Новости – Люди












Люди
Кирилл и Мефодий: Русь создавшие

Кирилл и Мефодий. Икона 1897
Первоучителям посвятят День славянской письменности и культуры
20 мая, 2015 08:50
7 мин
«Суть того, что принесли святые Кирилл и Мефодий — это создание целого мира. Через язык мы приобретаем понятия о добре и зле, о том, что такое жизнь, смерть, кто такие мы и как жить. Это то смысловое пространство, которое получили славянские народы, благодаря Кириллу и Мефодию», — сказал Владимир Легойда, председатель Информационного отдела Русской православной церкви, на пресс-конференции ТАСС в преддверии празднования Дня славянской письменности и культуры.
Кульминацией праздника 24 мая станет концерт на Красной площади, который начнется в 12.00 и посетить его сможет любой желающий. В 8.30 утра в день памяти святых Кирилла и Мефодия в Храме Христа Спасителя состоится праздничная литургия, которую совершит Святейший Патриарх Кирилл.

Священнослужители во время патриаршего Богослужения в день памяти Святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия на Васильевском спуске в Москве
Священнослужители во время патриаршего Богослужения в день памяти Святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия на Васильевском спуске в Москве. Фото: Сергей Пятаков/РИА
«Русская Планета» вспоминает, как шли к святости братья Кирилл и Мефодий, в юности желавшие лишь одного, — уединенной монашеской жизни вместо дальних странствий.
Азбука
— Знаю, что ты слаб и болен, но, кроме тебя, некому исполнить то, о чем они просят, — так говорил византийский император Кириллу.
— Слаб я и болен, но рад идти пеш и бос, готов за христианскую веру умрети, — так отвечал Кирилл. Он спросил еще: «Имеют ли славяне азбуку? Учить без азбуки и без книг, все равно, что писать беседу на воде».
Так в 862 году начиналась «моравская» или «славянская» миссия Кирилла и Мефодия. Она была последней в жизни братьев, но она же навсегда вписала их имена в историю как «учителей словенских», создателей славянской азбуки и перевода богослужебных книг.
Князь Моравии Ростислав обратился к императору Византии по нужде — крещеные немецкими епископами жители его государства, славяне, не понимали смысла латинских богослужений, а, в свою очередь, епископы были далеки от принципов христианской любви — на граждан Моравии смотрели надменно, считали их своими слугами и низшим сословием. «Нет у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам их», — попросил Ростислав.
У императора были такие книжники, братья Мефодий и Константин (Кириллом он станет перед смертью, получив новое имя при принятии монашеской схимы). Первый, Мефодий, игуменствовал в монастыре на Олимпе. Слава о втором, Константине, шла по всему Царьграду — это он, при собрании отцов, посрамил еретика Анния-иконоборца, и его же за победу в том споре прозвали Философ. Константинополь помнил тот спор. Анний смущал людские умы, говоря: «Не поклоняйтесь иконам, ибо сказал Бог Моисею «Не сотвори всякого подобия». Константин же ответил: «Если бы ты сказал: «Не сотвори никакого подобия», то верно вел бы спор. Но ты сказал: не сотвори «всякого», то есть — «недостойного».
— Так пойдешь ли ты в Моравию нести свет? — спросил еще раз император у Кирилла. И добавил. — Нет у них азбуки.
Один из списков жития святых Кирилла и Мефодия сообщает, что, услышав это, святой ушел в книгохранилище храма Святой Софии и заперся на 40 дней. Когда же, по прошествии этого срока, двери книгохранилища открылись, и он вновь вышел к людям, в руке у него был свиток с буквами новой азбуки. С ней предстояло познакомить моравских славян.
Обвинение
Славянский язык братья Мефодий и Константин выучили в одном из миссионерских путешествий. Задолго до моравской миссии ходили они к хазарам: каган (князь) хазарский колебался, какую веру принять — христиан, мусульман или иудеев, и прислал в Царьград письмо. Он просил, чтобы прислали к нему проповедников Христовых, и коли они убедят его, предпочтет всем другим религиям христианство.
День и ночь сидели братья за книгами, учили, готовясь к полемике, языки: еврейский, самаритянский, а с ними и северо-восточный «русьский», вдруг и он пригодится? Они пробыли у хазарского кагана много дней, и в каждом приходили к ним местные мудрецы и задавали вопросы о вере. На все из них братья сумели ответить. Перед уходом в Царьград «крестилось от них до 200 человек, отвергнув языческие мерзости и беззаконные браки», житие говорит, что «каган был средь них».
Русский язык не пригодился им в том походе, но, видимо, так заповедал Господь, пригодился он три года спустя. По преданию, братья переложили на новую азбуку «Евангелие», «Апостол» и «Псалтырь». Придя в Моравию, стали они учить славян чтению, письму и ведению служб на славянском языке.

Памятник Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Коломне
Памятник Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Коломне. Фото: Андрей Степин/ТАСС
В Моравии братья пробыли три года, когда пришла весть из Рима. Римский папа, узнав, что в славянских странах двое книжников из Византии учат службам на славянском, объявил их еретиками и потребовал к себе на суд. Мотив был такой: для служб годны только три языка, и это те, которыми сделаны надписи на кресте Господнем — еврейский, греческий и латинский.
Житие так описывает пребывание братьев в Риме: по пути обрели они чудесным образом мощи священномученика Климента, крещеного самим апостолом Петром. В Риме Константин передал мощевик папе Адриану II, и тот в обмен на дар снял обвинения в еретичестве. Папа, говорит житие, даже распорядился положить в римских храмах новые книги, написанные славянской азбукой.
Наследие
Путешествие совсем подорвало здоровье Константина, и он слег. В один из дней было ему видение с предсказанием скорой кончины: «Наутро же постригся в святой иноческий образ и, приобщив свет к свету, нарек себе имя Кирилл. И пробыл в этом образе 50 дней. И когда приблизилось время, приняв покой, перейти в вечную жизнь, воздел к Богу руки свои и прочитал молитву».
Брат же его, Мефодий, оставив по требованию римлян мощи Кирилла в Риме, отправился обратно в Моравию. «Мы с тобой как два вола: один от тяжелой ноши упал, другой должен продолжать путь», — напутствовал его Кирилл перед смертью.
В Моравии за время их отсутствия все изменилось. Князь Ростислав был разбит немцами. Новый князь, Святополк, оказался по существу всего лишь немецким вассалом. Богослужебные книги на славянском языке изымали, вместо них возвращали латинские. Многое предстояло претерпеть Мефодию — гонение, заключение в монастырь, ответ перед новым папой в защиту славянских книг, но главное уже было сделано: посеяно семя новой славянской культуры, и его ростки пробивались то в Хорватии, то в Греции, в разных уголках славянского мира, чтобы вскоре пышной кроной расцвести в Киевской Руси.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости