Новости – Люди












Люди
Китайский вояж

Туристы во время экскурсии. Фото: Евгений Асмолов/ТАСС
Туризм в Сочи планируют развивать за счет туристов из КНР
17 мая, 2015 04:00
11 мин
В июне откроется прямое авиасообщение между Сочи, Пекином и Чанчжоу. Благодаря этому в олимпийскую столицу, по мнению властей, хлынут туристы из Поднебесной. И Сочи по количеству гостей сможет приблизиться к показателям Зимних Игр-2014. Однако эксперты советуют не торопиться с выводами, наши курорты пока к такому наплыву желающих не готовы, несмотря на популярность Сочи во время Олимпиады. «Русская планета» выяснила, сможет ли Кубань принять отдыхающих из Китая и какие факторы стали решающими для сезона-2015.
Сегодня КНР — самая путешествующая страна в мире и черноморские курорты могут предложить свои пляжи и здравницы. Как заявил министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя, в этом году регион готов принять до 2 млн китайских туристов. Мэр Сочи Анатолий Пахомов не менее оптимистичен в этом вопросе.

Отдыхающие на пляже Черного моря
Отдыхающие на пляже Черного моря. Фото: Михаил Почуев/ТАСС
— И так недвусмысленно министр туризма Китая сказал, что «для первого года два миллиона (туристов), наверное, будет достаточно». С учетом того, что у нас 3,8 миллиона (туристов) летом, то 2 миллиона китайцев, конечно, будет достаточно, — то ли в шутку, то ли всерьез поделился с журналистами сочинский градоначальник.
Чем удивить китайцев
Теоретически, олимпийская столица может превратиться в столицу туризма, но, как заявляют эксперты, на одних туристах из Поднебесной много не заработаешь. Увеличить турпоток можно и другими способами.
— Первое, что окажет влияние на нынешний сезон — санкции. Большому количеству россиян, имеющих средства, было рекомендовано не выезжать на отдых в зарубежные страны, особенно это касается Европы, — пояснил «Русской планете» президент «Ассоциации туристской индустрии Краснодарского края» Петр Бобрий. — На прошлый летний сезон это ограничение не повлияло, но уже зимой стало одним из решающих факторов. Буквально на днях «Роза Хутор» (комплекс в верхнем олимпийском кластере в Красной Поляне, — РП) отчиталась о почти 600 тыс. отдохнувших в начале года. Из них большая часть как раз те, кто в предыдущие годы катался в Альпах и на других горнолыжных курортах Европы.
Другим фактором, уточнил эксперт, стали скачки курса валюты. Несмотря на сегодняшнее снижение стоимости евро и доллара, туристы в кризис решат сэкономить и даже без ограничений по санкциям не поедут на Запад. Потому что отдыхать там стало достаточно дорого.
— На вопрос «смогут ли курорты Краснодарского края предложить за адекватную цену отдых, сопоставимый с Турцией и Египтом?» я бы, скорее, ответил: «Да». В связи с Олимпиадой в Сочи наблюдается превышение предложения над спросом именно в сегменте качественного номерного фонда с тремя-четырьмя звездами, — продолжает президент ассоциации. — До Игр номерной фонд в Адлере и Красной Поляне составлял порядка 15 тыс. койко-мест, к Олимпиаде вырос еще на 25 тыс., то есть увеличился в два с половиной раза. При этом транспортный поток вырос только на 20%, так что рост предложения пока превалирует над спросом.
Говоря об особенностях китайского туриста, Петр Бобрий отметил, что он «очень специфический и требовательный». Дальность расстояния, а перелет из Пекина в Сочи займет около девяти часов, скажется на стоимости транспортной составляющей, для туристов из Китая этот отдых по определению не будет дешевым.

Самолет авиакомпании «Россия» в пекинском аэропорту «Шоуду»
Самолет авиакомпании «Россия» в пекинском аэропорту «Шоуду». Фото: Сергей Жуков/РИА Новости
— Между тем китайцев могут заинтересовать крупные, масштабные объекты. И Олимпийский парк подходит под это определение как нельзя лучше, — подытожил собеседник. — Поток туристов из Китая зависит от работы авиакомпаний, которые поначалу, конечно же, будут прощупывать рынок. Поэтому вряд ли 2 млн гостей прилетят уже в этом году.
«Курорты Кубани и Крыма рассчитаны на внутреннего туриста»
Работающий в Сочи ресторатор Владимир Масютин, генеральный директор ресторанной группы «Люксъ» и владелец сети ресторанов в комплексе «Моя Россия» на Красной Поляне, уверен, что курорт пока не готов к отдыхающим из КНР.
— Начнем с того, что нет местных сайтов на китайском языке, достаточно мало точек, где принимаются карты China UnionPay, нет соответствующих уличных указателей. Мне неизвестны рестораны китайской кухни в Сочи. Если они и есть, то, наверное, настолько ужасные, что о них никто не говорит, — перечисляет Масютин. — Если «атака» из 2 млн туристов произойдет, они здесь просто потеряются.
Заместитель председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Законодательного собрания Краснодарского края Андрей Булдин отметил в комментарии, что влияющие на курортный сезон факторы не изменились с прошлого лета.
— Это, прежде всего, экономическая ситуация в стране. В кризис не всем людям до отдыха, многие решат на нем сэкономить. Поэтому наблюдается совокупный спад туристического рынка, — объясняет депутат. — С другой стороны, с изменением курса рубля, отдых на курортах Краснодарского края оказался более бюджетным, чем зарубежный. Целый ряд крупных туроператоров, например, «Пегас Туристик», которые раньше были ориентированы на выездной туризм, в этом году заинтересовались Краснодарским краем.
По мнению Андрея Булдина, приход туроператоров, которые уже централизованно выкупили большую часть номерного фонда в сетевых и крупных отелях, положительно скажется на изменении рынка.
— Отелям уже можно закрывать собственные службы бронирования, операторы сделали работу за них. Но у операторов есть определенные жесткие требования, например, all inclusive («все включено»), которые они будут диктовать отельерам. Спрос повлияет на качество, — уверен парламентарий.
Комментируя заявление о потоке китайских туристов, Андрей Булдин уточнил — это мировой тренд, тема привлечения туристов из Поднебесной сегодня волнует Федеральное агентство по туризму.
— Статистика мировой туристической отрасли свидетельствует, что Китай сегодня — самая путешествующая страна. У ее граждан появились деньги, они не видели мир, и сегодня активно путешествуют, — отметил зампред комитета по курортам и туризму. — Желание получить китайского туриста — естественно, но не стоит забывать, что курорты Краснодарского края и Крыма, особенно в нынешнем положении, рассчитаны на внутреннего туриста. На него нужно делать ставку в первую очередь.
Собеседник уточнил, что, судя по сообщениям из других стран, отдыхающие из Китая достаточно прижимисты, их нельзя сравнить с нашими курортниками.
— Почему Турция, Египет, Чехия так активно борются за российского туриста? Ответ в специфике менталитета, если уж мы отдыхаем, то с широкой душой, на всю катушку. Китайцы этого не делают, — считает Булдин. — Что мы можем предложить нашему туристу в Краснодарском крае? У нас нет, в отличие от Италии или того же Крыма, большого количества зрелищных исторических достопримечательностей на курортах. Как курортный регион Кубань стала развиваться только в прошлом веке. Поэтому нужно использовать местную изюминку — агротуризм.
На черноморском побережье, например, в Абрау-Дюрсо, есть соответствующие туристические объекты — гости могут не только купить завоевавшие международные медали кубанские вина, но и побывать на виноградниках, познакомиться с процессом их производства и спуститься в подвалы, где хранятся бочки. По оценке депутата, именно это направление заслуживает особого внимания и развития.
Сложно перейти на китайского туриста
Директор санатория «Старинная Анапа» Артем Мусаэлян считает, что, помимо внешнеполитических и экономических факторов, на сезон-2015 повлияет репутация курортов.
— Сезон будет прямо пропорционален тому, что заложено в прошлые годы. Едущие к нам люди делают это благодаря «сарафанному маркетингу» — положительным отзывам своих знакомых, отдыхавших ранее, — уточнил эксперт. — Вопрос в другом: готовы ли курорты Краснодарского края предоставить качественный сервис, привычный тем туристам, которые приедут сюда вместо Анталии и Европы, чтобы завтра, когда экономическая ситуация выровняется, они сделали такой же выбор? Нынешний кризис стал шансом для курортов проявить себя.
На побережье есть эталонные комплексы, в том же Сочи к Олимпиаде появилось несколько сетевых отелей с мировым именем.
— Но на Сочи побережье не заканчивается, есть Анапа, Геленджик, Туапсе. Работы очень много. Не только в хозяйственном плане, но и с сервисом. Куда важнее дорогих аксессуаров в номерах человеческое отношение, качественный прием отдыхающих, — продолжает директор одного из старейших санаториев всероссийской детской здравницы.
Переходя к вопросу о китайских туристах, Артем Мусаэлян не разделяет оптимизма — регион абсолютно не готов к приему отдыхающих из Пекина и Гонконга.
— Не потому, что мы плохие, а из-за изначальной ориентации на европейских гостей. На курортах несколько лет активно продвигался английский язык, определенная, привычная кухня в ресторанах. Получается, сегодня мы разворачиваемся на 180 градусов в обратном направлении, — пояснил эксперт. — Китайский язык вообще неизвестен на наших курортах, а их кухня продолжает оставаться экзотической. Год назад я был в Гуанчжоу, обошел много ресторанов, но после каждого ужина оставался голодным, потому что многие блюда просто не решался попробовать… Для нас будет сложно перейти на совершенно нового туриста.
На втором побережье Краснодарского края — Азовском — ситуация пока также далека от оптимистичных прогнозов.
— Зимой администрация и края, и района говорила, что ожидается активный сезон. Я такого сказать не могу, по крайней мере, на сегодняшний день количество отдыхающих упало, в сравнении с прошлым годом, на 10-15%, — объясняет директор службы размещения ООО «Гостеприимство» Сергей Абраков. — На это повлияли несколько факторов: развитие направления Крыма, и кризис, и наша близость к Украине — многие отдыхающие, планируя приехать, переспрашивают насколько у нас спокойно.
При этом считает собеседник, на китайских туристов Ейский район может не рассчитывать.
— У нас другой уровень, здесь, в основном, спокойный детский отдых. Ейск не рассчитан на иностранного посетителя, — подытожил Абраков.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости