Кибер-Ломоносовы будущего
2 мин чтения
Кибер-Ломоносовы будущего

Онлайн-образование пока остаётся «модным трендом», но скоро может стать основной формой обучения

Тренд развития онлайн-образования в России год от года укрепляется и это нормальная мировая практика со своими очевидными преимуществами — считает ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, но тут же предупреждает: возводить онлайн-обучение в абсолют нельзя, негативные последствия такого шага в обозримом будущем с лихвой перекроют все преимущества.

Можно не везде

Об этом ректор главного университета страны сказал на открытии форума «Университеты, общество и будущее человечества», где, как несложно понять из названия, шла речь о путях развития высшей школы России.  Помимо собственно профессуры в событии приняли участия чиновники, а также две сотни иностранных экспертов.

«В России объем рынка онлайн-образования составляет 21 миллиард рублей. К 2021 году рынок онлайн-образования в России может превысить 50 миллиардов рублей, — заявил Садовничий. — При всех преимуществах этой новой образовательной технологии она может быть применима в очень ограниченной сфере. С экрана можно получить много информации, но энергию для интеллектуального роста можно получить только от преподавателя».

Ректор МГУ подчеркнул, что система онлайн-образования особенно удобна людям старшего возраста, обучающихся на программах повышения квалификации. К примеру, 89% пользователей платформы Coursera — именно они.

Однако молодым студентам, пока лишь только нарабатывающим необходимую базу компетенций, исключительно важна живая (важная оговорка) обратная связь с преподавателем

Трудно спорить с тем, что чисто технически невозможно вырастить хорошего практика в естественных науках по скайпу. Какими бы совершенными, интерактивными и «погружающими» не были дистанционные технологии, но лёжа на диване с ноутбуком невозможно провести нужный опыт.  

И даже стремительное развитие технологии искусственного интеллекта не исправит такой консервативный порядок вещей. Да, ИИ имеет определяющее значение для развития экономики, он может помогать человеку в интеллектуальном и профессиональном развитии, он может даже лечить — роботы успешно, но без присутствия живого контролёра из плоти и крови пока что демонстрируют беспомощность.  

Кофейный тест

Её очень наглядно описал в ходе своей недавней лекции в МГУ.

Недавний гость Московского университета, соучредитель компании Apple Стив Возняк: с коллегами он ставил интересный «кофейный эксперимент», когда напичканные всем по последнему слову ИИ-мысли роботы размещались в незнакомых им помещениях и от них требовалось найти кофемашину, помыть чашку, сварить кофе и подать его. Иными словами — предлагалось выполнить базовые механические функции офисной секретарши, на должность которой, как правило, не требуют диплом Оксфорда.

Надо ли говорить, что задачка эта была абсолютно и подчистую провалена всеми железными участниками?

Таким образом, абсолютное участие искусственного интеллекта в организации дистанционного учебного процесса — задача вряд ли даже ближайшего десятилетия, молодые преподаватели и предпенсионного возраста доценты кафедр могут смело выдыхать — на их век работы хватит точно.

Дело времени

Но если говорить об организации онлайн-обучения в самой консервативной его форме, то есть с максимальным участием в процессе живого преподавателя, то здесь будущее уже наступило. Так, уже в этом году ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов анонсировал полный отказ вуза от проведения лекций в классическом формате.

Онлайн-курсы на базе «вышки», к слову, успешно проводятся и сейчас, сам же господин Кузьминов известен в сообществе коллег как активный лоббист максимальной модернизации и технологичности нынешней системы образования — и не простого каприза ради, а чтобы максимально «соответствовать вызовам» нового времени.

Ректор МГУ, конечно, отличается куда большим консерватизмом в том, что касается организации учебного процесса в высшей школе, но и его после произнесённой критики уличать в неприятии онлайн-обучения не стоит. Помнится, в прошлом году Виктор Саловничий на встрече с премьером Дмитрием Медведевым и в присутствии своих коллег из других российских вузов словоохотливо расписывал преимущества онлайн-образования, что, впрочем, не заставляет его отказаться от своего главного тезиса: традиционная «живая» модель взаимодействия студентов с преподавателями в ряде принципиально важных сфер — жизненно оправдана.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Теракт по правилам SEO Далее в рубрике Теракт по правилам SEOНовая Зеландия. Первый задокументированный теракт в истории социальных сетей Читайте в рубрике «Общество» Умереть играючиЧто крылось за бравадой офицеров царской армии, прославивших русскую рулетку на весь мир? Умереть играючи
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!