Иосиф Волоцкий: монах, богослов, обличитель
3 мин чтения
Иосиф Волоцкий. Источник: sayda-afonina.ru

Иосиф Волоцкий. Источник: sayda-afonina.ru

В спорах с ним отступали еретики и князья

Он отстаивал право монастырей владеть землями и возглавил движение против иудейской ереси, проникшей на Русь в XV веке. 22 сентября Церковь чтит память преподобного Иосифа Волоцкого — богослова и основателя обители, которая здравствует и поныне.

Ученичество

Житие Иосифа Волоцкого говорит: в возрасте 20 с небольшим лет он пришел в Саввин монастырь в Твери, желая стать монахом, но увидел там сквернословие, поразившее его. Тогда он покинул обитель и пошел дальше, и в конце концов путь привел его в Боровск к преподобному Пафнутию. Тот принял юношу и взял к себе в келью, «уча и наказуя иноческому жительству». Они прожили бок о бок 18 лет, и так, полагают составители жития, продолжилась славная традиция преемственности русского монашества: Пафнутий когда-то был учеником полуслепого старца Никиты, а тот, в свою очередь, был родственником и учеником самого Сергия Радонежского.

Интересный факт: после пострижения Иосифа (до пострижения он носил имя Иван) в монахи ушли трое его братьев, трое племянников, отец и мать. Причем отец — дворянин с литовскими корнями и владелец вотчины в Волоцком княжестве — поселился в том же Боровском монастыре, что и сын.  Монах Досифей (Топорков), родственник преподобного Иосифа, писал о нем: «В потребах служения монастырского искусен был паче всех сущих тамо. И возрастом умерен и лицем благообразен, браду имея дожною мерою — тогда темнорус, в старости же сединами сияя».

Устав

В 1477 году скончался преподобный Пафнутий, завещав управление монастырем Иосифу. Однако вскоре на нового игумена возроптала братия: недовольство монахов вызвал строгий общежительный устав, введенный Иосифом. В 1479 Иосиф тайно оставил обитель и отправился странствовать.

Жития сообщают: Иосиф останавливался в разных монастырях под именем безвестного монаха, но ученость выдавала его высокий сан — игумена узнали в Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив в этой обители одно лето (по другим данным, более года), Иосиф отправился на родину, в Волоцкое княжество (близ современного Волоколамска), чтобы основать там новую обитель — такую, где, как ему мечталось, монахи жили бы жизнью строгой и постнической.

В устроении монастыря Иосифу помог волоцкий князь Борис Васильевич. Вскоре там был введен в действие написанный Иосифом устав. Устав вводил строгую дисциплину: он запрещал монахам пропускать службы по причинам иным, кроме тяжкой болезни, отлучаться из обители, разговаривать за трапезой и в кельях, возлагал на монахов обязанность ежедневного физического труда. Кроме того, вводился полный отказ от собственности и равенство насельников. В поздней редакции устава Иосиф разрешит монахам покупать и продавать различные вещи (в первую очередь иконы и книги), а принцип равенства заменит принципом «трех устроений», разделив монахов по их силам и возможностям.

Стяжатели и нестяжатели

История становления обители выглядит так: в первые два года монастырь, которому катастрофически не хватало средств, получил в дар от полоцкого князя Бориса Васильевича четыре села. При этом князь нередко сам привозил в обитель еду и питье.

В последующие годы в пользу обители передали еще ряд окрестных сел — дело почившего князя Бориса продолжил его наследник, князь Федор Борисович. Монастырские владения освободили от всех налогов, вывели за рамки местного судебного производства, выделили двор для представительства в Волоке Ламском (современный Волоколамск), разрешили без пошлины держать ловцов рыбы на озере Селигер — это лишь краткий перечень «дарений» со стороны княжеской власти.

В начале XVI века очевидное процветание Иосифовой обители втянуло ее в большой богословский спор. В это время московский князь Иван III задумал осуществить изъятие монастырских вотчин. В 1503 году по его инициативе собрали Церковный собор, где главным поставили вопрос о церковном землевладении (есть версия, что часть участников даже не ведала о том, что это будет обсуждаться, — вероятно, таким образом князь хотел застать их врасплох).

Позицию Ивана III на Соборе выражали старцы-монахи Нил Сорский и Дионисий Каменский. Они заявили, что монастыри должны отказаться от сел, потому что изначально сел у них не было, а кормились чернецы только физическим трудом своим (в оригинале — «рукоделием»). За эту позицию Нила и Дионисия позже назвали «нестяжателями».

Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырских вотчин, за что позже его назвали «стяжателем», а его последователей — «иосифлянами». В своей речи он указал, что обычай владеть селами появился с самых времен зарождения монашества. По его словам, такая практика издревле существовала на Афоне и впоследствии была перенята Киево-Печерской лаврой. Отчуждение вотчин приведет к исчезновению монашества — таков был итог его речи, и Собор поддержал его.

«Значение этого события очень велико», — пишет историк Алексей Алексеев. В случае отчуждения вотчин ущерб понесли бы культура и просвещение, средоточием которых были монастыри, а церковь фактически встала бы под контроль государства.

Ересь жидовствующих

В 1504 году Иосиф Волоцкий выступает против еретиков. О том, что в Новгороде действует еретическое сообщество во главе с неким ученым евреем Схарией (Захарией), стало известно еще в 1490 году; из-за Схарии ересь назвали «ересью жидовствующих».

Новгородский архиепископ Геннадий в том году писал митрополиту Зосиме: еретики, среди которых немало священников и людей знатного рода, отвергают божественную природу Христа, глумятся над иконами и крестом, по манеру иудеев почитают субботу выше Воскресения Христова.

Был созван Собор, часть еретиков осудили и разослали по монастырям (есть сведения, что в Новгороде их перед этим провезли по городу в колпаках из бересты, с табличками «Се сатанино воинство»). Однако ересь продолжила развиваться внутри православного священства и проникла в Москву.

В 1504 году для борьбы с еретиками созывают новый Собор — фактически он положил конец ереси жидовствующих, осудив многих на смертную казнь через сожжение (сжигали виновных в специально выстроенных деревянных срубах). Иосиф Волоцкий выступает обличителем ереси и пишет свой труд «Просветитель», или «Книгу на еретиков», в которой последовательно опровергает основные постулаты еретического учения.

Почитание

Иосифа Волоцкого канонизировали в 1579 году. В Церкви сохранились предания о многочисленных чудесах, совершенных по его молитве. Мощи преподобного хранятся в основанном им монастыре, который находится в 16 километрах от Волоколамска и называется сегодня Иосифо-Волоцким. 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Офисному планктону придется научиться работать Далее в рубрике Офисному планктону придется научиться работатьКомпании сокращают тех, кто не задействован в производстве Читайте в рубрике «Политика» Эпоха Большого КрымаБлокада Крымского полуострова может привести к отчуждению южных территорий Украины Эпоха Большого Крыма
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
24 сентября 2015, 07:54
Может и враки все это, и никто евреев в бочках заживо не жег. Хотя осадок от прочтени статьи остается
24 сентября 2015, 11:07
Очень даже может быть, что эти истории сами евреи придумывали и распространяли... Эдакая коллаборационистская пропаганда...
22 сентября 2015, 15:33
отличный пример для молодежи, как что не по-твоему сразу в сжечь
24 сентября 2015, 11:05
Не стоит так утрировать.
22 сентября 2015, 10:03
Сейчас был бы оппозиционным блоггером
22 сентября 2015, 22:16
сел бы на нары за агрессивное поведение, во время борьбы с жидоствующей, аналог группы БОРН
22 сентября 2015, 11:02
Или помощником президента Российской Федерации
22 сентября 2015, 18:41
Или лидером чаплиновских хоругвеносцев...)
22 сентября 2015, 15:33
Мог бы побороться и за лавры распиаренного Дьяка Кураева... Что кстати перестал он вещать на Русской Планете, при Пряникове не вылезал со страниц издания...
22 сентября 2015, 23:21
Думаю, почтенный старец Иосиф испытал бы шок, увидев реалии современной РПЦ
24 сентября 2015, 11:04
А вот это вы верно подметили...! И в правящую епархию вряд ли бы со своими высоконравственными нравоучениями попал бы - там конкуренция жёсткая, человек человеку волк, субординации, опять же, общаки...)
22 сентября 2015, 07:55
Вот тебе и "святой Иосиф".. А как сжигать заживо евреев в бочках - так он в первых рядах... А еще говорят на на Руси не было инквизиции
24 сентября 2015, 11:02
Ну, с инквизицией тоже сравнивать не стоит. Человек свою веру и интересы единоверцев отстаивал как-никак... Времена тогда тёмные были, по-другому не всегда получалось.
22 сентября 2015, 18:39
А то что паренёк с детских лет и вплоть до зрелого возраста, в течении 18 лет, жил в одной келье с каким-то "умудренным" мужиком - это нормально...? )
22 сентября 2015, 22:15
злость копил) а в конце прорвало
22 сентября 2015, 11:07
согласен, предпоследний абзац по "жидовствующих" испортил все впечатление о святом монахе, найдите место где в Евангелие написано что Христос призывает сжигать еретиков в бочках?...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Сравни удобство чтения
статьи на новой версии
 
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!