Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Иосиф Волоцкий: монах, богослов, обличитель

В спорах с ним отступали еретики и князья
Владимир Лактанов
3 мин
Иосиф Волоцкий. Источник: sayda-afonina.ru
Он отстаивал право монастырей владеть землями и возглавил движение против иудейской ереси, проникшей на Русь в XV веке. 22 сентября Церковь чтит память преподобного Иосифа Волоцкого — богослова и основателя обители, которая здравствует и поныне.
Ученичество
Житие Иосифа Волоцкого говорит: в возрасте 20 с небольшим лет он пришел в Саввин монастырь в Твери, желая стать монахом, но увидел там сквернословие, поразившее его. Тогда он покинул обитель и пошел дальше, и в конце концов путь привел его в Боровск к преподобному Пафнутию. Тот принял юношу и взял к себе в келью, «уча и наказуя иноческому жительству». Они прожили бок о бок 18 лет, и так, полагают составители жития, продолжилась славная традиция преемственности русского монашества: Пафнутий когда-то был учеником полуслепого старца Никиты, а тот, в свою очередь, был родственником и учеником самого Сергия Радонежского.
Интересный факт: после пострижения Иосифа (до пострижения он носил имя Иван) в монахи ушли трое его братьев, трое племянников, отец и мать. Причем отец — дворянин с литовскими корнями и владелец вотчины в Волоцком княжестве — поселился в том же Боровском монастыре, что и сын.  Монах Досифей (Топорков), родственник преподобного Иосифа, писал о нем: «В потребах служения монастырского искусен был паче всех сущих тамо. И возрастом умерен и лицем благообразен, браду имея дожною мерою — тогда темнорус, в старости же сединами сияя».
Устав
В 1477 году скончался преподобный Пафнутий, завещав управление монастырем Иосифу. Однако вскоре на нового игумена возроптала братия: недовольство монахов вызвал строгий общежительный устав, введенный Иосифом. В 1479 Иосиф тайно оставил обитель и отправился странствовать.
Жития сообщают: Иосиф останавливался в разных монастырях под именем безвестного монаха, но ученость выдавала его высокий сан — игумена узнали в Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив в этой обители одно лето (по другим данным, более года), Иосиф отправился на родину, в Волоцкое княжество (близ современного Волоколамска), чтобы основать там новую обитель — такую, где, как ему мечталось, монахи жили бы жизнью строгой и постнической.
В устроении монастыря Иосифу помог волоцкий князь Борис Васильевич. Вскоре там был введен в действие написанный Иосифом устав. Устав вводил строгую дисциплину: он запрещал монахам пропускать службы по причинам иным, кроме тяжкой болезни, отлучаться из обители, разговаривать за трапезой и в кельях, возлагал на монахов обязанность ежедневного физического труда. Кроме того, вводился полный отказ от собственности и равенство насельников. В поздней редакции устава Иосиф разрешит монахам покупать и продавать различные вещи (в первую очередь иконы и книги), а принцип равенства заменит принципом «трех устроений», разделив монахов по их силам и возможностям.
Стяжатели и нестяжатели
История становления обители выглядит так: в первые два года монастырь, которому катастрофически не хватало средств, получил в дар от полоцкого князя Бориса Васильевича четыре села. При этом князь нередко сам привозил в обитель еду и питье.
В последующие годы в пользу обители передали еще ряд окрестных сел — дело почившего князя Бориса продолжил его наследник, князь Федор Борисович. Монастырские владения освободили от всех налогов, вывели за рамки местного судебного производства, выделили двор для представительства в Волоке Ламском (современный Волоколамск), разрешили без пошлины держать ловцов рыбы на озере Селигер — это лишь краткий перечень «дарений» со стороны княжеской власти.
В начале XVI века очевидное процветание Иосифовой обители втянуло ее в большой богословский спор. В это время московский князь Иван III задумал осуществить изъятие монастырских вотчин. В 1503 году по его инициативе собрали Церковный собор, где главным поставили вопрос о церковном землевладении (есть версия, что часть участников даже не ведала о том, что это будет обсуждаться, — вероятно, таким образом князь хотел застать их врасплох).
Позицию Ивана III на Соборе выражали старцы-монахи Нил Сорский и Дионисий Каменский. Они заявили, что монастыри должны отказаться от сел, потому что изначально сел у них не было, а кормились чернецы только физическим трудом своим (в оригинале — «рукоделием»). За эту позицию Нила и Дионисия позже назвали «нестяжателями».
Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырских вотчин, за что позже его назвали «стяжателем», а его последователей — «иосифлянами». В своей речи он указал, что обычай владеть селами появился с самых времен зарождения монашества. По его словам, такая практика издревле существовала на Афоне и впоследствии была перенята Киево-Печерской лаврой. Отчуждение вотчин приведет к исчезновению монашества — таков был итог его речи, и Собор поддержал его.
«Значение этого события очень велико», — пишет историк Алексей Алексеев. В случае отчуждения вотчин ущерб понесли бы культура и просвещение, средоточием которых были монастыри, а церковь фактически встала бы под контроль государства.
Ересь жидовствующих
В 1504 году Иосиф Волоцкий выступает против еретиков. О том, что в Новгороде действует еретическое сообщество во главе с неким ученым евреем Схарией (Захарией), стало известно еще в 1490 году; из-за Схарии ересь назвали «ересью жидовствующих».
Новгородский архиепископ Геннадий в том году писал митрополиту Зосиме: еретики, среди которых немало священников и людей знатного рода, отвергают божественную природу Христа, глумятся над иконами и крестом, по манеру иудеев почитают субботу выше Воскресения Христова.
Был созван Собор, часть еретиков осудили и разослали по монастырям (есть сведения, что в Новгороде их перед этим провезли по городу в колпаках из бересты, с табличками «Се сатанино воинство»). Однако ересь продолжила развиваться внутри православного священства и проникла в Москву.
В 1504 году для борьбы с еретиками созывают новый Собор — фактически он положил конец ереси жидовствующих, осудив многих на смертную казнь через сожжение (сжигали виновных в специально выстроенных деревянных срубах). Иосиф Волоцкий выступает обличителем ереси и пишет свой труд «Просветитель», или «Книгу на еретиков», в которой последовательно опровергает основные постулаты еретического учения.
Почитание
Иосифа Волоцкого канонизировали в 1579 году. В Церкви сохранились предания о многочисленных чудесах, совершенных по его молитве. Мощи преподобного хранятся в основанном им монастыре, который находится в 16 километрах от Волоколамска и называется сегодня Иосифо-Волоцким. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин