Бизнес
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Бизнес
Русская планета
Бизнес

«Интернет – это новая цифровая гречка»

Обогатились ли операторы связи на пандемии и что ждет телеком в будущем
Елена Горбачёва
15 мая, 2020 10:03
9 мин
Обогащение
Фото: Соцсети

В разгар пандемии интернет для людей стал такой же базовой потребностью, как электричество и отопление. И оказался важнее гречки и туалетной бумаги. Трафик вырос – это, безусловно, хорошая новость для операторов связи. Однако практически полностью упал сегмент роуминга, а из-за возросшей нагрузки на сети компании вынуждены вкладывать значительные средства в модернизацию оборудования.

Что происходит с телеком-отраслью на фоне пандемии? Повысятся ли тарифы? Ускорит ли коронавирус внедрение сетей 5G? Должно ли правительство поддержать отрасль связи? На эти вопросы ответили эксперты в ходе онлайн-конференции «Пандемия как стресс-тест для сетей связи», организованной АНО «Цифровая экономика» совестно с Росконгрессом.

Во всем мире телеком-компании испытали невероятные изменения, но отрасль связи показала, что она устойчива к такого рода потрясениям, рассказал Антон Устименко, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и связи в России и СНГ Ernst & Young. Судя по последним отчетам ведущих мировых операторов, у них растет выручка за фиксированную связь, но при этом упала мобильная выручка, сильно просели роуминг и корпоративный сегмент. Так что в целом, по словам Устименко, компании рапортуют либо о довольно скромных объемах выручки, либо, как у некоторых, даже ее падение.

Любая неопределенность всегда сразу влияет на ценник, независимо от показателей. В целом отрасль просела на 10-12% по миру, но это не так уж и плохо, поскольку другие сегменты просели куда сильнее

«Пандемия изменила привычки людей. Даже в Китае, где население вернулось к нормальной жизни раньше других стран, нагрузка на сеть по-прежнему остается высокой. Люди были вынуждены сидеть дома, но многим это понравилось. «Мы продолжим учиться, смотреть видео онлайн, совершать покупки из дома. А значит, потребность в операторах связи будет по-прежнему высокой», - добавил Устименко.

Кроме того, во всем мире, не исключая и Россию, перед операторами связи встала и другая задача: социальная. С этим вызовом операторы справились – пошли навстречу клиентам, обнулили стоимость трафика на социально значимых ресурсах, кто-то сделал бесплатными звонки по межгороду, в Европе отменили штрафы за позднюю оплату счетов, и так далее.

Делать прогнозы сейчас слишком рано, считает Антон Устименко. Выручка у компаний вряд ли будет большой, и хуже всего придется Америке, поскольку там ожидается огромная безработица. Кризис показал, что на рынке лучше всего себя ощущают те компании, которые успели построить экосистемы вокруг пользователей, как это делают, например, в Яндексе или Mail.ru. «Телекомы тоже строят такие экосистемы, и это хорошая тенденция. Это все, что касается сферы развлечений, облачных сервисов, создания цифровых каналов продаж для клиента, и так далее».

Вопреки расхожему мнению, компании связи не обогатились на эпидемии.

«Я слышал – ну вот, сейчас телеком деньги мешками будут грести, потому что без интернета никто не может», - рассказал Андрей Кузяев, президент АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Действительно, потребление трафика выросло –на 40%, но выручка в базовых сегментах упала на 5-10%.

«Во-первых, мы дали бесплатно некоторые сервисы. Мы вынуждены были инвестировать огромные средства, чтобы обеспечить возросший трафик. Ни государство, ни отраслевое министерство не понимают до конца, в какой сложной финансовой ситуации на самом деле оказалась телеком-отрасль. С одной стороны, мы - та платформа, которая обеспечивает жизнеспособность экономики и общества в этих условиях, но у нас выросла нагрузка на инфраструктуру, и мы вынуждены инвестировать, при том, что выручка падает, и это серьезная проблема», - считает Кузяев.

«Совсем недавно говорили, что будущего у фиксированных сетей не будет, а все пространство заполнят сети LTE и 5G. Но жизнь показала, что это не так. Когда наступает потребность в качественном интернете – самыми надежными становятся фиксированные, оптические линии».

В период кризиса самым большим спросом пользовался интернет, он оказался важнее гречки и туалетной бумаги

Именно телеком-компании обеспечили самоизоляцию, позволили работать всем сервисам – это и развлечения, и снабжение лекарствами и питанием, все это стало возможным только благодаря интернету, добавил Кузяев. Доступ к сети – ключевая жизненная потребность, точно так же, как электричество или тепло зимой».

Если говорить об абонентах связи, то в условиях самоизоляции наметились следующие тенденции, рассказала Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2. С одной стороны, резко вырос трафик, но при этом снизилось количество активных пользователей передачи данных – те, кто потребляют больше 100 мб в неделю.

«Мы наблюдали такую картину: например, из Москвы, по которой можно оценивать состояние отрасли по стране в целом, люди разъехались. Пятая часть нашей базы выехала за МКАД. Кто-то – в Московскую область, другие – в соседние регионы, небольшая часть абонентов – скорее всего, рабочие и трудовые мигранты – покинули территорию РФ. Но даже те абоненты, которые сидели дома, особенно в спальных районах – они не отказались полностью от мобильного интернета, хотя и уменьшили его потребление. А вот на дачах трафик вырос, и очень сильно».

Когда телеком-отрасль называют главными бенефициарами пандемии – это неправда, считает Александр Соболев, директор по развитию и стратегии ПАО «Мегафон».

«Во-первых, упал роуминг. Вторая история – ритейл. Люди сидят дома, не ходят в салоны, как следствие - упала продажа девайсов. И другая причина – население беднеет, мы это уже видим. Уже идут большие цифры отключения телефонов, в том числе у бизнеса. Как социально ответственная организация, мы стараемся идти навстречу к клиентам, не повышаем тарифы, дарим возможность говорить бесплатно в минусе, и так далее. К тому же, на отрасль сильно давит ситуация на рынке валют. Так что, скорее всего, когда будут опубликованы апрельские отчеты компаний, там будет много красных цифр».

Коронакризис вряд ли выступит драйвером развития сетей пятого поколения, или 5G, считает Александр Соболев. Самая большая проблема – это спектр. Пока этот вопрос не будет решен на уровне правительства, никакого федерального внедрения сетей не будет, хотя многие компании уже тестируют 5G. «Эти сети могут обеспечить высокие скорости, но только на радиоинтерфейсе. А сейчас справиться с возросшей нагрузкой можно и другими способами, там нет проблем с точки зрения расширения пропускной способности. 5G точно не решит эту проблему, в бетонном здании это не будет заметно, там хватит и LTE. Внутри помещений мы по-прежнему будем отдавать предпочтение оптической сети».

По мнению Александра Горбунова, вице-президента по развитию компании МТС, стимулировать развитие 5G может не кризис, а выход из него. Там, где 5G действительно могут стать прорывной технологией – это, например, локальные зоны покрытия, карьеры, где можно будет дистанционно управлять техникой. Для большинства людей возможностей LTE вполне достаточно.

Чтобы уверенно себя чувствовать в новых условиях, операторам пора признать: мы неэффективны, признается Александр Соболев (Мегафон).

«У нас вся четверка операторов тратит на рекламу больше, чем «Сбер». При этом кто в стране не знает, что такое Tele2 или Мегафон? Что мы рекламируем-то? Учитывая, что люди устали разговаривать с другими людьми — зачем нам оффлайн-дистрибуция? Зачем нам столько салонов? Зачем мы себе в убыток продаем многие девайсы? Если мы хотим стать эффективными для клиентов — надо будет в отрасли что-то пересмотреть. Не изменившись, мы не сможем шагнуть на новую эффективность».

Телеком-отрасль способна стать локомотивом и вытянуть из бездны кризиса всю экономику, но ей нужно помочь, считает Максим Фаязов, директор по взаимодействию с государственными органами АО «ЭР Телеком Холдинг».

«Нам необходима благоприятная регуляторная среда, которая позволила бы операторам отвечать на текущие вызовы. По-прежнему не ясна судьба так называемого законопроекта о доступе к домам - он подвис в Госдуме. Далее, необходимы законы для дистанционного заключения договоров – сейчас их нет. Необходимо принять экономические меры, которые позволили бы создать льготную систему кредитования для инфраструктурных компаний для развития сетей связи».

Но главное – нужно снять административные барьеры, которые позитивно скажутся на отрасли и дадут возможность операторам связи выйти, к примеру, на оптовый рынок электроэнергии. «Это позволит аккумулировать дополнительные средства, которые нам сейчас очень нужны для инвестиций в инфраструктуру».

темы
9 мин