Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета

Как одинокие люди меняют экономику

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Книга Анны Шадриной заставляет обратить внимание на новую социальную реальность, где растет количество людей, существующих вне брака

Елена Коваленко
11 декабря, 2013 09:34
3 мин
Сегодня на Западе гендерные исследования являются самой активно развивающейся отраслью социальных наук. Это происходит в силу двух взаимосвязанных причин. Во-первых, за последние полвека значительно изменилось сексуальное поведение людей, выдвинув на первый план проблемы сексуальных меньшинств. Во-вторых, в силу своей актуальности гендерные исследования являются самыми финансируемыми со стороны различных некоммерческих структур. В результате в западных книжных магазинах появились уже целые отделы, посвященные литературе о проблемах гендера.
В России же пока государство является основным доктринером в определении сексуальных норм поведения, любая книга из сферы гендерных исследований может стать событием. Книга Анны Шадриной «Не замужем: Секс, любовь и семья за пределами брака» обращает на себя внимание постановкой проблемы. В современных обществах, существующих в ситуации кризиса традиционной модели семьи, растет количество одиноких людей. И сегодня все чаще это становится не грустной случайностью, а целенаправленным выбором людей.
Книга Шадриной, изобилуя теоретическим и историческим материалом, является прежде всего собранием рассказов от первого лица российских женщин, которые относятся к новой большой социальной группе — одиночек.
Сольные обитательницы/обитатели мегаполисов, потребляя определенные товары и услуги, меняют глобальную экономику. Только в США в настоящее время одиночно проживает рекордное количество людей, которые тратят $ 1,9 триллиона долларов в год.
Процент американцев, живущих соло, удвоился с 1960 года. Большинство американских одиночек — женщины, их приблизительно 18 миллионов (в то время как мужчин 14 миллионов). Возрастная группа 18—34-летних одиночек выросла с 500 тысяч в 1950 году до 5 миллионов сегодня. Более 16 миллионов американцев — это не состоящие в браке люди в возрасте 35—64 лет. Похожая картина наблюдается и в других развитых странах.
Агенты по продаже недвижимости, крупнейшие производители товаров для дома и продуктов питания в курсе новой демографической тенденции. Даже знаменитая фирма «Де Бирс», чья продукция всегда ассоциировалась с романтической парой, выпустила в продажу новинку — свое первое бриллиантовое кольцо для незамужних женщин.
Издание Daily News America сообщает, что мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг объявил конкурс на проект по созданию микроквартир для молодых одиночек. Новые квартиры будут «больше тюремной камеры, но меньше дома на колесах».
«Демография мегаполиса изменилась, — объясняет Блумберг. — Раньше большинство домохозяйств представляло собой семью с несколькими взрослыми и детьми. Современному Нью-Йорку с его 2 миллионами одиночек не хватает 1 миллиона студий для сольных обитателей города». Профессор медиаискусств Университета Лондона Мэнди Мэрк в статье «Сексуальность в большом городе», развивая тему потребления, представленную в культовом сериале, утверждает, что прообразами «новых женщин» на ТВ стали мужчины-геи. Именно они были первой социальной группой, заменившей идеалы «традиционной» семьи и сексуальности, направленной на рождение детей, — на «стильность» и сексуальность, свободную от воспроизводства. Эти ценности разделяют и героини сериала «Секс в большом городе».
Однако помимо секса и моды большое значение в сериале играет дружба. Кэрри, Шарлотт, Саманта и Миранда вместе посещают рестораны и спа-салоны, занимаются шопингом, разговаривают по телефону, поддерживают друг друга в трудных ситуациях, участвуют в общественной жизни. Каждая из серий «Секса» затрагивает какую-либо острую социальную проблему. Романтические и сексуальные приключения подруг служат лишь поводом для размышлений на важные темы.
«Иконы» феминизма 1990-х — героини сериала «Секс в большом городе» — тем не менее представляют привилегированных белых женщин среднего класса. И, в отличие от своих предшественниц по женскому движению, не артикулируют вопросов классовой или расовой несправедливости, выводя на первый план прежде всего свободу сексуального, матримониального, репродуктивного и карьерного выбора.
Сьюзан Браунмиллер (в центре) на митинге против порноиндустрии в Нью-Йорке, октябрь 1979 года. Фото: AP
Сьюзан Браунмиллер (в центре) на митинге против порноиндустрии в Нью-Йорке, октябрь 1979 года. Фото: AP
В основе американского женского движения лежал принцип коллективного единства в борьбе за права женщин. Феминизм 1970-х сосредоточился в основном на критике идеологии, поддерживающей «естественное» разделение труда, создающей системное превосходство мужчин над женщинами. Теоретики феминизма второй волны рассматривали женщин как однородную группу, не уделяя должного внимания расовым, классовым и другими различиям.
Феминизм 1980-х годов, или третья волна, совпадает со структурными изменениями в западных обществах. В частности, с возникновением нового понимания социальной справедливости, с выходом прежде маргинальных групп (женщин, цветных, геев) в публичное пространство и наделением их соответствующими правами.
В фокус внимания попадает внутриполовое неравенство. Как писала в ответ на белый феминизм антирасистская феминистка Белл Хукс: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархатной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равны?»
Феминистки третьей волны 1990-х годов опираются на индивидуализм и свободу частного выбора, что соответствует идеологии глобального капитализма. И все же именно благодаря Кэрри и ее подругам женщины-синглы стали заметными во всем мире.
С 1990-х годов и по сей день в западных СМИ можно едва ли не ежедневно обнаружить статьи, в которых одиночки представлены как социальная группа, не просто объединенная «общей проблемой», но как влиятельная аудитория, которая голосует, тратит деньги и отстаивает свои права.
Шадрина, А. Не замужем: Секс, любовь и семья за пределами брака — М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Поделиться
ТЕГИ
3 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ