Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Памятник мужеству

Douglas DC-3/C-47. Фото: nordroden.livejournal.com
В Красноярск доставят ленд-лизовский «Дуглас», совершивший аварийную посадку в тундре почти 70 лет назад
Полина Виноградова
14 августа, 2016 12:00
9 мин
Из Красноярска на полуостров Таймыр отправилась экспедиция «Дуглас ждет!», организованная при поддержке Русского географического общества и компании «Норильский никель». Ее участники собираются привезти и восстановить раритетный самолет «Дуглас» С-47, совершивший аварийную посадку в глухой тундре почти 70 лет назад. На месте крушения самолета будет установлен памятный знак. РП узнала, почему и как отреставрированный борт С-47 со временем станет памятником полярным летчикам и всем покорителям Русского Севера.
Слепой полет и вынужденная посадка
Самолет С-47 DL попал из США в СССР по действовавшей во время Великой Отечественной войны программе поставок по ленд-лизу.
— Этот самолет передали советским летчикам 12 марта 1943 года в городе Фербэнкс на Аляске. В Красноярский край «Дуглас» был доставлен по той самой прославленной авиатрассе Аляска — Сибирь, по которой попадали на фронт все ленд-лизовские самолеты из США, — рассказывает РП историк и краевед Иван Савельев. — Однако именно этот «Дуглас» остался в тылу: с марта по ноябрь 1943 года он входил в состав 7-го перегоночного авиационного полка, летавшего по трассе Аляска — Сибирь. Затем решено было передать его Управлению полярной авиации Красноярского края и использовать для проведения ледовой разведки в районе Карского моря. А когда война закончилась, благополучно доживший до Победы «Дуглас» был передан Красноярскому управлению гражданского воздушного флота. До 1947 года он перевозил людей и грузы за Полярным кругом, а 23 апреля 1947-го был вынужден совершить аварийную посадку на полуострове Таймыр в глухой тундре, где до ближайшего поселка Волочанка нужно было добираться 180 км.
В роковой для него день «Дуглас» вылетел из аэропорта Косистый в бухте Кожевникова на побережье Карского моря, чтобы перевезти грузы и пассажиров «Нордвикстроя» в Дудинку. На его борту было 26 взрослых пассажиров и трое детей, 852 кг груза и багажа. Через полчаса полета у самолета отказал левый мотор. Командиру экипажа Максиму Тюрикову, опытному полярному летчику с 15-летним стажем полетов и целым списком наград, пришлось принимать сложное решение. Вернуться в Косистый было уже нельзя: когда самолет вылетал, шел непрерывный снег, видимость не превышала одного километра, причем погода продолжала ухудшаться. Поэтому Тюриков решил лететь на одном моторе в сторону Хатанги в надежде, что там погода окажется летной. И тут выяснилась подробность, едва не стоившая жизни всему экипажу и пассажирам. Оказалось, что на правом моторе не работает генератор. Поэтому у рации быстро кончился заряд аккумулятора, и «Дуглас» остался без связи. Пришлось лететь вслепую и пытаться как-то самостоятельно ориентироваться и держать верное направление в условиях почти полного отсутствия видимости.
Когда Хатанга уже должна была показаться на горизонте, стало понятно, что самолет все-таки заблудился и не сумел удержать верный курс. Тогда Тюриков решил лететь к следующему аэропорту на маршруте — Волочанке. Но на пятом часу полета «Дуглас» попал в область обледенения и был вынужден резко изменить направление. Вскоре ему удалось выбраться из полосы непогоды, но понять, где они находятся, пилоты не смогли.
И тут у «Дугласа» отказал и правый мотор, перегревшийся из-за двойной нагрузки. У Максима Тюрикова больше не оставалось выбора — пришлось пытаться посадить самолет прямо в тундре. Попытка приземлиться на глубокий снег закончилась тем, что «Дуглас» встал на нос, потом ему сорвало левый мотор от удара о наст, и лишь после этого он снова встал на выпущенные шасси. Мастерство пилотов и удача помогли избежать катастрофы — ни один из пассажиров не пострадал, все отделались ссадинами и синяками.
Спасенные и пропавшие без вести
Douglas DC-3/C-47
Douglas DC-3/C-47. Фото: nordroden.livejournal.com
Как опытный полярный летчик Максим Тюриков понимал: лучше всего не покидать самолет и ждать помощи всем вместе — поиски обязательно будут организованы, как только выяснится, что «Дуглас» не прибыл в порт назначения. Однако пассажиры не разделяли его уверенности. Когда через три дня помощь так и не пришла, они настояли на том, чтобы экипаж сам попытался выйти к людям. Тогда Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Пискарев, бортрадист Алексей Смирнов и несколько пассажиров-добровольцев решили добраться до какого-нибудь населенного пункта. Больше их никто не видел.
Организовывать быт оставшихся у самолета пассажиров до прихода помощи пришлось второму пилоту Сергею Аношко. Он собрал все запасы еды и разделил ее на порции, которых должно было хватить до прихода помощи. Однако дни шли, ее все не было, и вскоре еды осталось всего по одной ложке на человека в день. Люди страдали не только от голода, но и от мороза. Лишь благодаря тому, что они сожгли обшивку и часть груза, никто не погиб — обошлось небольшими обморожениями рук и ног.
— Поиски пропавшего самолета начались в тот же день, 23 апреля. Однако они долго не давали результата, поскольку «Дуглас» искали совсем не там, где он приземлился, а там, где должен был быть по плану полета, — рассказывает Иван Савельев. — Лишь 11 мая 1947 года самолет и группу людей возле него сумел заметить Федор Шатров — летчик, которого знали на всем Русском Севере, герой Советского Союза, специально присланный для проведения поисковых работ. После этого всех вывезли с места аварии на собачьих упряжках живыми и практически невредимыми.
Поиски Тюрикова и восьми его спутников продолжались до 1 сентября 1947 года. Однако никакого результата они не дали, хотя в них принимала участие не только авиация, но и местные оленеводческие бригады. Казалось, что девять человек исчезли бесследно, поэтому 22 октября 1947 года все они были официально признаны пропавшими без вести.
— Лишь 23 октября 1953 года местный охотник Филипп Саханин обнаружил в районе реки Шейтан скелет человека. По сохранившимся документам — удостоверению пилота, летной книжке, партбилету — стало понятно, что это останки командира «Дугласа» Максима Тюрикова, — продолжает Иван Савельев. — Как он добрался до реки, расположенной примерно в 150 км к юго-западу от места аварийной посадки, почему и когда погиб, установить не удалось. До сих пор неизвестно, что стало с остальными восемью его спутниками, они продолжают считаться пропавшими без вести. Судьба самого самолета оказалась не менее печальной: «Дуглас» обследовали, признали пригодным для капитального ремонта, но списали, поскольку пришли к выводу, что доставить его в мастерскую невозможно.
В воздух через 70 лет
В состав экспедиции Русского географического общества, которая пытается сделать это спустя почти 70 лет, входит дочь Максима Тюрикова Авелина. Для нее возможность побывать на месте, где ее отца видели живым в последний раз, привезти домой горсть земли с места аварии — настоящий подарок судьбы.
— Когда мы узнали, что самолет отца попал в аварию, мне было всего шесть лет, а моему брату — два годика, — говорит РП Авелина Анциферова. — За полгода до этого умерла наша мама, папа очень тяжело переживал ее кончину. Отца поддерживало только то, что он был действительно влюблен в свою работу, в полярную авиацию. Ведь он даже меня назвал в честь авиационной линии – АвИлина, правда, потом букву «И» в имени мне заменили на «Е». Когда папа пропал, мы очень долго верили, что он жив, что его удастся найти. То, что этого не случится, осознали лишь шесть лет спустя, когда было обнаружено его тело. К нам многие приходили, чтобы выразить соболезнования. Мы получали и благодарственные письма от пассажиров, которых удалось найти и спасти. Отец всегда был и останется для нас настоящим героем. Я счастлива, что его подвиг не забыт.
Участники экспедиции уже начали разбирать самолет на составные части, чтобы доставить его в Красноярск. Это непростая задача: за годы, проведенные под открытым небом, все болты и гайки заржавели, поддаются с трудом. После того как завершится эта часть работы, разобранный «Дуглас» перевезут вертолетом на Енисей и на барже отправят в Красноярск, где самолет соберут и отремонтируют. Возможно, борт С-47 удастся отреставрировать настолько, что он снова сможет летать. В состав экспедиции входит американский пилот Гленн Мосс, располагающий большим опытом полетов на «Дугласах» и знакомый с тонкостями их технического устройства. Он поможет российским коллегам достичь поставленной цели.
— Мы надеемся, что восстановленный «Дуглас» станет одним из центральных экспонатов Музея освоения Русского Севера, которому он будет передан, — сообщил РП Игорь Спириденко, руководитель экспедиционного центра Русского географического общества. — Однако пока рано заявлять, что нам непременно удастся отреставрировать «Дуглас» до летного состояния. Это сложная, но важная задача, ведь ни в одном из музеев нашей страны больше нет ленд-лизовского самолета этого типа. А этот «Дуглас» сохранился лучше остальных, и к тому же это больше, чем просто самолет — это памятник мужеству наших полярных летчиков.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ