Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Как оживают самолеты

Новосибирские студенты восстанавливают самолет Ил-10 для будущего парка-музея имени летчика Александра Покрышкина

Владимир Лактанов
4 мин

Ил-10. Фото: waralbum.ru

В Новосибирске создадут парк-музей имени героя Великой Отечественной войны Александра Покрышкина. Он будет размещен в техническом колледже им. А. Покрышкина, его студенты и преподаватели уже трудятся над его созданием — реставрируют самолеты, собирают другие экспонаты, создают концепцию.
Уже готов макет будущей экспозиции: в ограде с зелеными насаждениями будут размещаться площадки-стенды для отреставрированных самолетов и образцов реактивных снарядов и ракет, которые изготовят на местных промышленных предприятиях. В центре парка установят бюсты полководцев Великой Отечественной войны, среди которых обязательно будет и Александр Покрышкин. Срок реализации проекта — три года.
В колледже работает единственный в Сибири музей Александра Покрышкина. В трех залах собраны личные вещи советского летчика-аса, его обмундирование и знаки отличия. Особое место занимает воссозданный медицинский кабинет, где Александр Иванович познакомился со своей будущей женой Мариной.
– Замечательная была пара, крепкая и дружная семья. После смерти мужа Марина Кузьминична ежедневно на протяжении двух лет приезжала на кладбище и вытирала надгробие, чтобы на нем не было пыли, — рассказывает директор музея, 88-летний Евгений Попов. Данный музей — его гордость, он руководит им с момента основания и создал его концепцию. Евгений Михайлович с радостью встречает каждого нового посетителя — их число доходит до 500 человек в месяц — и в подробностях рассказывает, что и как устроено в музее:
— Вот банка тушенки с 1936 года — никто не открывал до сих пор, вот медаль «Железный Крест», это капсулы для вшей — выглядят, как зажигалки; подковы для немецких лошадей, а это детали с «Юнкерса», который лежит в заливе Калининградской области. Вот еще его поднять и сюда привезти на реставрацию — это был бы всем экспонатам экспонат!
Сибирская коллекция
Идея создания музея с самолетами, на которых летал Александр Покрышкин, принадлежала рабочим с завода «Сибсельмаш». Они предложили открыть его в 1985 году, после смерти прославленного летчика-истребителя. На заводе Покрышкин проходил производственную практику, пока обучался в техникуме в начале 1930-х, который спустя 80 лет будет носить его имя.
— Ветераны завода пришли ко мне на работу, в Ленинский райком партии, где и объяснили суть проекта. Мы начали собирать деньги на строительство, и в 1988 году у нас было порядка 150 тыс. рублей. Местом будущего музея была выбрана земля на левом берегу Оби, в районе парка имени Кирова, — вспоминает Владимир Шумилов, преподаватель Государственного Сибирского университета геосистем и технологий. — Но грянула перестройка, централизованное финансирование проекта накрылось медным тазом, а предприятия города, которые выдавали часть средств, были вынуждены думать о собственном существовании. В итоге строительство объекта заморозилось.
Пока работа еще шла, создатели музея искали по всей стране будущие экспонаты, на которых летал Покрышкин. Американский истребитель «Аэрокобра» нашли в Якутии, со дна Черного моря достали МиГ-3. Также были найдены на заброшенных аэродромах и другие самолеты времен Великой Отечественной войны — Як-9 и Ил-10 (на них не летал Александр Покрышкин, но их тоже решили поместить в парк-музей). Им повезло меньше: если «Аэрокобру» успели восстановить до уровня музейного экспоната, то два советских самолета почти 20 лет ждали своего часа в гараже у Владимира Шумилова. Ситуация изменилась после того, как Шумилов узнал о планах дирекции колледжа им. Александра Покрышкина по созданию парк-музея.
— Они захотели поставить самолеты перед колледжем, и я сначала предложил взяться за Як-9, который они смогли восстановить к 70-летию Победы, а в сентябре прошлого года передал Ил-10, — рассказывает Владимир Шумилов. Кстати, восстановленная «Аэрокобра» несколько лет стояла у входа в колледж, теперь на ее месте красуется Як-9.
Крылатая история
За полтора года ржавый и изрешеченный пулями истребитель Як-9 стал как новый, только что выпущенный с завода. Даже не верится, что этим самолетом уже нельзя управлять. Примечательно, что никакой технической документации у самолета не было, поэтому Як-9 восстанавливали эмпирическим путем, под контролем Владимира Шумилова и специалистов с авиационного завода им. Чкалова. После восстановления Шумилов подарил самолет колледжу.
Теперь также студенты колледжа будут работать со штурмовиком Ил-10. Пока самолет пребывает в разобранном состоянии: крылья находятся в мастерских, а фюзеляж — во внутреннем дворе колледжа. Чтобы привести в порядок самолет, к которому 20 лет не прикасалась человеческая рука, требуется немало времени и усилий. Почти вся черновая работа — на плечах студентов.
— Они зачищают, шкурят, шпаклюют, а потом красят алюминиевые листы на крыле. Если нужно, то выправляют те куски крыла, которые искривились за несколько лет, — рассказывает старший мастер колледжа Анатолий Козлов.
Пока самолет пребывает в разобранном состоянии. Фото: Сергей Спицын/ Русская Планета
Но не все части крыла поддаются восстановлению, и дирекции колледжа приходится заказывать новые на городских предприятиях.
— Качество металла было не самое хорошее в годы войны. Важно было выпустить самолет, чтобы он летал. Конечно, ГОСТ соблюдали, но иногда варили из всего, что было под рукой, — объясняет Козлов.
Почти половина деталей самолета пришли в негодное состояние, а кабина пилота вовсе отсутствует. Но сейчас у мастеров и учеников колледжа другая задача — отреставрировать крылья, за фюзеляж можно будет приниматься только после окончательного схода снега.
16-летний первокурсник колледжа Павел Макаров — один из тех, кого увлекла реставрация самолета. В слесарной мастерской он очищал от ржавчины детали авиационного пулемета, в цехе помогал выправлять части крыла. По его словам, трудоемкость работы не смущает, а, наоборот, воодушевляет — это как вызов.
Но не все ученики колледжа допускаются до реставрации, это привилегия хорошистов и отличников.
— Самолет — это некая планка в стремлении овладеть профессией, занятие, где приятное совмещается с полезным. При этом часы работы над самолетом идут в зачет стандартной практики первокурсников в слесарной мастерской. Ведь они и в реставрации делают то, чему мы их здесь обучаем: рубка, гибка, опиливание и высверливание, — объясняет мастер производственного обучения Александр Пензаев.
Весь реставрационный проект, шефство над которым в рамках колледжа осуществляет Анатолий Козлов, называется «Прикоснись к истории». Такое название неслучайно — по специальности Козлов был правоведом и окончил исторический факультет барнаульского госуниверситета. Изучение истории посредством сбора самолета пошло и дальше: в колледже, по словам Гульнары Сорокиной, проходили конференции и семинары, на которых ребята делали доклады о прошлом тех или иных самолетов.
Фото: Сергей Спицын/ Русская Планета
«Будем поднимать промышленность»
Имя Александра Покрышкина колледж носит по праву: прославленный герой войны учился здесь в 1930–1931 годах. Но учебное заведение Покрышкин не окончил и дальнейшую свою судьбу связал с авиацией.
Современные выпускники колледжа, даже если грезят самолетами, с большим трудом могут попасть на авиационный завод в Новосибирске. По словам Анатолия Козлова, профиль колледжа — это металлургия и машиностроение, а у завода им. Чкалова имеются свои лицеи и колледжи.
Ребят, подобных Павлу Макарову, который учится на монтажника промышленного производства, ожидают на местных предприятиях — например, на «Сиблитмаше», который специализируется на литейном машиностроении. Но, помимо основной специальности, Павел за четыре года обучения получит и другие навыки.
— На первом курсе он получает специальность слесаря. Второй год обучения — это навыки работы слесарем-ремонтником и токарем, и только в последние два года обучения у него пойдет специализация по монтажу промышленного оборудования. И заводская практика у него будет проходить либо в ремонтном цехе с токарными и фрезерными станками, либо в сборочном, — загибает пальцы Анатолий Козлов.
Сам Макаров в своем будущем уверен, учебу в колледже он выбрал, потому что рабочие специальности востребованы всегда, в отличие от профессий экономиста или юриста.
— Будем поднимать промышленность, — улыбается парень.
По официальным данным колледжа, более 70% выпускников работают на крупных предприятиях, еще 20% заняты в малом бизнесе и на мелких заводах. Процент мог бы быть еще выше, но многие выпускники сразу после окончания колледжа уходят служить в армию и уже после демобилизации поступают на работу.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин