Как три женщины легендарный монастырь спасали
7 мин чтения
Фото: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь

Непридуманная история Стефано-Махрищской обители

«Русская Планета» вспоминает историю легендарного Стефано-Махрищского монастыря, который горел и был не единожды разграблен, но возродился благодаря трём монахиням и ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС.

Монахи ушли в леса

XIV век на Руси выдался беспокойным. Киевский престол шатался, чем пользовались и орды захватчиков – с севера да с юга, и князья, которые с азартом ринулись брать себе столько суверенитета, сколько могли. В условиях постоянных войн – междоусобных, или извне кто придёт – города сжигали дотла, вместе с монастырями и всем, что в них находилось. Тогда-то и появились на Руси монахи-подвижники. Желая продолжать дело служения Богу, они уходили в глухие леса. Там, где враги не достанут, и никто не будет отвлекать от молитвы. А впоследствии именно благодаря этим монахам началось возрождение Руси и освобождение её от ига. Но это случилось позже…

Таким был один инок из Киева. Его мирское имя летописи не сохранили, но известно, что он принял пострижение с именем Стефана в Киево-Печерской обители.

Так бы и служил инок Стефан в стенах родимой обители, да только в 1320 году Киев захватили литовцы и устроили гонения на православных. Многие священники были вынуждены бежать.

Где укрыться, в то время было известно: конечно же, на севере. Так Стефан добрался до Москвы, в которой в ту пору царствовал князь Иван Красный, он же Иоанн Кроткий, сын Ивана Калиты и отец будущего спасителя Руси Дмитрия Донского. Инока приняли при дворе князя, да только не хотел он оставаться в городе, хотя мог бы сделать там хорошую карьеру и стать духовником какого-либо знатного лица, и испросил Иоанна дозволить ему монашествовать в пустыни, где-нибудь в московских пределах.

Преподобный Стефан Махрищский

Князь любезно разрешил, и Стефан отправился в обитель Сергия Радонежского: к тому моменту пустынь уже успела превратиться в настоящий монастырь. Но и там оставаться не пожелал, и ушёл дальше в леса, чтобы в уединении молиться Богу.

Нашёл он тихое место в лесном урочище, которое в народе называли Махрище. Срубил Стефан крест, соорудил простенькую келью, да принялся за труды свои праведные.

Покой длился недолго. Прознали местные жители про инока-затворника, что из самого Киева приехал. Да потянулись к нему за советом, за молитвой или благословением. А были и те, кто просил Стефана дозволить жить рядом с ним и молиться. Он не смог отказать никому. Так и начала свою жизнь Махрищеская обитель.

Тридцать три несчастья

Судьба обители выпала непростая: пожары, разорения… первое серьёзное испытание случилось ещё при жизни основателя Стефана. Один поселянин по имени Григорий, живший недалеко от Махрища, так захотел служить Богу, что отписал всё своё имущество – дом, земли – монахам, и сам принял постриг. Однако это очень не понравилось бывшим соседям Григория. Они решили, что хитрый Стефан и на их земли глаз положит, явились к настоятелю с дубинками и потребовали немедленно убираться куда глаза глядят.

Бог да простит вас, чада, и не вы это злобствуете, но лукавый диавол

- сказал им Стефан и ушёл вместе с Григорием. Скитались они по вологодским землям, где основали ещё одну обитель, Авнежскую, по имени местного удельного княжества. Весть об обители дошла до Москвы, и Стефана вызвал к себе новый князь московский, Дмитрий Донской. Стефан отправился в Москву, оставив Григория настоятелем. Увы: когда-либо вернуться в Авнежскую обитель и встретиться с любимым учеником Стефану было не суждено. В 1392 году посланные Тохтамышем войска разорили обитель и убили всех, кто в ней находился.

Судьба распорядилась так, что свои последние годы Стефан провёл в родных Махрищах. Он сумел отпроситься у князя, а по приезду помирился с местными жителями – убедил их своим нравом кротким да смирением, что ничего из их земель братия не пожелает, а жить и трудиться можно всем вместе, во благо земель русских. Однако вскоре на долю обители выпали новые испытания.

Так случилось, что после кончины преподобного Стефана обители не очень-то везло с настоятелями. Первые два были достойными продолжателями его дела, но потом братия не считала нужным следовать Уставу, запустила дела, не заботилась о хозяйстве, и в конечном итоге в XV веке Махрище сгорело дотла. И трапезная, и кельи, и церковь, построенная лично Стефаном – всё было уничтожено огнём.

Почти полтора века обитель стояла в запустении. Там жили лишь несколько иноков, каждый так, как считал нужным.

Святитель Варлаам.

В 1557 году игуменом монастыря становится Варлаам, будущий святитель Суздальский и Тарусский. Именно при нём обитель обзавелась каменной оградой и новой, каменной церковью, во время строительства которой случилось чудо: были обретены мощи преподобного Стефана Махрищского. Их оставили под спудом, а верху возвели храм, который освятили в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного.

Святитель Варлаам много потрудился в обители, по его молитвам совершались многочисленные чудеса. И веками память о нем бережно хранилась монахами.

Новое несчастье обрушилось на обитель во времена Смуты. Польские интервенты захватили монастырь и полностью разграбили. Однако и после этого обитель возродилась: в конце XVII века она обзавелась каменной оградой, а также двумя каменными церквями. Жизнь в стенах обители закипела с новой силой.

Но самое страшное испытание было впереди. Сразу после революции 1917 года монастырь закрыли. Часть помещений отдали ткацкой фабрике, в других разместили детский дом и школу. В годы Великой отечественной войны разобрали два храма, а прочие здания постепенно ветшали и разрушались сами по себе.

Три монахини и один ликвидатор

Осенью 1993 года к руинам приехали три монахини во главе со старшей сестрой, монахиней Елисаветой (Жегаловой). Этим трём молодым женщинам удалось на месте руин возродить обитель в прежнем великолепии и даже лучше. Так Махрищская обитель стала женским монастырём. В этом нет ничего удивительного: в 90-е годы, когда монастыри начали возрождаться к жизни, было проще обустроить именно женскую обитель, да и женщин среди монахов было в ту пору больше.

Так началась современная история Махрищской обители. Благодаря самоотверженному труду монахинь в полуразрушенные стены вернулась жизнь. А вскоре нашлись и те, кто, несмотря на то, что вырос в безбожные советские годы, твёрдо верил: без церковного возрождения у России нет будущего.

Монахини поняли, что своими силами возродить обитель им не удастся. И тогда они стали писать письма ко всем, кто мог хоть как-то помочь. На одно из таких писем откликнулся Эрик Поздышев, президент «Росэнергоатома»: когда-то он был директором Чернобыльской АЭС, лично руководил ликвидацией последствий катастрофы и строил саркофаг над ядерным реактором.  Он прислал монахиням 100 тонн угля, хотя сёстры просили 3, и помогал обители в самые тяжёлые, посткризисные годы.

Под его кураторством удалось воссоздать жилой корпус и трапезные, заменить инженерные коммуникации, запустить котельную. Благодаря чудом сохранившимся чертежам от 1905 года, было решено воссоздать храм Стефана на прежнем месте.

Там, где была волейбольная площадка на месте взорванного храма, строителям удалось обнаружить сохранившиеся древние фундаменты из больших валунов. И даже удалось найти то самое место, где были схоронены мощи преподобного Стефана. Было решено произвести раскопки, однако каждый раз что-то шло не так: то археолог уедет, то погода не позволяла… ждать, и останавливать строительство было нельзя. Значит, не время Стефану явить себя, решили монахини. Оставили всё, как есть, лишь прикрыли фрагменты сохранившегося пола новым, дощатым, да разместили поверх раку. Храм в 1997 году был освещён Патриархом Алексием II.А в 2000 году, при раскопках на месте разрушенного Троицкого собора, случилось чудо: были обретены мощи святителя Варлаама, и святитель был прославлен в лике русских святых.

Новая жизнь

Поздышев поставил монахиням условие: открыть при обители детский приют. Дело непростое, и монахиням поначалу казалось, что они не справятся с этой задачей. Но Поздышев стоял на своём:

Стройте приют – и Бог вам поможет!

Так и вышло. Из стен детского приюта «Ковчег» вышел не один десяток ребят, которые нашли свою дорогу в большую жизнь.

В 2006-2009 годы был возведён, а позже расписан новый храм в честь Пресвятой Троицы, который ныне считается главным храмом обители. Освящать его в 2010 году лично приехал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ныне в нём покоятся мощи святителя Варлаама, Махрищского чудотворца

Сейчас, глядя на изящную каменную ограду, любуясь искусной росписью стен заново возведённых храмов, верится, что все лихие времена остались позади. В обители постоянно живут и трудятся 80 сестёр. У монахинь есть иконописная и швейная мастерские, а также большое подсобное хозяйство – пасека, коровник, птицеферма и пастбища. Своим трудом сёстры обеспечивают необходимыми продуктами и обитель, и приют, и многочисленных паломников, и туристов, производят вкусную молочную продукцию - всем хватает. А руководит обителью по-прежнему игумения Елисавета.

Общее дело

Кажется, что храм очень богатый, однако сам монастырь живёт бедно: монахиням сложно вести такое большое хозяйство. Рассчитывать практически не на кого: у монастыря нет прихода, лишь заезжие паломники. Сёстры сами себе и жнецы, и медики, и ветеринары. 80 га пашни обработать женскими руками непросто, приходится привлекать рабочих, брать в аренду технику. добавьте к этому поистине огромные расходы на коммунальные услуги: газ, вода, электричество. Сложно и приют содержать, в котором на данный момент 30 воспитанниц. Всех их нужно накормить в первую очередь, поэтому сёстры всегда рады любым пожертвованным продуктам.

Но не для себя живут монахини, а для Бога и людей, пришедших помолиться, получить утешение и духовное окормление, поисповедоваться у священников, причаститься. Это и есть самая большая миссионерская работа монастыря. Храм - это Небо на земле. И труды по благоукрашению Божьего храма – одно из самых важных дел. На это монастырь тратит каждую возможную копейку.

Сейчас предстоит сделать росписи храма преподобного Стефана Махрищского, в котором покоятся его честные мощи - главная  святыня обители. Работы по росписи уже начаты, выполнен рисунок свода. Художники, расписывающие храм, работают, что называется в рассрочку. Но расписать храм – великое дело, и совершить его возможно только «всем миром».

Все, кто желает помочь обители поскорее обрести росписи, могут пожертвовать на общее дело, обратившись в монастырь. Или лично приехать в гости: в обители всегда рады паломникам, а монахини с удовольствием покажут вам живописные пруды с уточками и тенистые аллеи. Именно в таких местах понимаешь: пока жива память о великих наших подвижниках – жива и земля Русская.

  • Росписи Стефановского храма
  • foto_1
  • Стефановский храм
  • foto_3
  • foto_4
  • foto_5
  • foto_6
  • foto_7
  • foto_8
  • Храм Петра и Павла
  • foto_10
  • foto_11
  • foto_12
  • foto_13
  • foto_14
  • foto_15
  • foto_16
  • Росписи Стефановского храма
  • Стефановский храм
  • Храм Петра и Павла
1 / 17
Крупнее
подсказка закрыть листать
Росписи Стефановского храма
Росписи Стефановского храма
Стефановский храм
Стефановский храм
Храм Петра и Павла
Храм Петра и Павла
1 / 17

Реквизиты для пожертвований:

Православная религиозная организация Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви

р/с 40703810741160000097, ИНН 3311001958, КПП 331101001

 Владимирский РФ ОАО "Россельхозбанк" г. Владимир

БИК 041708772, к/с 30101810600000000772

ОГРН 1033303602650

Для заключения договора:

… в лице Игумении Елисаветы (Жегаловой Т.В.), действующей на основании Устава.

Для перечисления пожертвований в назначении платежа писать:

«Пожертвование на уставную деятельность»

Адрес:

601632 Владимирская обл., Александровский р-н,  с. Махра

Эл.почта: 27071353@mail.ru

Сайт: www.stefmon.ru

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Подлинность списка «умного голосования» подтвердил Навальный Далее в рубрике Подлинность списка «умного голосования» подтвердил НавальныйРуководитель ФБК вступился за депутата нахомившего своим избирателям Читайте в рубрике «Культура» Как голод стал неурожаемПечальная традиция, которая живет и процветает Как голод стал неурожаем
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!