Новости – Общество
Общество
Как мы объединяли, разделяли и вновь укрупняли губернии
Посетители у карты Российской империи на выставке «Карта России. Вехи истории». Фото: Павел Смертин / ТАСС
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко инициировала процесс объединения ряда регионов
28 апреля, 2016 14:30
7 мин
Цель подобного преобразования Валентина Ивановна видит в «необходимости повышения качества жизни людей». Раскрывая замысел председателя верхней палаты, член Совфеда и бывший министр труда и социальной защиты Сергей Калашников предложил, например, объединить Калужскую область с соседними: «На мой взгляд, серьезного укрупнения требуют территории Центрального федерального округа. Там расположены области, с одной стороны, с однотипной схемой хозяйствования, с другой, они дополняют друг друга распределением производительных сил. При этом они находятся в разных юрисдикциях, то есть субъекты разные, что, я считаю, не способствует концентрации экономических усилий данных территорий. Так, на мой взгляд, вполне возможно объединение Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей в один регион. Также можно рассмотреть вопрос слияния Липецкой, Воронежской и, может быть, Рязанской областей».
Россия — чрезвычайно большая страна, что объективно создает при управлении массу особенностей. Попытки урезать количество губерний предпринимались неоднократно. Так, Петр I, которому в наследство достался гигантский бюрократический аппарат, порой не мог понять, кто и за какую территорию несет ответственность. И спросить не с кого.
Петр решительно сломал стародавнее административное деление и учредил всего восемь губерний — все губернаторы были в одной императорской руке. Было с кого спросить: кому голову с плеч, а кому вся грудь в орденах. Но коварство российской географии с ее разными климатическими, почвенными, геологическими условиями даже в определенном большом регионе неизбежно продолжило внутригубернскую реформу подотчетных губернии административных единиц, которая продолжалась все петровское время и при его преемниках. В самих губерниях существовали дистрикты, провинции, уезды и волости, что отнюдь не помогало заявленной цели упрощения управления империей, а лишь утяжеляло его, и администрирование становилось все дороже.
Уже при Анне Иоанновне в 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская; общее же их количество достигло 16. Особенно остро встал вопрос о количестве губерний при Екатерине II. Вновь приобретенные земли, причем с разным историческим и даже правовым укладом, неравномерность промышленного развития в разных регионах, как и сильно колеблющееся количество жителей, — все это явилось настоящим вызовом правительству. Императрица пошла по пути увеличения числа губерний. В 1766 году их стало 20, а в 1775-м — уже 23. В 1785 году Екатерина замахнулась на настоящую реформу — размеры губерний были уменьшены, их число увеличено. К кончине государыни в 1796 году Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и одну область.
На 1914 год Российская империя состояла из 101 части: 78 губерний (в том числе 8 финляндских), 21 область и 2 округа. Собственно, это административное деление с небольшими изменениями не только пережило СССР, но и стало основой административного межевания РСФСР, а потом и Российской Федерации. За исключением чрезвычайно важной новации — образования национальных республик и областей, которые сейчас являются субъектами РФ. Итак, тенденция очевидна — расширение количества регионов. И связано это прежде всего с огромностью нашей территории.
При президентстве Владимира Путина было проведено две наиважнейших реформы. Объединены в края небольшие национальные образования (в основном национальные районы) и метрополии (области, в которую нацобразования и так формально входили). Улучшилось прежде всего решение бюджетных проблем. Но остающаяся раздробленность для центральной власти так и остается головной болью, как и для Петра. Вторая реформа была более практичной и целесообразной. В 2000 году были образованы федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями президента РФ в округе, и более никем. Сейчас их девять. Но функции округов ограничены: они контролируют только выполнение непосредственных указов, поручений и решений президента, что кажется недостаточным.
Валентина Матвиенко на заседании президиума Совета законодателей РФ в Москве
Валентина Матвиенко на заседании президиума Совета законодателей РФ в Москве. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Представьте, объединив Амурскую область с Хабаровским и Приморским краями, где мы получим столицу? И что будет с управляемостью периферии, которая окажется от центра на расстоянии тысяч километров? К тому же на этом вряд ли сэкономишь: уж половина администраций объединяемых краев и областей любыми правдами и неправдами окажется в новой столице, да их и так возьмут, потому что специалистов по новым и отдаленным территориям не будет.
Кроме того, исторически сложилось, что дороги в России расходятся лучеобразно от центра, поэтому попасть с окраин одной области в другую бывает довольно затруднительно. Но ведь эта проблема всегда была сферой федерального бюджета. И что, теперь она ляжет на бюджеты региональные? А справятся ли они, большой вопрос. Исторически субъекты существуют очень давно, сложились определенные управленческие и бизнес-связи, даже сама ментальность и обычаи различаются.
Но есть предложения, которые, решая поставленную задачу, не потребуют административного деления. «Я отношусь к этой инициативе неотрицательно. Но считаю, что необходима координация каких-то действий и объединение усилий, а не административное объединение, — говорит Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Центра геополитических исследований Института географии РАН. — Изменение границ никаких проблем не решает. Существует масса способов координации без всяких административных решений. Просто нужно учиться искать компромиссы, беседовать, обсуждать проблемы, делать их поводом для публичных обсуждений, а не объединять. Смысл изменений в том, чтобы появлялся единственный управляющий орган, который не нуждается ни в каких согласованиях. С управленческой точки зрения это упрощает проблему. Но, с другой стороны, одну из самых важных проблем региональных властей — дефицитность областных/краевых бюджетов — это мероприятие не решит никак. Это изменение может обеспечить решение только одной проблемы — согласование решений ряда соседних субъектов Федерации. Но ведь эти переговоры и согласования могут происходить и без объединения субъектов, на уровне даже муниципалитетов отдельных областей или, например, по линии Москва — Московская область, Санкт-Петербург — Ленинградская область».
Представляется, кстати, рациональным объединение Москвы и Московской области. Раздельность их существования уже вопиет: возьмем только нерешаемые строительные, инфраструктурные и транспортные проблемы, а также налоговую несправедливость — половина области работает в Москве, там же тратит деньги, а в областных городах, где эти люди реально живут, ни жарко, ни холодно. С другой стороны, и эту проблему можно решить без объединения, иных путей масса. Отдельно отметим желание практически ликвидировать национальные республики. Этого делать категорически нельзя.
Одним словом, к такому серьезному изменению нужно подходить взвешенно, обдуманно, не наспех.
Кажется, наиболее рациональным выходом из положения является расширение прав и увеличение финансовых ресурсов существующих, а может, добавленных еще федеральных округов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости