По состоянию на 9 июля 10:35
Заболевших707 301
За последние сутки6 509
Выздоровело 481 316
Умерло10 843
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Как на Руси евреи цыган в Сибирь выгоняли

28 июня 1933 года по решению Иосифа Сталина началась принудительная депортация цыган
Андрей Карелин
29 июня, 2020 10:49
7 мин
Цыгане

Заглянув на YouTube-канал блогера Александра Кима, который исследует вопросы повышенного интереса московской полиции к лицам, имеющим неславянскую внешность, можно убедиться в одной простой истине:

Расизм в России — неизбежность

Ролики Кима иллюстрируют парадоксальную, но интересную картину: наводнив город миллионами гастарбайтеров всех мастей, наши власти устраивают на них методичные облавы. Выдёргивая из толпы смуглого человека только потому, что он «тёмненький», полиция демонстративно нарушает статью 19 Конституции РФ, где чётко сказано:

«Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Однако дискриминировать людей по принципу расовой и национальной принадлежности — наша многолетняя традиция. В какой-то мере вынужденная, как показывает история.

28 июня 1933 года большевики без объяснений погрузили в поезда и выслали в Сибирь всех московских цыган. За что? Почему?

Изначально советская власть была настроена к товарищам цыганам достаточно лояльно, усматривая в «ромалах» затюканных царизмом бедняков, с которыми можно успешно варить смачную кашу коммунизма.

С приходом большевиков для цыган открылись возможности получения образования и медицинской помощи. В 1931 году был создан «всесоюзный» центр цыганской культуры — Индо-ромэнский театр-студия. При нём работала школа: актёров учили не только актёрскому мастерству, но и грамоте, которой они были по понятным причинам не обучены. Театр «Ромэн» существует и поныне, радуя зрителя колоритным репертуаром.

Помимо этого принимались меры по созданию цыганских артелей и колхозов. Но цыгане — народ свободолюбивый. И так быстро от привычного образа жизни отказаться не смогли — продолжали кочевать. Читай – попрошайничать, гадать и воровать.

До 1932-1933 года советская власть была готова смотреть на это сквозь пальцы. А затем в стране начался нешуточный голод, что привело цыган в крупные города, где они занимались привычным для них «ремеслом».

Советская власть, изначально провозгласившая свободу для рабочих и крестьян и не вводившая паспортов до 1932 года, начала создавать и совершенствовать систему контроля над всеми без исключения гражданами Союза ССР.

27 декабря 1932 года появилось Постановление № 57/1917, согласно которому в стране устанавливалась единая паспортная система. Обладатель паспорта должен был обязательно «прописаться» по месту жительства. Иначе могли быть неприятные последствия.

Обязанность иметь паспорт возлагалась на всех граждан СССР, достигших 16-летнего возраста и проживавших в городах, рабочих посёлках и совхозах, а также на работников транспорта. Представители цыганского народа данной обязанностью пренебрегли, что стало поводом для организации самой массовой в истории «чистки Москвы от цыган».

Засучив рукава, чисткой занялись чекисты-евреи

В архивах сохранилось донесение одного из видных деятелей ГУЛАГа Израиля Израилевича Плинера.

В своём рапорте от 10.07.1933 года товарищу Генриху (точнее — Генаху Гершеновичу) Ягоде, занимавшему пост заместителя председателя ОГПУ, Израиль Плинер уведомлял: проводившаяся с 28 июня по 9 июля операция по выселению цыган успешно завершена.

Что любопытно? Цыгане в этом донесении почему-то назывались «иностранными». Как так? Ведь цыгане живут в России 500 лет.

Ведущих асоциальный образ жизни «рома» в ГПУ записали выходцами из Кишинёва. А до 1940 года он был румынским.

Можно ли было выдворить «иностранных цыган» в Румынию? Нет, потому что оформлением каких-либо документов (хоть советских, хоть румынских) «ромалы» себя в те годы не утруждали.

Из Москвы и окрестностей депортировали около тысячи семей. Путёвку в Сибирь получили 5470 человек. Из них 1506 женщин и 2524 ребёнка.

Захват цыган произошёл в самое сонное время – на рассвете, около 4 утра. Цыганские таборы окружили милицейские взводы. Людей выгнали из палаток и отконвоировали к вагонам. Палатки, кибитки, лошадей, пришлось бросить, хотя согласно отчёту Израиля Израилевича вместе с цыганами было отправлено в трудовые посёлки Западно-Сибирского края и город Томск 338 голов принадлежавшим цыганам лошадей, две коровы, повозки, а также иное имущество.

В привокзальных тупиках уже дожидались пять эшелонов. Они состояли из 4-осных «пульмановских» вагонов. Здесь милиция передала цыган, собранных из Москвы и её окрестностей, военным.

Каждый депортируемый проходил через санитарную обработку. Стригли наголо, делали прививку от оспы, вспышки которой пусть и были единичными, но наблюдались в цыганских таборах тех лет. Помимо вагонов с нарами в поездах был медперсонал и специальные изоляторы, куда во время длительного пути могли помещать больных. В дороге «ромалы» снабжались горячей пищей и кипятком.

И вот теперь путь их лежал в сибирские «трудовые посёлки», где была предпринята попытка принудительной социализации цыган. Её можно назвать провальной.

Уже осенью 1933 года все «трудовые поселенцы» благополучно бежали обратно.

Советская власть, махнув рукой на цыган, не предпринимала мер по их розыску. Было лишь введено ограничение на пропуск цыганских таборов в крупные города. Не беда – цыгане просачивались куда угодно и выживали, где угодно. А вот их «великий переселитель» Израиль Плинер был расстрелян в 1939-м.

Следующая попытка «социализации» цыган была осуществлена лишь спустя 23 года. В 1956 году, при Никите Хрущёве, было издано Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». На местные власти возлагалась обязанность обеспечить условия для перехода бродяг к оседлому образу жизни.

Четырьмя годами позже, в 1960 году, свет увидит переживший несколько экранизаций роман советского писателя Анатолия Калинина «Цыган». Сердца читателей и зрителей тронула история судьбы вчерашнего фронтовика Будулая Романова, потерявшего на войне семью и в послевоенных реалиях пытавшегося обрести кров над головой и любовь.

Многие цыгане социализировались, трудоустраивались, оформляли паспорта, но никогда не переставали жить в своей особенной системе координат. По законам, которые были весьма далеки и от советских, и от российских.

На излёте 80-х в стоящем на грани распада СССР возникли цыганские преступные группировки, наряду с таджикскими, азербайджанскими и чеченскими активно занимавшиеся организацией наркотрафика. В том числе, и в Сибири, куда безуспешно пытались переселить цыган в 1933 году.

Не так давно столичная полиция сообщала, что цыганские мошенники, обирающие москвичей, научились бороться с расовыми предрассудками не только правоохранителей, но и обычных граждан. Они перекрашивают волосы в светлый цвет, наносят на лица грим, надевают обычную одежду. И не вызывают подозрений ни у полицейских, ни у доверчивых горожан.

Такая история.

темы
7 мин