Новости – Люди












Люди
«Из-за десяти дней знакомства одиннадцать лет строгого режима»

Здание Верховного суда Татарстана в Казани. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Завершается судебный процесс по делу исламистов из Татарстана, подорвавшихся на собственной бомбе; защита: дело строится на показаниях, выбитых из случайного человека
24 сентября, 2013 07:20
4 мин
В Верховном суде Татарстана завершается рассмотрение дела 23-летнего Тауфика Байбекова, обвиняемого в подготовке терактов и незаконном хранении взрывного устройства. Прокурор попросил для него одиннадцать лет колонии строгого режима, пишет «Вечерняя Казань».
В четверг 26 сентября Байбеков выступит с последним словом, после чего ему будет вынесен приговор. По версии обвинения, подсудимый входил в террористическую группу, деятельность которой была направлена на «устрашение населения, дестабилизацию общественной безопасности» с целью повлиять на республиканские власти и добиться «установления законов и условий жизни в соответствии с нормами шариата».
Террористы намеревались кинуть «коктейль Молотова» в ночной клуб и взорвать бомбу в «месте массового скопления сотрудников полиции», сообщил в суде гособвинитель Ильдар Мухамедзянов. Бомбу они планировали замаскировать под бордюрный камень, уверено обвинение, но теракт совершить не удалось. Кроме Байбекова в группе состояли еще четыре человека: 27-летний Давид Дорохов из Нового Уренгоя, уроженец Дагестана 24-летний Рамазан Курбанов, 27-летний казанец Азат Сейфуллин (Салахов) и 32-летний гражданин Узбекистана, чье имя не называется.
По версии следствия, около двух часов ночи 20 августа 2012 года в Зеленодольском районе Татарстана недалеко от автотрассы Казань — Зеленодольск три человека взорвались в автомобиле ВАЗ-2110. Около машины оперативники нашли автомат Калашникова и религиозную литературу. Останки погибших были собраны и с помощью генетической экспертизы идентифицированы; позже СМИ сообщали, что погибших было не трое, а четверо.
Следствие предполагает, что взрыв в автомобиле произошел в тот момент, когда террористы пытались изготовить взрывное устройство. Об этом телерадиокомпании «Казань» сразу после инцидента на трассе Казань — Зеленодольск сообщил помощник руководителя СУ СКР по Татарстану Андрей Шептицкий.
О погибших известно мало. Большинство СМИ, освещающих процесс Байбекова, основываются на информации ФСБ, сотудники которой вели слежку за предполагаемыми террористами. Достоверно известно, что Сейфуллин имел судимость за распространение наркотиков и активно участвовал в митингах фундаменталистов в Казани, а Курбанов несколько месяцев отсидел за драку в Казани. По данным ФСБ, лидер казанской террористической группы Давид Дорохов был связан с соратниками Шамиля Басаева, а Курбанов — с Кизлярским джамаатом.
Тауфика Байбекова арестовали в Казани 20 августа 2012 года через несколько часов после взрыва машины группы Дорохова. Оказалось, что ФСБ прослушивало телефоны всех участников группы. По версии обвинения, во время обыска дома у Байбекова были изъяты «коктейль Молотова», осколочная оболочка взрывного устройства (обрезок стальной трубы), замаскированная под бордюрный камень, и электромеханическая бомба с поражающими элементами.
Характеризуя подсудимого Байбекова, гособвинитель Мухамедзянов сообщил суду, что тот исповедует ислам, владеет арабским языком, ранее носил бороду и нигде не работал, учился в казанском медресе «Нурулла» и два года учился в Сирии.
Адвокат Байбекова, руководитель регионального юрпункта правозащитного центра «Мемориал» Физули Балафендиев рассказал «Русской планете», что его подзащитный никого взрывать не собирался, а оговорил себя из-за избиений, которыми сопровождались допросы.
утверждает Балафендиев.
Действительно, версии следствия с момента ареста Байбекова неоднократно менялись. Террористическую группу, к которой его приписывают, подозревали в причастности к покушению на муфтия и убийству начальника учебного отдела ДУМ Татарстана 19 июля 2012 года в Казани. Предполагали также, что группа хотела провести теракт в День республики 30 августа, на празднование которого в Татарстан собирался приехать президент Владимир Путин. Но в конце концов следователи остановились на версии, что группа Дорохова намеревалась организовать теракт, чтобы сорвать Универсиаду. Эта версия и была озвучена гособвинителем в суде, причем подкреплена она была первыми показаниями Байбекова, от которых он впоследствии отказался.
«Ну, какую Универсиаду сорвать? Это следователи говорят, а никаких доказательств нет. Это и по времени очень далеко. Байбекова попросили сделать коробку для бомбы под бордюрный камень, но никто ему не объяснял, для чего она.
а в деле это есть только в показаниях Байбекова, где он сначала говорит, что планировали сорвать Универсиаду, потом — что хотели взорвать полицейских. Если бы еще что-то предложили, он бы и в этом сознался. Он не мог противостоять следователям. После допроса шел и вскрывал себе вены», — рассказывает адвокат.
Балафендиев отмечает, что свою вину Байбеков признал сразу, но только в том, что изготовил макет бомбы по просьбе Курбанова. «Коктейль Молотова», согласно заявлению Байбекова, сделанному в суде, ему на хранение принес Дорохов, а бомбу с будильником якобы подбросили сотрудники ФСБ при обыске. Действительно, экспертиза подтвердила отсутствие отпечатков пальцев или частиц ДНК обвиняемого на бутылке с зажигательной смесью и бомбе, изъятых в доме у Байбекова.
«Никакой организованной группы не было. Все дело держится на его собственных показаниях.
считает адвокат.
По словам адвоката Балафендиева, Байбеков в этой истории — случайный человек. Тауфик влюбился в девушку, ухаживал за ней, предложил сыграть свадьбу, и она согласилась, как рассказывает адвокат. Девушка оказалась родственницей Рамазана Курбанова. С ним он познакомился 10 августа. Байбекову просто неудобно было отказать Курбанову: он боялся, что это повлияет на отношения с его родственницей, хотя никаких специальных навыков и знаний, нужных для изготовления бомб, у него не было, полагает адвокат.
«Вот так из-за 10 дней знакомства он получит 11 лет строгого режима. Перед крупными событиями в Татарстане, будь то Универсиада или тысячелетие Казани, спецслужбы обязаны найти террористов, и они их находят», — подытожил Балафендиев.
Адвокат уверен, что суд даст его подзащитному ровно столько, сколько запросил прокурор. После приговора защитник планирует подать апелляцию на приговор.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости