Как сделать историю современной
4 мин чтения
Выставочный зал фестиваля «Интермузей-2014». Фото: imuseum.ru

Выставочный зал фестиваля «Интермузей-2014». Фото: imuseum.ru

Российские музеи ищут новые оригинальные методы привлечения посетителей. Об этих поисках они рассказывают на фестивале «Интермузей-2015»

Всю Россию в фотографиях, картинах, предметах старины и современности, в этнографических костюмах и военных реликвиях можно увидеть на отрывшемся в московском «Манеже» фестивале «Интермузей-2015». На нем со своими экспозициями и новыми методами привлечения публики знакомят 232 музея.

Самым музейным городом мира назвал Москву столичный мэр Сергей Собянин, вместе с министром культуры РФ Владимиром Мединским открывший фестиваль. «Несмотря на то что музейное дело консервативно, оно очень динамично, очень активно развивается, и за последние годы количество посетителей московских музеев благодаря подвижнической работе тысяч музейных работников увеличилось в полтора раза», — заявил Собянин. Мэр напомнил о реконструкции и создании новых зданий для музея Пушкина, Третьяковской галереи, Политехнического музея, о том, что на обновляющейся ВДНХ открылось около 10 экспозиций, в ближайшее время ожидается появление музеев кино, Востока, изобразительного искусства, музея «Моя история», посвященного истории династии Рюриковичей и Романовых.

Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, на фестивале «Интермузей-2015». Фото: Андрей Петров / «Русская планета»

Но не только московским собраниям реликвий есть чем похвастаться и удивить. Программа «Музейный гид» знакомит на фестивале с малоизвестными музеями, которые ищут нестандартные формы работы с посетителями, увеличивая свою популярность. В этом году особое внимание уделено шести музеям из разных городов страны.

Пермский краеведческий музей придумал проект «Открой пермский период!». Он посвящен единственному геологическому периоду в истории нашей планеты, который был открыт на территории России и получил русское название. Отложения пермского периода (299—251 млн лет назад) кроме нашей страны находят в Америке, Южной Африке, Китае, Европе. Но напоминают о нем не только окаменелости и минералы, но и то, что лежит под ногами как застывшее дно пермского моря, или то, что можно съесть на завтрак как соль, или традиционные коми-пермяцкие пирожки с пистиками — побегами хвощей. Музей знакомит с древнейшей историей с юмором: провел лекцию «Пирожки с пистиками: можно ли съесть ископаемое?», измерял соленость ушей пермяков, вел юмористический твиттер от лица первооткрывателя пермского периода сэра Родерика Мурчисона. Еще музей создал мобильное приложение с 11 маршрутами по Перми и Пермскому краю, играми и виртуальными панорамами. Эти маршруты предложили юные геологи и музеи-партнеры. Дети узнают о прошлом на интерактивном стенде, где разложены разные предметы и размещены таблички с разными фактами. Например, такой: «Когда пермское море отступило, в опустевших рифах по всей планете — и в Перми, и в Техасе — начала накапливаться нефть». Так вот, установленная на стенде лампочка загорится только тогда, когда вы нажмете металлическим концом провода на табличку с этим фактом, а другим проводом — на лежащую среди прочих предметов жевательную резинку. Какая связь? Оказывается, при изготовлении резинки используется нефть.

Фестиваль «Интермузей-2015». Фото: Андрей Петров / «Русская планета»

Ярославский художественный музей захотел просто и доступно рассказать экскурсантам об искусстве русского авангарда, о сложном ХХ веке. И это удалось с помощью одного произведения  — картины Татьяны Глебовой и Анны Порет «Дом в разрезе». Это самая загадочная картина из музейной коллекции, на которой художницы изобразили свой дом и его обитателей. Программа «Дом в разрезе», разделившая полотно на девять частей, предлагает посетителям разгадать его тайну. Они соприкасаются с разнообразной жизнью Ленинграда 1920―1930-х годов, знакомятся с жителями дома, открывают парадные, где жили художники и поэты ленинградского авангарда, читают стихи, слушают музыку и создают свои произведения. Такая форма подачи материала заставляет размышлять, по-новому смотреть на произведение искусства. Музей даже стал получать подарки дому — анимацию и видеоарт, фотографии, рисунки, авторские украшения.

«Сибиряки вольные и невольные» — так называется проект Томского областного краеведческого музея. Он посвящен тем, кто переселился в Томск во время столыпинских реформ, и принудительным переселенцам сталинских времен. Была создана сборная и трансформируемая копия столыпинского вагона, оснащенного мультимедийным оборудованием, которое позволяет показывать документы и фотографии, создает иллюзию движения, воспроизводит пейзаж за окнами вагона. На специальном сайте потомки переселенцев выкладывают интереснейшие истории своих семей.

А в Волго-Вятском филиале Государственного центра современного искусства Нижнего Новгорода придумали проект «Ниже Нижнего». Передвижная выставка имитировала типовую краеведческую экспозицию, однако в ней были представлены наполовину выдуманные истории. Отгадывать, где правда, а где вымысел, для посетителей чрезвычайно увлекательно. Выставка побывала уже в восьми городах Волго-Вятского региона, есть планы показать ее в Москве, Туле, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Фестиваль «Интермузей-2015». Фото: Андрей Петров / «Русская планета»

В Ижевске, промышленном городе, долго не было своего исторического музея. Создать его администрация Ижевска решила в 2012 году. После тщательной научной проработки появилась идея целого музейного квартала из четырех экспозиций, рассказывающих и о городе-заводе с его особой планировкой и архитектурой, и об ижевских историях, и о культурной и ментальной самобытности его жителей. Проект творческого кластера в историческом центре Ижевска получил название «Промзона». Он включает и сайт, которому все желающие смогут виртуально дарить семейные реликвии и тем самым войти в число народных хранителей.

В Тольяттинском краеведческом музее уже 30 лет не было постоянной экспозиции, рассказывающей об истории города в ХХ веке. Между тем именно в этом веке город, ранее называвшийся Ставрополем, особенно бурно развивался: строились ГЭС, заводы «большой химии», ВАЗ. Рассказать обо всем этом в музее задумали с помощью киноплекса, в котором расположены пять кинозалов, в каждом идет свой показ — в одном повесть о первых десятилетиях советской власти, в другом — драма о затоплении старого Ставрополя и строительстве нового города. Посетитель, как говорят авторы проекта, может увидеть события истории города и с позиции их участника, и с точки зрения нынешнего наблюдателя.

Все эти проекты и другие стенды фестиваля «Интермузей-2015» говорят о стремлении максимально оживить экспозиции, уйти от скучного менторства, привлечь в залы молодежь, которой неинтересно просто разглядывать немые экспонаты в витринах.

Призовой фонд конкурса лучших музейных проектов — 2,45 млн рублей. Победитель в каждой номинации получит диплом и 400 тыс. рублей. А Гран-при фестиваля с денежной премией 750 тыс. рублей получит музей, победивший в двух и более номинациях конкурса.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Эффект бабушки Далее в рубрике Эффект бабушкиИркутских пенсионерок трудоустраивают бюджетными нянями к школьникам, и они оказываются лучше дорогостоящих частных воспитателей Читайте в рубрике Нелегкое дыханиеМедучреждения Читы заполнены пациентами, страдающими от последствий дыма Нелегкое дыхание
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!