Новости – Общество
Общество
Киноманы прильнут к экранам
Фото: Виталий Белорусов / РИА Новости
В пятницу в столичном кинотеатре «Пушкинский» торжественно откроется 37-й Московский международный кинофестиваль. «Русская планета» рассказывает о его программе
19 июня, 2015 16:39
8 мин
Московский кинофестиваль — один из старейших в мире (впервые он прошел в 1935 году, председателем жюри тогда был Сергей Эйзенштейн) и один из самых уважаемых. В этом году его главный приз, статуэтка Святого Георгия, символа Москвы и Победы, обрела новый вид благодаря дизайнеру ювелирного дома Virtuti Мануэлю Каррера Кордон. Высота статуэтки — 33 см, основание ее изготовлено из индийского зеленого мрамора, а покрытие — из золота высшей пробы 24 карата. Каждая деталь проработана вручную. За эту красоту поборются фильмы, созданные в России, Испании, Франции, Болгарии, Финляндии, Сербии, Ливана, Ирана, Японии.
Начнем с российских картин — их три. Режиссер Андрей Прошкин и сценарист Юрий Арабов представляют фильм «Орлеан». Эта лента вовсе не о французском городе — Орлеаном называется маленький городок на берегу соленого озера в алтайской степи. В нем появляется странный человек, профессия которого — экзекутор. Он буквально взрывает сонное спокойствие Орлеана, открывая глаза жителям на понятные каждому вещи. Теперь их жизнь уже не будет прежней. В фильме сыграли Елена Лядова, Виктор Сухоруков, Виталий Хаев, Олег Ягодин. Режиссер о своем произведении говорит так: «Меня привлекает сочетание высокого и низкого — здесь мой вызов и мой кайф». В общем, зрители увидят смесь мистического триллера и черной комедии.
Кадр из фильма «Орлеан» режиссера Андрея Прошкина
Второй российский конкурсант — «Арвентур» петербургского режиссера Ирины Евтеевой. Арвентур — это страна, придуманная Александром Грином. Картина состоит из двух частей: действие первой, названной «Фанданго», происходит в Петербурге 1921 года с его голодом и холодом, которым противостоит прекрасный мир живописи. А вторая часть, «Тайна морского пейзажа», рассказывает даосистскую притчу об Императоре и Художнике. Благодаря полотнам Художника Император начинает понимать, что его царство негармонично. В картине интересное сочетание актерской игры и анимации.
Третья лента — «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, снятая на немецком языке — это копродукция (совместное производство. — РП.) России, Германии и Великобритании. Она повествует о советском рабочем Петре и немецком инженере Хансе. Немец приезжает в Советский Союз как раз накануне войны, чтобы трудиться на нашем заводе. Однажды из-за его ошибки взрывается печь, гибнут люди. Единственный, кто видел роковые действия Ханса у печи, — Петр. Но рассказать об этом никому рабочий не может, потому что его присутствие у печи влечет обвинение во вредительстве и расстрел. Взаимное недоверие немца и русского приводит, как ни странно, к их дружбе. Но кончается все грустно… Известный кинокритик Валерий Кичин отметил, что фильму было отказано в господдержке на том основании, что он искажает правду о войне, и это, по мнению критика, доказывает, что господдержку распределяют, не глядя: войны-то в фильме и нет.
Расскажем вкратце о некоторых конкурентах этих картин. Болгарский фильм «Невезучие» Ивайло Христова знакомит нас со школьниками из провинциального городка, уверенными в том, что они неудачники. В городке проходит концерт знаменитой рок-группы, который меняет жизнь героев… Японский режиссер Мипо О представит фильм «Будь паинькой» о молодом учителе Окано, пытающемся пресечь домашнее насилие над детьми, о матери трехлетней дочки Масами, которая не может не бить ребенка, и о старушке Акико, страдающей легкой формой деменции и дружащей с мальчиком-инвалидом. Главная идея ленты — люди не могут жить, не чувствуя доброты к себе… Фильм французского режиссера Жерома Бонелла «Давайте втроем» рассказывает историю молодых влюбленных Шарлотт и Миша, купивших дом, чтобы предаваться в нем любви. Но Шарлотта оказывается неверной подругой — она изменяет Миша с Мелоди. Парень ничего не подозревает, но начинает чувствовать себя не в своей тарелке, и изменяет Шарлотт… тоже с Мелоди… Еще одна молодая парочка, Рана и Гай, — герои фильма «Дорога» (режиссер Рана Салем, Ливан). Рана погружается в воспоминания и мечты, Гай, чтобы вывести ее из этого состояния, предлагает отправиться в путешествие. Пара уезжает из Бейрута к заброшенным деревням и оказывается у дома, где Гай провел детство. Много лет этот дом стоял запертым…
Нетрудно заметить, что многие фильмы основного конкурса посвящены молодежным проблемам. Председатель отборочной комиссии Андрей Плахов сказал, что фестиваль получился достаточно международным, на нем представлены основные кинематографические территории мира. А уже упомянутый кинокритик Валерий Кичин, достаточно скептически относящийся к ММКФ, говорит, что обычно фестиваль, не имея возможности козырнуть сильным конкурсом, берет реванш в побочных программах, показывая хиты крупнейших международных фестивалей. На этот раз москвичам придется распрощаться с надеждой увидеть каннские сенсации, но будет кое-что из более слабой берлинской программы.
В конкурсе документального кино стоит обратить внимание на фильм «Экстаз» Джулиена Темпла (Великобритания), рассказывающий о больном раком известном музыканте, отправляющемся в последнее турне, и на картину китайца Ду Хайбиня «Юный патриот», в которой изучается возникновение бездумного ура-патриотизма. Россию в документальном конкурсе представляет фильм Елены Ласкари «Ларисина артель» об артели художниц, поточно изготовляющих живописные полотна, продающиеся потом на рынках и улицах. Еще две наши ленты вошли в программу короткометражных фильмов — это «Картонный человек» Дарьи Емельяновой и «Антивирус» Светланы Эксфорд, снятый совместно с кинематографистами Великобритании.
В московском Доме кино пройдет панорама российских фильмов, среди которых вызывает интерес лента «Ангелы революции» Алексея Федорченко, основанная на приключениях экспедиции, посланной в 30-е годы поднимать культуру сибирских народов. В рамках фестиваля будут и программы «Женский взрыв», в которой представлены фильмы, снятые дамами, а также «Восемь с половиной фильмов», собравшая нашумевшие в мире картины — в ней выделяется «Такси» иранского режиссера Джафара Панахи. Этот фильм, снятый ручной камерой в салоне автомобиля, получил «Золотого медведя» на Берлинском фестивале. Любителям громких скандалов стоит посмотреть фильм «Citizenfour — Правда Сноудена» (США, Германия). Его создатели, режиссер Лора Пойтрас и журналист Гленн Гринвальд, получили от Эдварда Сноудена засекреченные документы, рассказывающие о вмешательстве Агентства национальной безопасности в личную жизнь граждан. Зритель физически ощущает атмосферу тотальной правительственной слежки. Фильм будет показан в программе «Свободная мысль».
Среди других любопытных программ ММКФ — «Турецкое кино сегодня и вчера», «Феномен курдского кино», «Сороковые, роковые» к 70-летию Великой Победы, «Экранный образ армян» к 100-летию геноцида этого народа и «Вокруг Фассбиндера», посвященная юбилею выдающегося немецкого режиссера.
Теперь о том, кто вошел в жюри фестиваля. В этом году «коллегию судей» возглавляет Жан-Жак Анно — французский режиссер и сценарист, известный по фильмам «Черные и белые в цвете», «Удар головой», «Битва за огонь», «Имя розы», «Медведь», «Любовник», «Семь лет в Тибете», «Враг у ворот», «Два брата», «Черное золото». Жан-Жак Анно председательствует в организации, объединяющей более 130 французских профессионалов, которые работают в Голливуде. Его новой картиной «Волчий тотем», рассказывающей о нелегкой жизни пекинского студента среди кочевых пастухов, и откроется 37-й Московский фестиваль. В жюри также вошли кавалер Ордена Почетного Легиона актриса Жаклин Биссет, сценарист Фред Брайнерсдорфер (ФРГ), режиссер Алексей Федорченко (Россия), продюсер Фернандо Соколович (Аргентина).
Фильмы Московского кинофестиваля, который завершится 26 июня, будут показаны в кинотеатрах «Каро 11 Октябрь», «Пионер», «Летний пионер», «Иллюзион» и в Центре документального кино на Зубовском бульваре.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости