Новости – Общество
Общество
Кэмерон доигрался до Brexit
Фото: Tolga Akmen / Zuma / TAСС
Британцы не поверили в «светлое будущее» под флагом Евросоюза
24 июня, 2016 09:30
5 мин
Противники сохранения членства Великобритании в ЕС набрали более 16,7 млн голосов избирателей. Brexit поддержали более 50% подданных Соединенного Королевства при явке примерно 32 млн человек (73% от имеющих право голоса). Такие данные были получены после обработки бюллетеней в 376 из 382 избирательных округов. Разрыв между сторонниками и противниками Brexit составляет более 3% (51,7% за, 48,3% против).
СПРАВКА: Лагерь сторонников сохранения членства Великобритании в ЕС был представлен большей частью политической, творческой и интеллектуальной элиты королевства. Во главе движения «Голосуйте за "остаться"» (Vote Stay) стоял премьер-министр Дэвид Кэмерон. В день голосования он написал в Twitter о том, что «наших детей и внуков» ждет светлое будущее, если британцы не поддержат Brexit.
Последние месяцы британскую аудиторию запугивали прежде всего экономическими последствиями выхода из ЕС. Правящий истеблишмент утверждает, что экономике королевства будут угрожать рецессия, повышение ставки рефинансирования, увольнение сотен тысяч людей, обвал курса фунта стерлингов и подрыв статуса Лондона как мирового финансового центра.
Лагерь евроскептиков был представлен двумя яркими фигурами: лидером Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджелом Фаражем и экс-мэром Лондона Борисом Джонсоном. Сторонники Brexit апеллируют в основном к национальному самосознанию британцев и пытаются доказать, что Великобритания сможет избавиться от «недугов» ЕС и начать нормальное самостоятельное развитие без оглядки на мнение Брюсселя. По мнению Фаража, 23 июня может войти в историю королевства как День независимости (#IndependenceDay).
Обещание от Кэмерона
Право страны на выход из Евросоюза закреплено в статье 50 Лиссабонского договора (2007 год). Четко прописанная процедура отсутствует, но согласие на освобождение члена ЕС от обязательств должен дать европейский парламент. Если с Брюсселем не получится достигнуть компромисса, то договоры «прекращают применяться к заинтересованному государству… через два года с момента уведомления». То есть при всем желании правительство Кэмерона не сможет совершить Brexit в короткие сроки.
Проживающий в Гааге политолог Владимир Корнилов отметил, что у британского референдума есть один важный нюанс: «Результаты референдума, как и в Голландии, не носят обязательного характера. Кэмерон обещал мгновенно начать юридическую процедуру выхода из союза, если британцы не поддержат нынешний статус страны. Но я уверен, что власти тут же начнут танцы с бубнами по поводу того, как обойти волю народа и как выгоднее сторговаться с Евросоюзом. Правительство попытается принять решение о выходе из ЕС и в то же время не выходить из него».
По словам Корнилова, Великобритании предстоит пройти большой путь, чтобы избавиться от обязательств перед Брюсселем. «Согласно подсчетам британских экспертов, в том числе сторонников Brexit, королевству понадобится на бюрократические процедуры 5‒7 лет. Будет необходимо провести бесчисленные переговоры и серьезно изменить законодательную базу. За это время может произойти очень много событий, которые повлияют на повестку дня и результат прошедшего плебисцита. Я даже слышал о разговорах провести новый подобный референдум», — говорит Корнилов.
«Преференцированный» член ЕС
Великобритания всегда была особым членом Евросоюза. 1 января 1973 года после ожесточенных внутриполитических дебатов королевство вошло в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), но уже через два года провело референдум по поводу сохранения членства. Впоследствии Лондон последовательно саботировал унификационные потуги континентальной Европы и пытался добиться экономических и правовых преференций.
Пожалуй, главной уступкой Евросоюза Великобритании стало согласие сохранить фунт стерлингов, который до сих пор остается одной из самых крепких валют мира. Несмотря на особое положение, Великобритания старается публично не ангажировать приверженность «общим европейским ценностям» и крайне слабо участвует в процессе расширения ЕС. Свою позицию Лондон нередко выражает в ультимативной форме, не проявляя желания идти на компромисс.
Данное в 2013 году обещание провести референдум о Brexit было частью предвыборной программы Дэвида Кэмерона. В мае 2015 года консерваторы победили, а 9 июня британский парламент одобрил идею плебисцита. Первоначально Кэмерон воздерживался от оценок по поводу возможного выхода королевства из ЕС, но позже стал абсолютным противником Brexit. То есть Кэмерон инициировал референдум о выходе, а потом принялся каждый день предупреждать о негативных последствиях Vote Leave.
Перед выборами премьер хотел удовлетворить запросы евроскептиков и заработать голоса на традиционно сильных в Британии еврофобских и изоляционистских настроениях. Жесткая позиция по отношению к ЕС соответствует дискурсу Консервативной партии, однако реальный Brexit, на разговорах о котором Кэмерон смог сохранить кресло премьера, — это нечто из области фантастики.
Ситуацию для британского руководства осложняет то, что европейские лидеры и США единодушно выступили против исключения Соединенного Королевства из состава ЕС. Нейтральную позицию заняли только Франция и Россия, посчитавшие, что британцы вольны поступать, как им вздумается. Brexit — это удар по авторитету правящей элиты Великобритании и самой идее европейского единства, которая является фундаментом Евросоюза. Кэмерон решил поиграть с чувствами британцев и доигрался.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости