Новости – Общество
Общество
Каприз императриц и большевичек
Фото: nhpko.ru
Почему кукарское кружево стало туристическим брендом Кировской области
2 апреля, 2016 07:00
8 мин
В Кировской области придумали, как увеличить туристическую привлекательность Советска — предложили раскрасить дома в стиле кукарского кружева. Этот художественный промысел сыграл огромную роль в формировании города, сделав его известным даже за пределами России. Кукарское кружево носили императрицы и жены пролетарских вождей, и теперь оно не теряет своей актуальности. Корреспонденту «Русской планеты» рассказали об истории его возникновения и секретах сохранения большого спроса на изделия.
Легенда о прекрасной голландке
Плетением кружев жительницы слободы Кукарка (ныне — город Советск) Яранского уезда Вятской губернии занялись в конце XVIII века. Однако первые их изделия никого не покорили. Простые по узору и технике исполнения, окрашенные в синий — как тогда говорили, кубовый, цвет. Поэтому и сами незатейливые крестьянские кружева называли кубовыми и использовали для украшения полотенец и постельного белья.
— Первое исторически достоверное упоминание о кукарском кружеве, представляющем уже некую художественную ценность, относится к 1849 году, — рассказывает историк Юрий Хорошилов. — Однако все без исключения местные жители свято верят в легенду, записанную знатоком вятских кустарных промыслов Михаилом Шатровым. В 1939 году он издал книгу «Кировские кустари», где говорится, что появление кукарского кружева следует отнести к началу XVIII века.
По Шатрову, Петр I отправил очередного отпрыска знатного рода учиться плотницкому ремеслу в Голландию, где тот влюбился в прекрасную голландку и женился на ней. А по возвращении на родину с молодой женой был назначен мастером на строительстве кораблей в Воронеже. Однако знатный плотник чем-то вызвал гнев государя. И спасая свою жизнь, вынужден был бежать в вятские леса. Здесь, в Кукарке, он зарабатывал на жизнь, обучая местных мужчин плотницкому делу. А его жена оказалась рукодельницей и научила сложному ремеслу плетения на коклюшках вятских женщин.
— Якобы именно поэтому кукарские плотники считаются одними из лучших в стране, а кукарское кружево ничем не уступают лучшим творениям всемирно известных голландских мастериц, — продолжает Юрий Хорошилов. — Но, разумеется, все это не более, чем популярная легенда. Поскольку искусство плетения кружев пришло в Кукарку из Великого Устюга, очевидно, что корни у него вологодские.
Фото: marketologi43.ru
Пелеринка для Александры Федоровны
К началу 70-х годов XIX века кукарские кружевницы продавали больше кружева, чем вологодские. Огромным спросом, в том числе и в столицах, пользовалось все, что они создавали: льняные воротнички, скатерти, салфетки, пелерины, рукавчики, узорные полосы для постельного белья.
— В 1893 году в слободе Кукарке организовали земскую школу кружевниц с трехгодичным сроком обучения, — рассказывает корреспонденту РП историк, краевед Игорь Максимов. — Желающих учиться там оказалось настолько много, что уже через год руководству школы пришлось временно приостановить набор. Первыми преподавателями стали выпускницы Мариинской практической школы кружевниц Санкт-Петербурга. В качестве учебных пособий выступали выписанные из столицы альбомы с лучшими образцами кружев. Знакомство с ними позволило кукарским мастерицам выйти на новый уровень, организовать несколько новых школ. А уже в следующем году после основания первой школы их работы удостоились награды на выставке Северо-Американских штатов в Атланте, в 1900 году — золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
В 1912 году на работы вятских мастериц обратила внимание императрица Александра Федоровна, посетившая Всероссийскую промышленно-кустарную выставку, где они удостоились диплома, ценившегося выше золотой медали. Часть работ императрица отобрала для своего собственного гардероба, и после этого спрос на кукарское кружево взлетел до небес.
Перед началом Первой мировой войны кружево из Кукарки экспортировалось уже в целый ряд зарубежных стран — Англию, Францию, Швейцарию, Голландию, США, и даже в Японию, куда оно попадало транзитом через Дальний Восток. Правда, большая доля прибыли доставалась не мастерицам, а купцам-перекупщикам. Но умелые рукодельницы зарабатывали достаточно, чтобы прокормить семью.
Цыпочка, мушка и денежка
К началу XX века вятские кружевницы выработали свой узнаваемый и неповторимый стиль.
— Вслушайтесь, как звучат названия мелких элементов, из которых строится узор кукарского кружева: «часовенка», «цыпочка», «трактовая дорожка», «червончик», «денежка», «мушка», «рюмочка», «кудрявые круги». В этих названиях любви и изобретательности не меньше, чем в самих узорах кружева, — рассказывает Ольга Бурлак, кружевница, выпускница Советского профессионального училища №28, ставшего правопреемником первой школы кружевниц, организованной в Кукарке в 1893 году. — Работы кукарских рукодельниц нельзя перепутать ни с вологодскими, ни с елецкими. Наше кружево намного сложнее и разнообразнее.
Чтобы добиться совершенства, вятские мастерицы никогда не использовали фабричные коклюшки (маленькие деревянные палочки, похожие на барабанные, которые используют при плетении кружева. — РП). У каждой мастерицы был собственный набор коклюшек, сделанных на заказ у проверенного мастера.
Чтобы сплести сложное изделие, нужно было использовать не менее 12 пар коклюшек. Особенно ценились ясеневые и вересовые — у этих видов древесины был самый мелодичный звон. И в руках умелых мастериц они выводили настоящие мелодии — «пели», как говорили про них владелицы.
Лучшими кружевницами считались те, кто умел делать собственные сколки — рисунки, по которым плетется потом готовое кружево. Эти листы с контуром будущего узора прикрепляли к бубну — гладкому валику, набитому опилками и обтянутому тканью. А затем, прикалывая булавки в обозначенные на рисунке места, начинали работу с нитью. Один сколок из плотной бумаги или картона использовался несколько раз, а на изготовление сложного изделия могло уйти несколько месяцев.
Если раньше вятские рукодельницы работали в основном со льном, то к началу XX века они начали изготавливать изделия с вплетенными в узор золотыми и серебряными нитями. А узоры из кружев стали настолько сложными и утонченными, что иногда в них можно было разглядеть диковинные цветы и легкие крылья бабочек.
Фото: nhpko.ru
Дырка в скатерти
С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны кружевной промысел в Кукарке пришел в упадок, все школы были закрыты. Но уже в 1920 году здесь вновь была основана первая артель мастериц. Всего через 10 лет в ней трудилось уже свыше 1 тыс. работниц.
— Правда, сюжеты их работ начали меняться в духе времени: место причудливых растительных узоров в стиле модерн заняли трактора и сеялки, пятиконечные звезды и колосья пшеницы, ордена и танки, — рассказывает Игорь Максимов. — Ничего не поделаешь: жены новой партийной элиты тоже хотели ходить в дорогих кружевах как аристократки, но требовали идеологически выдержанных изделий. Пример им подавала Надежда Константиновна Крупская, ценившая кукарские кружева, которые мастерицы присылали ей в подарок, как раньше императрице Александре Федоровне.
Самый сложный период вятский народный промысел пережил во времена перестройки. Научиться выживать в условиях рынка оказалось непросто. Однако постепенно все встало на свои места.
— Директор нашего училища Галина Ивановна Горохова рассказывала, как наше кружево стало частью высокой моды, — рассказывает Ольга Бурлак. — С огромным трудом она договорилась о встрече с модельером Вячеславом Зайцевым и привезла к нему в Москву кружева и главную гордость училища — огромную льняную скатерть филигранной работы. Кутюрье посмотрел все образцы, но заинтересовала его только скатерть. Увидев ее, он тут же позвал помощника и сказал: «Вот здесь по центру вырежьте дырку — мы из нее юбку сделаем!» Галина Ивановна чуть в обморок не упала, когда поняла, что вот так сейчас испортят самое лучшее изделие из коллекции! Но возражать не решилась. И правильно сделала: потом от Зайцева поступало очень много заказов, и именно по его инициативе в училище впервые стали плести разноцветные кружева и снова начали работать с натуральным шелком.
Сейчас у вятских кружевниц проблем со сбытом изделий нет — все они расходятся как горячие пирожки. Ассортимент постоянно расширяется: мастерицы готовы сплести и вечернюю сумочку, и сапожки для невесты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости