По древнему пути
3 мин чтения
Многодневный Казанский крестный ход в Ярославле. Фото: Ирина Пичугина / yarreg.ru

Многодневный Казанский крестный ход в Ярославле. Фото: Ирина Пичугина / yarreg.ru

Многодневный Казанский крестный ход пройдет от Ярославля до Рыбинска и обратно

В эти дни через ярославские города и села следует Казанский крестный ход. Начался он 28 июня в Казанском женском монастыре Ярославля. А далее особо почитаемая ярославцами Казанская икона Божией Матери, которую местные жители считают своей заступницей, за 17 дней будет пронесена по десяткам населенных пунктов, через Тутаев до Рыбинска, а затем к 14 июля вернется обратно.

История ярославского Казанского крестного хода начинается в 1761 году. А история ярославской Казанской иконы Божией Матери — двумя столетиями раньше. Корреспондент «Русской Планеты» узнала, кто организует крестный ход в наши дни, кто в нем участвует и что значит история чудотворной иконы для православных.

Между Ярославлем и Романовым

«Ярославская Казанская икона Божией Матери являлась, очевидно, одной из самых древних дошедших до современности или же одним из древнейших списков с еще более древних икон, — рассказывает РП искусствовед Михаил Дюков. — Она написана в XIV–XVI веках (во всяком случае, о ее появлении в Казани стало известно в конце 1570-х годов) и относится к иконописному типу "одигитрия", или "путеводительница". Особенность этого типа икон состоит в том, что Иисус изображен сидящим на руках у Матери (лики их при этом не соприкасаются), а та указывает на своего Сына, как бы призывая людей следовать за Ним и тем самым обрести спасение. Хочу сказать, что название этого иконописного типа совпадает в греческом языке и с обозначением проводников, которые приводили слепых к чудотворному источнику, где к тем возвращалось зрение».

По легенде, в 1588 году некому праведнику по имени Герасим во сне явилась Божья Матерь, которая велела ему идти в Казань, в одной из торговых лавок отыскать ее икону и принести в город Романов (сейчас Тутаев). А там сказать, чтобы храм, построенный в честь Рождества Богородицы и перенесенный на гору, вернули на прежнее место, поместили туда икону и назвали храм по ее имени.

Герасим все исполнил. В Казанском храме в Романове икона находилась больше 20 лет, до 1609 года, когда Романов был взят литовцами. Во время нашествия поручик Стравинского полка Яков Любский увез икону в Ярославль и, сколько потом ни просили его, каких денег ни предлагали жители Романова, вернуть ее на прежнее место отказывался. В тот же год за избавление от нашествия поляков и снятие 24-дневной осады жителями Ярославля икона Божией Матери стала почитаться как покровительница города.

В память об этом в 1610 году в Ярославле началось строительство Казанского храма и монастыря при нем, в котором поселились 72 монахини из Рождественского монастыря, сожженного поляками.

«Но жители Романова не оставляли надежды вернуть себе икону, — продолжает Михаил Дюков. — Они попросили об этом царя Василия Иоанновича, и тот дал согласие. Однако в день, когда ярославцы прощались со своей святыней, случилось вблизи нее сразу два чудесных исцеления, здоровье вернулось к людям, которых считали безнадежными. Икону Казанской Божией Матери решено после было оставить в Ярославле, а в Романов отправился список с нее».

К сожалению, говорит специалист, сейчас в Казанском женском монастыре, где икона Божией Матери была несколько веков, мы можем видеть не саму старинную икону, а ее более позднюю копию, сделанная монахинями в 1880-е годы.

«Вскоре после революции монастырь закрыли, отдав здание под разного рода хозяйственные цели, а икону несколько раз перевозили из церкви в церковь, пока наконец ее не украли», — уточняет Дюков.

Так что сейчас в крестный ход отправилась икона, написанная в конце XIX столетия.

Монастырь был вновь открыт в 1998 году. А крестный ход из Ярославля в Романов (Тутаев), который был учрежден в 1761 году в память о Смутном времени, после революции, конечно, тоже был забыт и возрожден лишь в 2002 году стараниями протоиерея Николая Лихоманова, будущего епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина. В 2012-м путь крестного хода был продлен до Рыбинска.

Кстати, до сих пор Казанский крестный ход проводится так, как когда-то о том попросили романовцы. Дело в том, что Казанская Божья Матерь почитается 21 (8) июля, крестный ход тогда и начинался, а завершался уже ближе к августу. Но крестьяне из-за летней страды попросили не привязывать крестный ход к определенному дню, а проводить его за неделю до Пятидесятницы. Так что проходит он теперь отныне согласно той же традиции то в июне, то в июле.

«Не только миссия, но и преодоление»

Проводится Казанский крестный ход по благословению митрополита Ярославского и Ростовского и под эгидой Ярославской епархии. Но уже который год организатором и координатором Казанского крестного хода остается житель Ярославля Алексей Реуцкий. Лицо он не духовное: окончил ярославский филиал Военно-космической академии имени Можайского. Для Алексея Николаевича участие в крестном ходе — это и личная традиция (говорит, его дети успели на этом вырасти), и способ самореализации, и духовный заряд на весь год, и даже преодоление себя.

«Тем, кто присоединяется к Казанскому крестному ходу, приходится не только определенную духовную миссию выполнять, но в каком-то смысле бороться с собой, даже в физическом смысле, — говорит РП Алексей Реуцкий. — Путь из Ярославля начинают обычно человек около 100. До первого населенного пункта доходят 50–70. А обратно возвращаются, быть может, 10 из тех, кто начинал крестный ход».

Удивительного в этом ничего нет. Каждый день участники крестного хода преодолевают от 10 до 22 километров. В жару пешком — транспорт если и используется, то лишь тогда, когда без него вовсе не обойтись, например, на речных переправах. При этом идут-то люди не по тротуару, а по деревенским дорогам, заходят и в маленькие села, и в местные промпредприятия, и на фермы, в церквушки и исправительные колонии… Да еще с иконами в руках.

«Каждый год в крестный ход отправляются и несколько сестер из Казанского женского монастыря, — рассказывают РП в пресс-службе Ярославской епархии. — Бывать им приходится в таких населенных пунктах, где храма никогда не было и нет, где богослужения недоступны. Сестры беседуют с людьми, и они радуются и беседам этим, и тому, что можно своими глазами увидеть икону Божией Матери».

Присоединяются к Казанскому крестному ходу и совсем нерелигиозные люди. Алексей Реуцкий говорит, в этом году в Рыбинске, то есть уже на полпути крестного хода, число их достигло примерно 300 человек. И это были жители не только Ярославской области — специально на крестный ход приезжали и из Москвы, и с Украины. Кроме того, на крестном ходу можно увидеть и другие иконы. Осужденные исправительной колонии № 2 попросили взять написанные ими иконы Владимирской Божией Матери и святой Равноапостольной Ольги и пронести их с Казанской иконой.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Уйти достойно Далее в рубрике Уйти достойноПочему в России не хватает отделений паллиативной помощи Читайте в рубрике «Общество» По древнему путиМногодневный Казанский крестный ход пройдет от Ярославля до Рыбинска и обратно По древнему пути
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!