Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Как митрополит Макарий пробуждал к жизни

Святитель Макарий. Фото: stsl.ru
О жизни миссионера, который принес православие коренному населению Алтая, перевел на его язык священные тексты и возглавил РПЦ на сломе эпох
Лариса Хомайко
31 января, 2016 07:30
9 мин
В Барнауле вышла книга «Митрополит Макарий (Невский). Апостол Алтая» краеведа Виктора Шепилова. Митрополит Макарий родился в 1835 году во Владимирской губернии, окончил Тобольскую духовную семинарию, в 1855 году поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. Составил первый «Алтайский букварь», перевел на алтайский язык ряд православных книг. Был Томским архиереем 20 лет, в годы первой революции был почетным председателем Томского губернского отдела Союза русского народа. Некоторые авторы утверждают, что святитель благословил черносотенный томский погром в октябре 1905 года, в котором 66 человек погибло и 126 были ранены, однако ни одного доказательства этому нет.
В 1912–1917 годах — митрополит Московский и Коломенский. С 1917 года был смещен с должности, жил в подмосковном Николо-Угрешском монастыре, а с 1925 года жил в селе Котельники под Люберцами, где скончался от воспаления легких в 1926 году. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.
О патриархе алтайских миссионеров, который в трудные для России годы стал митрополитом Московским, «Русская планета» поговорила с протоиереем Георгием Крейдуном, профессором, доктором искусствоведения, настоятелем храмового комплекса Иоанна Богослова, проректором Барнаульской духовной семинарии.
Настоятель храмового комплекса Иоанна Богослова, проректор Барнаульской духовной семинарии Георгий Крейдун
Настоятель храмового комплекса Иоанна Богослова, проректор Барнаульской духовной семинарии Георгий Крейдун. Фото из личного архива
— Отец Георгий, из содержания книги видно, что автор поражен митрополитом Макарием. Почему, как вы думаете?
— Автор — человек светский, и свою книгу он писал со своей точки зрения, а здесь уже много личного отношения. Но еще прижизненное отношение к святителю Макарию было очень разнолико. Глубоко верующие, воцерковленные люди очень его почитали: молитвенник, труженик, столько лет провел в Алтайской миссии, посвятил всего себя миссионерскому труду, и даже будучи митрополитом Московским, в преклонном возрасте два раза, в 1914 и 1916 году, приезжал на Алтай и направлял сюда практически все свои личные доходы.
Тем, кто не был знаком со святителем лично, не всегда нравились его действия как иерарха. У святителя Макария не было академического образования — кто-то думал, что для московского митрополита это большой минус; кому-то не нравилась его личная позиция. Святитель Макарий был убежденным монархистом, а в период брожения умов мнения, естественно, разделялись, в том числе среди людей, которые ходили в храм.
В глазах россиян, которые были увлечены революционным духом и желали обновления общества, он выглядел, как сказали бы сегодня, ретроградом.
Святитель Макарий был традиционалист, консерватор, ортодокс: с точки зрения православия — это самая правильная позиция, а в то время она не всем нравилась. В этом смысле он был представителем более ранней эпохи, XIX века. В те годы жил и святитель Игнатий (Брянчанинов), и Феофан Затворник Вышенский, и, конечно, Иоанн Кронштадтский, и Амвросий Оптинский, другие Оптинские старцы — светильники церкви, которые очень многое давали обществу. К каждому из них ехало множество людей, жаждущих совета и духовного утешения, потому что в эти сложные времена многие люди не могли дать трезвую оценку тому, что происходит. Говорят, что когда к Иоанну Кронштадтскому из Сибири приезжали паломники и вопрошатели, он спрашивал: зачем вы из Сибири едете, у вас там свой светильник есть, имея в виду Макария (Невского), который был тогда томским епископом.
Многие святые были для общества «другими», и общество не воспринимало многих святых адекватно, потому что не могло понять.
— Какой была роль святителя Макария в черносотенском томском погроме 1905 года?
— Здесь я могу сказать одно: святитель Макарий был за то, чтобы наказать погромщиков. Я сейчас не воспроизведу цитат, но он считал, что эти молодчики, которые потеряли нравственные ограничители, были увлечены духом, который впоследствии привел к череде революций и к трагическим событиям в России. А святитель Макарий и все святые того времени были категорически против всех резких движений в области религиозности, чутко понимая прямую связь между благочестием народа и его судьбой; более того, Феофан Затворник говорил: «Если Русь не будет поститься добровольно, то будет поститься вынужденно».
— Он не пытался остановить погромы?
— Конечно, пытался, но он же не мог сам вскочить на коня с шашкой — это дело власти, к чему он, собственно, власть и призывал — наводить порядок, и если не получается по-доброму, то жесткими мерами. Это нисколько не говорит о том, что святитель был авторитарным человеком. Он был строгим, это правда. Но только к тем, кто мог выполнять заповеди, но не хотел, не принуждал себя. Во всех остальных случаях он был предельно мягкий, снисходительный человек. Это было видно по его отношению к коренным алтайцам: они не были, как русские, воспитаны в многовековой традиции нравственных заповедей, поэтому их он увещевал, но относился к погрешностям мягче.
— По знанию и спрашивается?
— И по знанию, и по тому, что ты имеешь, что собой представляешь. Какой смысл говорить мягким, увещевательным языком с человеком, который сознательно идет на грех? Как церковный деятель, он должен был, прежде всего, напоминать людям о некой идеальной модели жизни, которая представлена в Евангелии, но это не значит, что он требовал от людей этого идеала. Требование к человеку зависит от степени развития его сознания, поэтому с русскими продолжать эти сладкие беседы о заповедях было бессмысленно, все они знали эти заповеди, учили в школах Закон Божий. Алтайцы его не учили, поэтому к алтайцам был другой подход.
— Алтайцы в те годы были язычниками?
— Там были разные группы народностей. Основная часть, те, кто жили ближе к нам, — язычники, шаманисты; те, кто жили на территориях, сопредельных с Монголией — буддисты, ламаисты.
Жизнь в высокогорьях, в юртах, в жестком климате, была трудной: ранние смерти, болезни. Но для алтайцев это было естественное, привычное состояние, а миссионерам приходилось жертвовать тем, что они имели в своей обычной жизни. Поездки продолжались неделями, кипяток и сухари — вот все, чем питался миссионер в это время.
А святитель Макарий 35 лет, пока не стал епископом, совершал эти поездки по труднодоступным районам. Свой самый золотой возраст, с 20 до 55 лет, он отдал миссионерской деятельности. Бывает, человек что-то делает, а потом разочаровывается — здесь даже тени этого не было, настолько это была цельная натура. Он остался тем, кем был, по крайней мере, с 20 лет, а это очень редкий случай.
Почитаешь его письма: он был уже митрополитом, а не боялся говорить о каких-то мелочах. Помог купить паровой катер Чулышманскому монастырю на Телецком озере, чуть ли не из Москвы отправлял туда в командировку монахов, имевших инженерные знания, потом спрашивал, на ходу ли катер, отремонтировали ли его. Святитель Макарий не гнушался участвовать в этом, потому что понимал: катер для того края — единственный способ цивилизованного сообщения, через Чуйскую вьючную тропу туда бы месяц караван шел. Он переживал и о монахах, и об алтайцах, которые там жили, в общем-то, благодаря монастырю.
— Ходили разговоры о том, что святитель Макарий был ставленником Распутина.
— Чтобы победить своего политического конкурента, нужно нажать на кнопочку, есть, знаете ли, такие кнопочки у каждого времени. С момента свержения Николая II какая-то близость к Распутину означала конец карьеры. Святителя Макария грубо, беспардонно вывели из Святейшего Синода, членом которого он был по должности, сдвинули с кафедры, не разрешили ехать на Алтай…
Чтобы очернить личность святителя Макария, надо было придумать, что на должность Московского митрополита его посоветовал Распутин. А я не уверен, что они вообще могли встречаться, потому что Распутин, по-моему, в Сибирь дальше Тюмени не ездил.
Есть более достоверная версия: когда в 1894 году Николай, еще Великий князь, ездил через всю Сибирь до Японии и обратно, он, конечно же, встречался с томским архиереем. Возможно, тогда они познакомились, а после этого, может быть, Николаю II и Распутин не нужен был, чтобы принять такое решение.
— Как вы думаете, почему жизнь святителя Макария закончилась трагично?
— Я так не думаю. Большевистская-то власть его не тронула, Господь не дал ей расправиться с ним. Видимо, благодать на нем была. Ну да, в таком преклонном возрасте его два раза грабили и, возможно, избивали, но это же другое. В Евангелии сказано: «Бойтесь того, кто душу вашу ввергнет ее в гиену огненную», — в этом смысле его душа была настолько свята при жизни, что никто из безбожников на нее не покусился. Поэтому он все-таки умер своей смертью, и отошел к Господу.
Влияние таких личностей уходит далеко за пределы их жизни. С тех пор, как святитель Макарий умер, прошло 90 лет, а такое чувство, что с каждым годом он все больше влияет на современность. Мы не видим среди ближайшего окружения подобного рода людей, которые бы нас всех будили, но, может быть, мы бы раздражались на них, как современники раздражались на святителя Макария — так обычно и бывает. Такие люди рождаются не часто, на них, действительно, избранничество и благословение Божье. А раз они жили под этим благословением, то все, что с ними связано, для нас очень хороший урок, напутствие — как нам самим надо стараться жить.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ