Живем, пока помним и делаем
5 мин чтения
РИА Новости, Виталий Аньков

РИА Новости, Виталий Аньков

Память о Великой Победе — это реальный труд по сохранению исторической достоверности, помощи ветеранам и охране мемориалов

Ни в одной стране мира борьба с нацизмом не составляет столь мощный пласт культуры, как в России. На Западе порой потешаются над тем, как наши граждане праздную победу. Иностранцам кажутся странными грандиозные парады в городах, традиция носить пилотки и форму времен войны, любовь к песням той эпохи.

«Приватизация» Победы

В России продвигается точка зрения, что зарубежные государства забыли уроки Второй мировой, не чтят память своих предков и пр. Конечно, это не так. День Победы на Западе — это священный праздник для всех освобожденных народов, но отношение к нему на Западе более спокойное в силу множества обстоятельств. Россияне относятся к 9 мая более трепетно и демонстрируют гордость за прадедов, взявших Берлин и подаривших свободу Восточной Европе.

Такие подвиги не совершал ни один народ в мире и ни один народ в мире никогда не платил столь дорогую цену за то, чтобы называть себя победителем. Россия имеет полное право праздновать День Победы с широким размахом и игнорировать призывы некоторых общественных сил сделать 9 мая днем скорби по погибшим и днем покаяния за репрессированных в годы ВОВ.

Можно часто услышать мнения о том, что Россия «приватизировала» Победу и пытается принизить роль англо-американских войск. Действительно союзники оказывали СССР масштабную материальную помощь. Но не надо забывать, что второй фронт был открыт лишь через три года после нападения на Советский союз, а ленд-лиз был по сути беспроцентным кредитом, который в 2006 году окончательно закрыла уже Российская Федерация.

Хребет нацистской военной машине сломала именно наша страна и тому есть огромное количество доказательств, наиболее явным из которых — чудовищные человеческие жертвы. СССР потерял более 8 миллионов солдат и более 15 миллионов мирных жителей. Великобритания — 286 тысяч солдат и 92 тысячи мирных жителей. США — 405 тысяч солдат и 3 тысячи мирных жителей. За освобождение Европы отдали жизнь около миллиона советских воинов.

Германия вела целенаправленную войну на истребление советского народа. Оккупанты вырезали треть населения Белоруссии и четверть жителей Украины. Несмотря на это, огромная трагедия и Великая Победа исключаются из национальной памяти постсоветских стран. Причина проста — героическая история борьбы с нацизмом слишком тесно связана с современной Россией и той объединяющей ролью, которую всегда играл русский народ.

Такой подход к осмыслению Великой Победы в постсоветских республиках, где выстраиваются национальные государства, неприемлем. По общему с Россией наследию не потоптались только три государства, где русофобия находится пока в зачаточном состоянии: Белоруссия, Казахстан и Армения. Украинские власти после Майдана сделали все возможное, чтобы стереть упоминание о роли СССР и превратить День Победы в поминки.

Пиар на Победе?

Однако и Россия не является безгрешным хранителем памяти о Великой Победе. Речь в данном материале пойдет не о стремлении либеральной интеллигенции высмеять праздник, парад на Красной площади и «Бессмертный полк». Огромный вклад в дискредитацию 9 мая вносят ура-патриотические движения и лояльные властям деятели искусства, которые пытаются показать «обратную сторону Победы».

Каждый год мы наблюдаем за тем, как «Ночные волки» посещают европейские города и устраивают мотопробеги внутри страны. Здоровые бородатые и, наверное, обеспеченные парни на байках каждый раз жалуются, что часть из них не пускают польские пограничники, а они, дескать, всего лишь хотят «почтить могилы предков». «Ночные волки» постоянно мелькают в СМИ как эдакие знаменосцы Победы в Восточной Европе, которая, естественно, напрочь забыла про подвиг советских солдат.

Символичность «броска на Берлин», вероятно, в том, что российские байкеры как бы повторяют путь Красной Армии и одновременно напоминают европейцам кто кого и когда освобождал. Но со стороны смотрится это зрелище как маскарад и пиар-акция. Если «Ночные волки» так заботятся о «могилах предков», то почему бы им не совершить броски в российские регионы на сотни заброшенных кладбищ в РФ, где покоятся советские солдаты, а не радостно 9 мая разъезжать по берлинским улицам.

7 мая на сайте Пикабу.ру появилась история борьбы пенсионера Сергея Дмитриевича Никитина за благоустройство захоронения советских в солдат в поселке Артемовский Свердловская область. «От забора на кладбище остались только несколько деревянных пролетов и одна бетонная стена. Правда она не спасает захоронения защитников родины от бомжей, собак и вандалов, которые воруют оградки и памятники. Оградить кладбище обещали еще 5 лет назад, но все так и осталось на словах», — написал в блоге местный активист Дмитрий Ионин.

При этом на соседнем кладбище для немецких военнопленных царит полнейший порядок. «Сергей Никитин надеется, что на проблему обратят внимание хотя бы в преддверии Дня Победы. Только недавно на кладбище произвели перезахоронение ветерана, погибшего в Берлине Винокурова Николая Константиновича. И вообще здесь покоится очень много героев той войны», — сообщает активист.

На содержание кладбища выделяется около 1 миллиона 200 тысяч рублей из местного бюджета, но, видимо, денег хватает только на поддержание в порядке могил немецких солдат. Таково отношение к памяти о подвиге советских воинов со стороны государства и общественников. Почему бы в дело не вмешаться тем же «Ночным волкам» и посвятить очередную пресс-конференцию не «броску на Берлин», а проблеме защиты и охраны могил красноармейцев? А ведь сколько таких кладбищ в России? Чем они хуже захоронений в Восточной Европе (которые, кстати, выглядят намного лучше)?

Кино о Победе

Тому, что наворотили современные отечественные (включая тех, кто жил и творил в СССР) кинематографисты, повествуя о ВОВ, можно посвятить несколько изобличающих томов. Настолько абсурдным, а местами преступным выглядит пласт культуры, которой они создали за минувшие два десятка лет. Советские режиссеры не имели права негативно отзываться о сталинском режиме и советской власти в целом, но получив волю после распада СССР, явно перегнули палку.

Командование РККА и сам Сталин, которые смогли в тяжелейших условиях организовать сопротивление агрессору, предстают перед зрителем жалкими, трусливыми и безрассудными персонажами. Они отправляют безоружных солдат на бойню, расстреливают несогласных, пьют водку и удовлетворяют свои психологические комплексы.

Образ советского воина также оставляет желать лучшего. Как правило, мы можем наблюдать за абсолютно потерянной и не очень умной личностью, которая не понимает за что и кого воюет. Если у советского солдата появляется возможность кого-либо ограбить или изнасиловать, он непременно ею пользуется. Нередко перед нами раскрывается история обиды красноармейца или партизана на советское правительство. Дескать, солдат воюет не за страну, а просто против захватчиков, которые ничем не лучше Советов.

В качестве примера издевательства над советским прошлым и подвигом народа критики чаще всего приводят фильмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» («Предстояние» и «Цитадель»). Здесь можно найти почти все вышеописанные клише, и, конечно же, обе картины не являются продуктом фантазий их автора. Художественный вымысел Михалкова основан на исторических хрониках, и эпизод с испражняющимся во время полета немецким летчиком, наверное, тоже был для чего-то необходим.

Почему такое кощунство допускает в нашем государстве и не находит резкого осуждения? Разные поколения современных отечественных режиссеров пытаются показать «обратную сторону». Речь идет о фактах, которые действительно были: нехватка всего самого необходимого, репрессии, завышенные требования командования, бездарные поражения, случаи необоснованной жестокости к своим и чужим, изнасилования женщин.

Красная армия и советская власть не были ангелочками, и у зрителя есть потребность в том, чтобы видеть неоднозначную картину, которая расходится с привычным образом советского воина. Советская пропаганда запрещала говорить о многочисленных проблемах РККА и достижениях вермахта, хотя знавшие правду режиссеры и писатели-фронтовики достойно выкручивались из этих ситуаций. Едва ли не каждый советский фильм или книга о ВОВ — шедевры искусства. 

Нынешние киноделы в стремлении показать грязь и человеческие пороки на войне вольно или невольно сплясали на могилах своих предков. Произведения, где собрано в кучу дерьмо про наших прадедов и сказано: «смотрите — это дерьмо», искусством не называется. Осмысление «обратной стороны» ВОВ требует очень тонкого и скрупулезного похода. Режиссер, как минимум, не должен слишком яро ненавидеть советскую власть.

Например, неплохо продемонстрирована роль репрессивного аппарата в рядах РККА и отношение советских солдат к женщине в полевых условиях в фильме «Мы из будущего» 2008 года. Без перегибов отношение людей к советской власти и проблема коллаборационизма раскрыты в картине «Свои» 2004 года. Готовность к подвигу и переживания солдат хорошо показаны в фильме «Звезда» 2002 года.

P.S.

Пренебрежение к могилам советских солдат и подвигу народа в современных произведениях искусства ни в коем случае не говорит о том, что россияне (в том числе байкеры и режиссеры) лицемерят, когда празднуют Победу и выходят с портретами на «Бессмертный полк».

Суть в том, что нашему народу, СМИ, НКО, деятелям искусства и государству нужно гораздо больше уделять внимание происходящему внутри страны и решать действительно насущные проблемы. Память о войне — это не поездка на «харлее» в Берлин или наклейка на BMW в виде георгиевской ленточки, это реальная работа по сохранению исторической достоверности, это помощь ветеранам, уборка и охрана мемориальных сооружений.

Мнение автора может не во всем совпадать с позицией Редакции
Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Туманной зарею покрылся восток...» Далее в рубрике «Туманной зарею покрылся восток...»История одного Героя Читайте в рубрике «Общество» Девять писем с войныЛучше любого учебника и, пожалуй, даже получше военных мемуаров о той войне рассказывают нам простые письма с фронта Девять писем с войны

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»