Новости – Люди












Люди
Как это будет на обезьяньем?

Кэти Слокомб. Фото: @DrTiffWattSmith (https://twitter.com/drtiffwattsmith)
Шимпанзе способны осваивать новые «диалекты»
9 февраля, 2015 11:40
4 мин
Разные группы обезьян развивают собственные вокализации для предупреждения сородичей об опасности, обозначения различных видов пищи и т.д. Принято считать, что эти «диалекты» жестко фиксируются с раннего детства и на всю жизнь. Однако опыт совместного проживания двух групп шимпанзе в зоопарке показывает, что те вполне способны обучаться новым «языковым» навыкам.
Эксперимент начался еще в 2010 году, когда сотрудники Эдинбургского зоопарка подселили в вольер, где обитала группа шимпанзе, их сородичей, выросших в Нидерландах. В естественных условиях такого смешения не происходит: стаи этих приматов обитают по отдельности и не слишком дружелюбно относятся к чужакам. И у каждой имеется свой «диалект».
Действительно, хотя ни мозг, ни голосовой аппарат не позволяют им в полной мере развить человеческие способности к речи с ее сложной структурой и семантикой, многие приматы активно пользуются своего рода «языком». В 2009 году было проведено знаменитое исследование мартышек Кэмпбелла, показавшее, что те используют различные вокализации для того, чтобы предупреждать сородичей о разных видах опасностей: для обозначения орла имеется свой крик, для леопарда — другой. Более того, мартышки добавляют к ним нечто вроде наших суффиксов, которые могут соответствовать разной степени угрозы. Аналогичные навыки демонстрируют и другие приматы.
«Язык» шимпанзе еще более развит. В естественных условиях они способны определенными словами обращаться друг к другу, называть различные виды пищи и т.д. Свои «слова» для различных лакомств имели и группы обезьян, оказавшиеся под одной крышей в зоопарке Эдинбурга. Любимое лакомство нидерландских шимпанзе — яблоки — называлось высоким, визгливым вскриком. У их шотландских сородичей яблоки не пользовались такой любовью, и «слово» им соответствовало более низкой тональности. Однако совместная жизнь изменила их «диалекты».
Три года спустя исследователи обнаружили, что среди членов пришлой группы распространилось то же слово, обозначающее яблоко, что использовали «местные» шимпанзе. Эти наблюдения подтвердил и акустический анализ записей: за несколько лет совместной жизни сблизились не только члены обеих групп, но и «языки», которыми они пользуются.
По словам авторов работы, подобная способность перенимать, обучаясь «неродному» языку, считалась прерогативой лишь человека. «Наша работа впервые показывает, что шимпанзе обладают определенным контролем над структурой своих "пищевых криков", — рассказала Кэти Слокомб (Katie Slocombe). — Оказавшись в других социальных условиях, они могут менять звучание этих сигналов, адаптируясь».
Действительно, принято считать, что структура вокализаций у обезьян довольно жестко фиксирована. В отличие от нас, они не проявляют высокой гибкости в своем «языке», и раз выученные слова закрепляются навсегда. Впрочем, не все специалисты соглашаются с этим на все 100 процентов. Сегодня появляется все больше свидетельств в пользу того, что обучение играет определенную роль в формировании вокализаций у высших приматов. В частности, детеныши шимпанзе запоминают звуки обозначения опасности и привлечения внимания, перенимая их у своих матерей.
Стоит вспомнить, что шимпанзе считаются ближайшими родственниками человека — некоторые антропологи даже предлагают объединить роды Homo и Pan в единое целое. Эволюционное развитие наших видов разошлось 5–7 млн лет назад, и судя по удивительным лингвистическим способностям шимпанзе, наш общий предок вполне мог обладать подобными умениями. А значит, в некоторых, пускай и простейших, формах язык существовал задолго до людей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости