Новости – Люди
Люди
Как сносили вековой «самострой»
Снос торговых павильонов у входа на станцию метро «Чистые пруды». Фото: Александр Щербак/ТАСС
За последние месяцы московские власти разрешили снести не только ларьки с шаурмой у станций метрополитена
25 февраля, 2016 07:00
5 мин
Депутат нижней палаты парламента Роман Худяков (ЛДПР) направил обращение на имя генерального прокурора России Юрия Чайки (имеется в распоряжении РП) с просьбой провести проверку законности сноса исторических архитектурных объектов столицы за период с начала работы Сергея Собянина на должности московского градоначальника. Тревогу по поводу законности сноса зданий у депутата вызвала последняя история с масштабным сносом самостроя возле станций Московского метрополитена, демонтаж которого, как не раз утверждалось, производился не всегда на законных основаниях и без решения суда. Парламентарий высказал предположение, что таким же образом в городе могли ликвидировать и старые здания.
Февральское наступление
В феврале столичные власти провели настоящую спецоперацию против застроек в непосредственной близости у выходов из различных станций метро. В частности, на начало месяца в списке под снос значились 104 объекта. Последовательно начали исчезать торговые павильоны у станций метро «Новослободская», «Савеловская», казалось, уже традиционных для них магазинов лишились «Чистые пруды», «Кропоткинская», «Арбатская», «Улица 1905 года» и другие станции. 21 февраля все это действо увенчалось сносом торгового центра «Пирамида» рядом со станцией метро «Пушкинская», в самом центре Москвы.
Одновременно с помпезным разрушением ларьков и целых ТЦ многие жители города и политики заметили, что действия столичных властей не только негативно влияют на работу малого бизнеса в столице, но и сам снос происходит не всегда на законных основаниях, и не всегда у городских властей на руках есть решение суда.
Сам мэр Сергей Собянин в середине февраля на этот общественный гул ответил на своей странице в сети VK: «Снос незаконных строений в Москве — наглядный пример того, что в России не продается правда, наследие, история нашей страны. Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем. Вернем Москву москвичам. Ее скверы, площади, улицы. Открытые, красивые, любимые». Вице-мэр и глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов за некоторое время до этого отметил, что причиной сноса самостроя во многом стали вопросы соблюдения безопасности. При этом он заверил, что на месте снесенных объектов будут выполнены только работы по благоустройству.
Фактически сразу отечественные блогеры указали на размещенные в сети документы по тендерам, в соответствии с которыми на месте вчерашних ларьков и ТЦ московские власти не просто планируют благоустроить территорию, но и возвести транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) — своего рода все те же, но только более лощеные торговые центры, где большая часть площадей предназначается для коммерческих нужд. Особенное внимание вызвал тендер на возведение ТПУ у метро «Улица 1905 года». Многие заинтересовались, кто, из чего и на что должен пересаживаться на этой станции.
По мнению депутата Романа Худякова, вся странная история с февральским сносом самостроя и многочисленные обвинения в адрес властей по поводу их не всегда законных действий показывают, что в городе существует довольно острая проблема с процедурой ликвидации архитектурных объектов, более того, иногда под благими намерениями могут фактически скрываться коммерческие интересы. И тут возникает вопрос, насколько были соблюдены правовые условия сноса исторических зданий за последний год.
«Сейчас мы все наблюдали, как рядом со станциями метрополитена сносился самострой, в большинстве случаев представляющий собой капитальные строения. Все это происходило под разговоры, что жителям необходимо вернуть исторический облик столицы. Это благое пожелание, однако многие строения у метро, как позже выяснилось, были снесены без решения суда, — отметил в беседе с "Русской планетой" депутат. — Одновременно нельзя не заметить, что с завидной периодичностью возникают истории, когда в Москве сносят уже не ларьки с одеждой или точки общепита, но и старинные здания, которые и представляют собой тот самый исторический городской облик. Учитывая, как решалась ситуация с самостроем, сейчас будет интересно узнать, насколько законны были и сносы домов конца XIX — начала XX века».
Занимаясь ликвидацией пристанционных торговых объектов под слова о непродающейся правде и наследии, московские власти только за последний год позволили уничтожить или «не заметили» уничтожение целого ряда объектов, которые, как ранее считалось, являются частью того самого исторического архитектурного ансамбля столицы.
***
В августе в Кожевническом проезде Москвы был снесен фабричный корпус XIX века Суконной фабрики Бахрушиных. При этом, как уже тогда утверждали общественники, разрешение на снос объекта не выдавалось.
За месяц до этого в Барыковском переулке в центре Москвы была уничтожена баня при богадельне, построенная за несколько лет до Октябрьской революции. Перед сносом здание якобы хотели ремонтировать.
В прошлом же году в районе станции метро «Сокол» по улице Поленова был снесен жилой дом 1924 года, имевший статус объекта культурного наследия регионального значения.
В начале лета 2015 года на территории объекта культурного наследия Шереметьевская дубрава была снесена стилизованная башня артезианской скважины, построенная в середине прошлого века.
Ровно год назад, в феврале 2015 года, был окончательно снесен доходный дом в Милютинском переулке, который имел статус ценного градоформирующего объекта. Построено здание, которого уже нет, было в 50-е годы XIX века.
И наконец, в начале прошлого года были также снесены крайне атмосферные и колоритные доходные дома Михайловых на Большой Дмитровке, спроектированные архитекторами Барковым и Эрихсоном и построенные в 1903 году, и доходные дома купцов Приваловых архитектора Нирнзее, построенные также еще во время правления Николая II.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости