% трамваев эксплуатируются пять лет или менее.
То есть техническая и инфраструктурная база в стране есть, и очень большая, но из-за того, что ею не умеют или не желают пользоваться, она тает на глазах. «Наша страна обладает одной из самых больших трамвайных систем в мире — ее развитием активно занимались в XX веке, что было связано в первую очередь с необходимостью обеспечения надежной перевозки работников на заводы в городах», — рассказывает Белов. И когда во многих городах Восточной Европы стали активно развивать трамвайное сообщение, подвижные составы стали закупать именно у нас. «Российские предприятия по производству трамваев стали одними из крупнейших в мире», — вспоминает Белов.
На остановке общественного транспорта у станции метро «Выхино». Фото:Сергей Бобылев / ТАСС
Но когда СССР не стало, в отрасли начались серьезные проблемы. Тогда весь общественный транспорт в России начал приходить в упадок из-за недостатка финансирования муниципальных бюджетов. Имеющаяся техника долгое время не модернизировалась, а о том, чтобы закупать новую, вообще не могло быть и речи. Это привело к высокой степени износа на сегодняшний день. К тому же за этот период в городах активно развивалась система маршрутных такси, парк которых составляют более дешевые, а значит, и более рентабельные микроавтобусы. Они во многом и отняли долю рынка, которая раньше принадлежала трамвайному транспорту.
Гонка с маршрутками
Высокий спрос на маршрутки обусловлен отнюдь не высоким качеством их услуг, а, скорее, отсутствием достойного конкурента по таким параметрам, как скорость и, что еще важнее, частота и продолжительность курсирования. Официальный городской транспорт с трудом может состязаться с маршруточниками как в первом, так и во втором, потому что в основном несет социальную функцию перевозки. Тогда как работа частных перевозчиков — не всегда, кстати, прозрачная — ориентирована в первую очередь на извлечение прибыли, и перевозчики действуют в зависимости от того, где можно сорвать куш побольше. Строгим графиком они не ограничены: хочешь — работай хоть круглые сутки, хочешь — только в часы пик, то есть в период максимального пассажиропотока. А хочешь — вообще застолби за собой только те маршруты, которые гарантированно загружены каждый день.
Трамваи, автобусы и троллейбусы, в свою очередь, должны ходить и по маловостребованным маршрутам, в том числе и в непиковое время, даже если такие поездки экономически убыточны. Вдобавок к этому специфической проблемой трамвайного транспорта долгое время оставалась изношенность путей, которая не позволяет использовать новые подвижные составы на тех высоких скоростях, на которые они способны. Да и комфорт проезда для пассажиров в таких условиях повысить практически невозможно. Жители Самары, например, уже прочувствовали, что в новых трамваях, которые недавно проходили испытания «в полевых условиях», трясет так же, как и в старых.
Поскольку обновлением путей городские органы власти занимаются не очень охотно, искать выход из положения приходится либо самим пассажирам — тренируясь держать равновесие, либо производителям трамваев — приспосабливая свою продукцию к «бездорожью». И, кстати, последние наконец-то преуспели. Например, в конструкции современных трамваев, которые предлагает Трансмашхолдинг, используются так называемые поворотные низкопольные тележки. «Благодаря им современный подвижной состав может использоваться на существующих путях, нет необходимости проводить дорогостоящую модернизацию инфраструктуры», — утверждает гендиректор ООО «Трамрус» Евгений Голубев. Но одной только изобретательности трамвайных инженеров недостаточно для того, чтобы поднять всю отрасль.
Источник: ИПЕМ
Все за и против
«Важно понимать, что в современном городе трамвай может быть чрезвычайно эффективным решением — он экономичен, в большинстве случаев не занимает место на дороге, не создает нагрузку на окружающую среду», — говорит Голубев. Эксперт утверждает, что обновление трамвайного парка позволит сделать этот вид транспорта лидером по востребованности среди пассажиров. Впрочем, с тем, что трамвай обычно не занимает место на дороге, можно поспорить: в больших городах с напряженным трафиком наличие трамваев на дорогах серьезно мешает продвижению потока. Еще один аргумент эксперта состоит в том, что современные трамваи стали низкопольными — это значит, что в них легко перевозить коляски, в вагон нетрудно войти пожилому человеку. Но, как рассказал другой собеседник «Русской планеты», низкопольные трамваи и стоят вдвое дороже обычных, а значит, их закупка приводит к большей нагрузке на бюджет.
Однако бюджетные затраты быстро оправдаются, настаивает Голубев. «Новые трамваи тихие; применяются конструкторские решения, обеспечивающие очень плавный ход. В современных трамваях тепло зимой и прохладно летом, работает интернет. Во многих странах они переживают второе рождение. В некоторых городах, где трамвайные пути были ликвидированы, их укладывают снова», — рассказывает эксперт. И приводит пример. В 2014 году в Петербурге начали курсировать современные трамваи разработки Трансмашхолдинга. Каждый трамвай может перевезти примерно 200 пассажиров, это почти вдвое больше, чем вмещали предыдущие модели. Потребление электроэнергии у таких трамваев на 10% ниже, а срок службы на 12 лет больше, чем у ныне используемых. Иными словами, резюмирует эксперт, полная замена старого трамвайного парка современным в дальнейшем позволит снизить издержки и значительно сэкономит средства городского бюджета.
Пусть платит богатый
Беда в том, говорят сторонники трамвайного транспорта, что развитие этой отрасли отнюдь не интересно дорожным строителям. Им гораздо выгоднее положить на участке дороги асфальт и потом перекладывать его по два раза за год, нежели один раз и на несколько десятков лет проложить на том же участке трамвайные пути. Поговаривают, что именно дорожно-строительное лобби продвигает идею полного отказа от трамваев.
Между тем для многих российских городов трамвай может действительно стать очень эффективным решением транспортных проблем. Правда, инициатива должна исходить именно снизу, то есть от градоначальников и губернаторов, а не от государства в виде субсидий за счет бюджета. Тем более что развитие трамвайной сети — тот редкий случай, когда интересы местных администраций и частных предпринимателей совпадают. Девелоперы, например, уже не раз заявляли о готовности брать на себя создание и администрирование трамвайных систем (то есть и строительство путей, и закупку подвижного состава) в новых районах, которые они возводят. Для них это не так уж и затратно, зато сразу повысит привлекательность района, а следовательно, и спрос на недвижимость. Грех не воспользоваться такой существенной материальной поддержкой, особенно в условиях кризиса и бюджетного дефицита. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ