Новости – Общество
Общество
Иран – «невеста на выданье»
Фото: AFP/Carlos Barria
«Русская планета» анализирует итоги снятия основных санкций с Тегерана
18 января, 2016 17:15
7 мин
Исламская Республика Иран открыла новую страницу в своей истории. В минувшие выходные западные страны отменили ключевые санкции против экономики ИРИ. Это было сделано после начала реализации Тегераном заключенных в июле 2015 года соглашений об урегулировании конфликта вокруг ядерной программы. В обмен на отмену санкционного режима Иран позволил международным наблюдателям (МАГАТЭ) контролировать производственные процессы на ядерных объектах.
В 1990-е и 2000-е годы США, Евросоюз и Совет Безопасности ООН приняли в отношении Тегерана несколько блоков финансовых и торгово-экономических санкций. Ограничения больно ударили по банковской сфере, сырьевому сектору и обороноспособности страны. Эксперты полагают, что Иран из-за своей бескомпромиссной позиции понес громадный экономический ущерб.
По мнению политологов, излишняя жесткость во внешней политике погубила карьеру президента Махмуда Ахмадинежада (2005-2013). Главой государства народ избрал более компромиссную фигуру в лице Хасана Роухани, который ранее получил поддержку Верховного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи. Седьмой президент Ирана начал активный переговорный процесс, завершившийся в итоге успехом.
Как пишут деловые СМИ, с отменой санкций Иран наконец-то сможет реализовать колоссальный экономический потенциал. По словам главы Центрального банка ИРИ Валиуллы Сейфа, только разморозка счетов вернет стране 32,6 млрд долларов. А после окончательной отмены санкций США Тегеран получит доступ к активам на сумму в 50 млрд долларов.
Кроме того, через несколько дней иранские финучреждения будут подключены к системе международных межбанковских переводов и взаиморасчетов SWIFT. Но самое главное благо для Ирана — это возможность экспансии на мировом сырьевом рынке. Замминстра нефти ИРИ Хосейн Амир Заманиниа заявил, что Тегеран готов нарастить ежесуточный экспорт с 1 до 1,5 млн баррелей.
Встреча Джона Керри с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом
Враг номер один
Картину «светлого будущего» для Ирана омрачает политика США, где львиная часть политической элиты (прежде всего, республиканцы) требуют сохранить санкционный режим и продолжить давление на ИРИ. В минувшие выходные американский президент Барак Обама подписал два указа: первым он частично отменил старые санкций, а вторым — ввел новые. Ограничительные меры направлены против индустрии ракетных технологий. Поводом к продолжению санкционной политики стали испытания Ираном баллистических ракет.
Обама торжественно объявил, что у Тегерана «теперь нет материала для создания даже одной (атомной) бомбы». При этом он подчеркнул, что реализация сделки не разрешит всех проблем в межгосударственных отношениях. Хозяин Белого Дома предупредил, что Вашингтон будет усиливать санкционное давление на Тегеран.
В чем юридический смысл подобных мер, совершенно непонятно. Баллистические ракеты — это потенциальные средства доставки атомного оружия, которого, как сказал сам Обама, у Ирана нет и быть не может. Представитель МИД Ирана Хосейн Джабер Ансари назвал очередные американские санкции «незаконными».
О сущности американской политики в отношении ИРИ вполне красноречиво говорит небольшое обращение, которое сделал Обама к иранскому народу. Президент США попытался вбить кол между гражданами и руководством страны. Обама похвалил богатую культуру Ирана и пожурил власти за агрессивную изоляционистскую повестку дня. В связи с этим он призвал иранцев выстраивать «новые связи с миром» и искать «новый путь к лучшему будущему».
Обама дал понять, что Вашингтон продолжит раскачивать Иран всеми возможными способами. Цель США — свержение непослушного политического режима. Крах иранской государственности откроет для Америки широкие возможности на пути дальнейшей хаотизации ситуации на Ближнем Востоке.
Госпереворот или гражданская война в ИРИ приведут к увеличению влияния лояльных США суннитских государств, что значительно осложнит положение законных властей Сирии. Ослабление Тегерана ударит и по нашей стране. Иран — региональный противовес недоброжелателям из Анкары и Эр-Рияда, а также главный союзник в сирийском конфликте.
Иран останется другом
Как уже неоднократно говорил РП Сергей Демиденко, доцент Института общественных наук РАНХиГС, отмена санкций превращает Иран в «невесту на выданье». По его мнению, все заинтересованные стороны будут бороться за рынок ИРИ. При этом, следуя экономической логике, Тегеран повернется лицом к ненавистному Западу, так как ему понадобятся масштабные инвестиции и современные технологии в нефтегазовой сфере. Здесь у Москвы, к сожалению, проигрышная позиция.
Возвращение Ирана на сырьевой рынок станет дополнительным фактором снижения цены на нефть. На новости об отмене санкций стоимость барреля нефти марки Brent обвалилась ниже 30 долларов. Для нефтедобывающих стран, в число которых входит Россия, нынешний год будет периодом тяжелейшего испытания. Дешевое иранское сырье может окончательно обвалить и без того перенасыщенный нефтяной рынок. Согласно осторожным прогнозам, ситуация может выправиться лишь к 2017 году.
Руководство РФ, видимо, предвидело мини-катастрофу в краткосрочной перспективе. Поэтому после победы Роухани Москва пытается сформировать долгосрочный положительный задел в двусторонних отношениях. Прежде всего, Москва стремится стать главным партнером Ирана в сфере электроэнергетики. В конце 2015 года «Ростех» и Тегеран заключили контракт на поставку оборудования для ТЭЦ стоимостью 4,8 млрд долларов, а в планах у «Росатома» строительство нескольких энергоблоков для АЭС «Бушер».
Оптимистичные ожидания связаны с развитием военно-технического сотрудничества. Тегеран был лишен возможности получать новейшие военные технологии и вооружения из-за рубежа. После отмены санкций в этой сфере и восстановлению экономики Иран может стать одним из главных покупателей военной техники на Ближнем Востоке. В условиях геополитического противостояния с США спросом у ИРИ будут пользоваться естественно российские вооружения.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов считает, что Россия и Иран не станут конкурентами на мировом нефтяном рынке. «На эту тему очень много спекуляций. Тегеран, скорее всего, просто вернет прежние рынки сбыта. Ведь состав иранской нефти сильно отличается от российской. Нефть нефти рознь. Иран составит конкуренцию не нашей стране, а государствам Персидского залива», — сказал собеседник РП.
Куртов добавляет, что большие перспективы у России и Ирана открываются в сельскохозяйственной сфере. «Помимо вооружений, Москва может нарастить поставки зерна, а Тегеран — заменить плодоовощную продукцию, которую раньше экспортировала Турция. Какой бы не была экономическая ориентация Ирана, общность политических подходов с Россией никуда не денется», — резюмирует востоковед.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости